Самолёт ограниченно использовался в ряде войн и вооружённых конфликтов (Корея, Вьетнам, Кения, Алжир), в основном для фронтовой воздушной разведки и корректировки, реже — в качестве лёгкого штурмовика.
Первые полёты прототипа состоялись 1 апреля 1935 года. Серийное производство — с 1937 г. В общей сложности было построено 15 495 самолётов T-6 всех модификаций.
100 лет ВВС: авиашоу
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
мои посты о самолетах T-6
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Вот он выруливает на ВПП.
Регистрационный номер SE-BII,это Noorduyn AT-16 Harvard IIB C/N 14-245-705 Владельцы самолета: Stefan Sandberg и Niclas Amrén
Прилетел он к нам со Швеции,как и многие другие раритеты.Наступит время,когда нам не нужно будет вызывать иностранцев ,чтобы устроить парад старых самолетов?
Сразу с ходу подъем хвостового колеса и разбег.
После Второй Мировой войны ВВС США заказали фирме North American модернизированный вариант широко используемого учебно-тренировочного самолета AT-6 Texan. Самолеты АТ-6 в 1948 году переобозначили согласно новой системе обозначения ВВС США как Т-6.
В 1949 году была начата программа модернизации самолетов Т-6. На самолете установили новый двигатель фирмы Pratt & Whitney R-1340-AN-1 мощностью 600 л.с. Было переоборудовано 1802 самолетов, получивших обозначение Т-6G Texan.
Модернизированный вариант самолета принимал участие в Корейской войне, где был использован как учебный так и как вспомогательный самолет. Несколько экземпляров самолета использовались в ВВС ЮАР до 1995 года.
AT-16 это AT-6A построенные компанией Noorduyn для лэнд-лиза как Harvard,построено 1800 самолетов
Noorduyn Aircraft Ltd., компания основанная Robert B. C. Noorduyn,появилась в Канаде в начале 1934 года на основе завода Curtiss-Reid в пригородах Монреаля, Quebec.Вскоре началась работа над Noorduyn Norseman I. Версии от II до VI следовали до начала 1946, когда компания была куплена Canadian Car & Foundry (CCF).
Во время Второй Мировой войны Noorduyn начал производить учебные самолеты Harvard для Royal Canadian Air Force,производство которых продолжалось и после продажи компании. В мае 1953, CCF продала все права на Norseman специально созданной компании, Noorduyn Norseman Aircraft Ltd.,которая осуществляет поддержку этих самолетов и в настоящее время.
В наши дни, Noorduyn специализируется на системах интереьера и прочих системах хранения для самолетов (тележки для развоза еды и тп вещи).
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
ЛТХ:
Модификация T-6G
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 8.84
Высота, м 3.71
Площадь крыла, м2 25.70
Масса, кг
пустого самолета 1780
максимальная взлетная 2548
Тип двигателя 1 ПД Pratt Whitney R-1340-47 Wasp
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч 338
Крейсерская скорость , км/ч 233
Практическая дальность, км 1239
Практический потолок, м 7071
Экипаж 2
BT Series BT-9 основной учебный самолет с двигателем 400hp Wright R-975-7 Whirlwind и новым фонарем.Были получены опасные результаты по сваливанию в результате многих изменений. 42 построено. BT-9A вооруженный BT-9 с одним пулеметом в капоте и одним управляемым пулеметом в хвосте, и модифицированный фонарь. 40 построено. BT-9B небольшие отличия от BT-9, невооружен. 117 построено. 1 модифицирован как BT-9D ,который уже был модифицирован как прототип BT-14 с новыми панелями крыла и другими изменениями. BT-9C с двигателем Wright R-975-7, подобен BT-9A с небольшими изменениями. 66 построено BT-9D только один прототип, промежуточный шаг в развитии BT-14. Y1BT-10 с двигателем 600hp Pratt & Whitney R-1340-41.Первый самолет партии BT-9C завершенной как Y1BT-10. BT-10 серийная версия Y1BT-10 - прекращена BT-14 удлиненный цельнометаллический фюзеляж и новый фонарь,двигатель Pratt & Whitney R-985-25, 251 построено. BT-14A 27 BT-14 ремоторизированные двигателями 400 hp (298 kW) Pratt & Whitney R-985-11.
серия BC North American BC-1 начальная производственная версия основного учебно-боевого самолета с 600hp R-1340-47 двигателем,на первых экземплярах были круглые рули. 177 построено BC-1A новый более длинный фюзеляж полу монококк,новые внешние панели крыла,квадратные законцовки крыла и треугольный рульнаправления, 93 построено. Отличить от более поздних версий можно по блистерному обтекателю между шасси . BC-1B один BC-1A оснащенный центральной секцией крыла от AT-6A. BC-1I BC-1 модифицированный в часолет для обучения полетам по ппп, 30 модифицировано BC-2 подобен BC-1A и AT-6, сделан из NA-36 с деталями от NA-44, 3 лопастной винт.
AT серия (Texan) AT-6 Texan Advanced Trainer - подобен BC-1A с небольшими изменениями, оснащен 600hp R-1340-47 и вооружен стреляющим вперед 0.3in пулеметом, 9 изначально начаты как BC-1A и 85 построено. AT-6A подобен AT-6 но с 600hp R-1340-49 и съемными баками в центральной секции крыла, 1847 построено с 298 переданными в United States Navy как SNJ-3. Сохранившиеся переобозначены как T-6A в 1948. AT-6B подобен AT-6A но с 600hp R-1340-AN-1 с пушкой на спине в качестве стандартной, 400 построено. AT-6C подобен AT-6B но с заменой материалов на низколегированную сталь и фанеру, 2970 построено включая переданные в United Kingdom как Harvard III. AT-6D подобен AT-6B но с 24V DC электрической системой, 4388 построено включая переданные в United States Navy как SNJ-5 и в United Kingdom aкак Harvard IIA. переобозначены как T-6D в 1948. XAT-6E один AT-6D ремоторизированный 575hp V-770-9 для испытаний. AT-6F подобен AT-6D но с усиленным планером и небольшими изменениями, 956 построено включая переданные в United States Navy как SNJ-6, переобозначены как T-6F в 1948. Некоторые попали в Россию по лэнд-лизу AT-16 построенные Noorduyn AT-6A для лэнд-лиза как Harvard, 1800 построено
A-27 North American A-27 двухместная штурмовая версия AT-6 с двигателем 785hp R-1820-75 и пятью пулеметами 0.3in (два в носу, один на каждом крыле и один на спине). Обозначение использовалось для десяти самолетов .
T-6 (Texan) T-6A AT-6A переобозначенные в 1948. T-6C AT-6C переобозначенные в 1948 включая 68 перестроенных с новыми номерами. T-6D AT-6D переобозначенные в 1948 включая 35 перестроенных с новыми номерами. T-6F AT-6F переобозначенные в 1948. T-6G ранние модели AT-6/T-6 перестроенные в 1949-1953 с улучшенным оснащением кокпитов,увеличенной емкостью топлива,управляемым хвостовым колесом,модифицированной радиосистемой и 600сильным R-1340-AN-1 двигателем. 2068 модифицировано. LT-6G T-6G модифицированные для наблюдением за полем боя, 97 модифицировано. Получили имя собственное Mosquito. T-6H T-6F модифицированные по стандарту T-6G. T-6J Обозначение используемое для построенных в канаде Harvard Mk 4 предложенных Бельгии, Франции,Италии, Португалии и Западной Германии, 285 самолетов. KN-1 единственный T-6F поврежденный во время Корейской войны перестроенный в поплавковый самолет для флота республики Кореи
серия самолетов NJ/SNJ Texan NJ-1 утс по спецификации United States Navy с двигателем 550hp Pratt & Whitney R-1340-6. Некоторые позже получили более поздние версии R-1340. Подобен BT-9, 40 построено. SNJ-1 Подобен Harvard I но с центральной секцией крыла от BC-1,фюзеляжем обтянутым металлом , 16 построено. SNJ-2 Подобен SNJ-1 но с двигателем R-1340-56 и изменениях в карбюраторе и маслянной системе , 61 построено. SNJ-3 Подобен AT-6A, 270 построено и 296 передано из USAAC. SNJ-3C SNJ-3 модифицированные для посадки на палубу с гаком, 12 модифицировано. SNJ-4 Подобен AT-6C, 1240 построено. SNJ-4C SNJ-4s модифицированные для посадки на палубу с гаком. SNJ-5 AT-6D переданные из USAAC, 1573 самолетов. SNJ-5C SNJ-5 модифицированные для посадки на палубу с гаком . SNJ-6 AT-6F переданные из USAAF, 411 самолетов. SNJ-7 ранние модификации до стандарта T-6G в 1952. SNJ-7B вооруженный вариант SNJ-7. SNJ-8 заказ на 240 прекращен.
канадские Harvard Harvard I подобен BC-1 но без заднего пулемета и с 600hp R-1340-S3H1 двигателем, 400 самолетов. Harvard II подобен BC-1A, 526 построено,также без заднего пулемета. Harvard IIA (RAF & Commonwealth) это аналог AT-6C, первые поставки самолетов были с деревянной задней частью Harvard IIA (RCAF) вооруженный Harvard II - все RCAF Harvard II и IIB оснащенные пулеметами ( в крыле), ракетами или бомбами. Harvard IIB Noorduyn построил Mk.II, некоторые были заказаны для US как AT-16 для лэнд лиза. Вернулись из USAAF (1800) и 757 построено. Harvard T.T. IIB Target Tug - 42 самолета построенных для RAF компанией Noorduyn. Их число вероятно включено в общую цифру II . Harvard IIF учебный самолет для бомбометателей и стрелков - модифицированф из Mk.II установкой блистера и кокпита AT-6. Harvard III AT-6D, 537 самолетов для RAF. Harvard 4 развитие Harvard II параллельно с T-6G, и построенные Canadian Car & Foundry, 270 для RCAF и 285 для USAF. В некоторых публикациях их называют T-6J однако в документах самолетов не используется это название.