igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Naval Aviation Museum ,Pensacola,Fl ,музей Авиации в Вашингтоне и Национальный музей авиации США,Дей

Boeing P-12 он же F4B это американский самолет преследования(я не знаю как правильно перевести в этом случае pursuit) ,состоявший на вооружении United States Army Air Corps и United States Navy.
Истребитель F4B фирмы Boeing по заслугам считают в США одним из лучших истребителей-бипланов конца 20-х годов минувшего столетия. Он состоял на вооружении около 20 лет и стал последним истребителем-бипланом смешанной конструкции. Сменившие его самолеты имели уже цельнометаллическую конструкцию фюзеляжа и крыла.
Пенсакола

Вашингтон

Дейтон

Naval museum, Pensacola Fl
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В 1928 году фирма Boeing предложила флоту новый истребитель - "Модель 83". Его главным отличием от предшественников стал каркас фюзеляжа которых сваривался из стальных труб и дюралюминиевый силовой набор фюзеляжа, отдельные элементы которого скреплялись между собой болтами. В результате новый самолет, практически не уступая в прочности конструкции, серьезно выигрывал в массе. Единственное, в чем оставалось сходство "Модели 83" и истребителя F3B - у того и у другого хвостовое оперение имело дюралюминиевую обшивку.

Еще одним новшеством стала почти прямоугольная форма крыльев в плане, небольшое сужение было практически незаметно. Крылья имели два деревянных коробчатых лонжерона и деревянные нервюры. Основным конструкционным материалом силового набора крыла были сосна и красное дерево. Верхнее крыло выполнялось единым, а нижнее состояло из двух консолей.
Самолет комплектовался двигателем фирмы Pratt and Whitey R1340B максимальной мощностью 450 л.с. Вооружение осталось прежним-два синхронных 7,62-мм или 12,7-мм пулемета.

На заводе фирмы в Сиэтле построили два прототипа - "Модель 83" и "Модель 89", отличавшихся конструкцией шасси. На первом колеса крепились к стойкам, а на последнем - к индивидуальным полуосям, шарнирно соединенным посредине. Обе машины могли нести под фюзеляжем 227-кг бомбу или топливный бак емкостью 208,2 л.
Первый самолет поднялся в воздух 25 июня 1928 года с аэродрома в Сан-Диего. Второй же доставили на корабле в Анакосту, и он взлетел только 7 августа 1928 года. Оба истребителя получили одинаковое обозначение XF4B-1.
Результаты испытаний превзошли все ожидания - скорость истребителей оказалась выше, чем у всех стоящих на вооружении. Вскоре экспериментальные машины вернули на завод фирмы Boeing для доводки до соответствия со стандартами серийных машин и заказали небольшую серию из 27 самолетов, аналогичных "Модели 89" (заводские номера с А-8130 по А-8156).

Шасси неубирающееся, стойки - пирамидального типа с "ломающейся" осью. Амортизация основных стоек шасси масляно-воздушная. Тормоза колес пневматические, колодочные. Установка обтекателей колес на серийных машинах не предусматривалась - испытания этих элементов на самолете Р-12Е показали отсутствие сколько-нибудь ощутимого прироста скорости.

"Модель 89" облетали и армейские летчики. По результатам армия заказала фирме Boeing 12 машин F4B-1, получивших обозначение Р-12.
Палубная авиация ВМС получила свои F4B-1 8 августа 1929 года. Первой эскадрильей, вооруженной новыми истребителями, стала VF-1B "Рэд Риппере" с авианосца "Лексингтон". Максимальная скорость серийного истребителя превышала 281,6 км/ч. Под крылом могли подвешиваться десять 11,4-кг бомб, или под фюзеляжем одна 227-кг бомба, или вместо нее один топливный бак емкостью 155,2 л.


Последней палубной модификацией стал истребитель F4B-4, изготовленный в 92 экземплярах. Его отличали более мощный "горб" и киль увеличенной площади. Несмотря на возросшую взлетную массу, F4B-4 ни в чем не уступал ранним модификациям. Только в перегруженном состоянии на большой скорости машина начинала вести себя неустойчиво.Этой модификацией являются оба самолета которые мы рассматриваем.

Выпуск серийных машин прекратился 28 февраля 1933 года. Всего было построено 586 самолетов F4B/P-12 различных модификаций. Из них 350 находились на вооружении ВВС; два передали Таиланду - один из них и сегодня можно увидеть в Королевском Тайском музее ВВС; 25 построили для Бразилии - из них в боях участвовал только один самолет.

Хвостовое колесо самоориентирующееся. Амортизационный шток колеса закрывался брезентовой рубашкой. На армейских самолетах Р-12 вместо колеса устанавливался костыль.


В палубной авиации F4B продержались до 1935 года, им на смену пришли истребители F3F-2 фирмы Grumman с убирающимся шасси. Снимаемые с вооружения машины попадали либо в летные учебные части, либо в школы механиков. С началом войны большинство уцелевших летающих самолетов передали флоту для переоборудования в радиоуправляемые мишени для тренировки зенитчиков. Они получили обозначение F4B-4A и были успешно поражены за весьма короткий период. До настоящего времени уцелело лишь несколько экземпляров. В 1962 году один из них привели в летное состояние для участия в праздновании Дня ВМС США. Сейчас он хранится в музее аэропорта Чино в Калифорнии


Палубный истребитель F4B-4 представлял собой одноместный одномоторный одностоечный расчалочный полутораплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой и неубирающимся шасси.
Фюзеляж ферменной конструкции с силовым набором из дюралюминиевых труб, обшитый листовым дюралюминием. Панели, закрывавшие отсек агрегатов двигателя, крепились шлицевыми замками "фейри"с утапливаемой головкой. На панелях, закрывавших коробку агрегатов двигателя, имелись щели для отвода горячего воздуха.


Силовая установка самолета состояла из 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения R1340-16 фирмы Pratt and Whitney мощностью 550 л.с. Воздушный винт двухлопастный, цельнометаллический, правого вращения. Угол установки лопастей и, соответственно, шаг винта можно было фиксировать на земле в одном из трех положений. За двигателем на противопожарной перегородке располагался маслобак.


Выхлопные патрубки двигателя длинные, изогнутой формы, со скошенными концами. Головки цилиндров закрыты кольцевым капотом Тауненда, снижавшим аэродинамическое сопротивление. Картер двигателя спереди прикрывался небольшим лобовым капотом с жалюзи - он защищал картер от излишнего охлаждения зимой и на больших высотах; при повышеннных температурах летчик открывал жалюзи. Двигатель запускался от бортового аккумулятора.



вид сзади,подлезал как мог,забираясь за всякие ограничительные веревочки:-))


В носовой части фюзеляжа на мотораме из стальных труб монтировался двигатель. В свою очередь, моторама устанавливалась на первом силовом шпангоуте, выполнявшем к тому же роль противопожарной перегородки. К этому шпангоуту крепились и основные стойки шасси. Сразу за противопожарной перегородкой размещался бензобак емкостью 230 л. Сверху и сбоку фюзеляжа, перед кабиной пилота, устанавливались пулеметы. Под фюзеляжем, непосредственно по центру тяжести самолета, мог подвешиваться сбрасываемый топливный бак обтекаемой формы емкостью 208 л.

Наш борт это P-12F модифицированный по спецификации F4B-4 и окрашенный в цвета Fighting Squadron 6B "Felix the Cat" . Бортовой номер 9029(6-F-1),год выпуска 1932 (c/n 1782),по некоторым данным это полномасштабная реплика.


А теперь самолет из музея в Вашингтоне: A9241(N9329) Boeing F4B-4 C/N 1757 двигатель Pratt & Whitney R-1340-16 Boeing 235. Самолет попал в Marine Fighting Squadron 10, и служил там до июля 1933. После этого он был передан в VF-9M в Quantico, Virginia, где летал до 1939.


Кабина летчика открытого типа с креслом из дюралюминия (на большинстве самолетов), без бронеспинки. Сиденье имело чашку под спасательный парашют и могло регулироваться по высоте. Голову летчика от набегающего потока прикрывал прозрачный козырек. Через вырез в козырьке проходил установленный перед кабиной оптический телескопический прицел. Сзади подголовника размещался гаргрот хорошо обтекаемой формы, уменьшавший аэродинамическое сопротивление. В гаргроте под быстросъемной крышкой располагалось спасательное снаряжение, включавшее в себя спасательную лодку или плот, а также снаряжение и запас продуктов на случай аварийной посадки. Для удобства доступа в пилотскую кабину на верхнем крыле имелись поручни. Изнутри кабина была цвета морской волны и лишь центральная приборная доска-черной.


Хвостовое оперение - с дюралюминиевым каркасом и обшивкой; последняя выполнялась из гофрированного металла. Конструктивно горизонтальное оперение состояло из стабилизатора и руля высоты. На последнем (как и на руле направления) отсутствовали триммеры и другие устройства компенсации аэродинамических сил. Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления. Лонжероны рулей высоты и направления - трубчатые, а управление - тросовое, соответственно от ручки управления и педалей. Для жесткости стабилизатор поддерживался снизу двумя профилированными подкосами, а сверху - тросами-расчалками. Узлы навески руля направления и высоты прикрывались подпружиненными крышками.


Крыло деревянной конструкции. Площадь бипланной одностоечной коробки- 21,13 м2. Ее жесткость обеспечивалась профилированными лентами-расчалками и внутренними тросами-расчалками в верхнем и нижнем крыльях. Верхнее и нижнее крылья имели идентичную двухлонжеронную конструкцию. Лонжероны коробчатого типа. Их продольный силовой набор составляли нервюры ферменной конструкции, собранные на клею. До первого лонжерона носок крыла - с фанерной обшивкой, поверх которой все крыло обтягивалось полотном с последующим покрытием аэролаком.


Элероны с аэродинамической компенсацией располагались только на верхнем крыле и имели дюралюминиевый каркас и обшивку из листового дюралюминия. Управление элеронами жесткое, через тяги профилированной формы, подходившие к ним от нижнего крыла, где проходила проводка управления. На нижнем крыле в местах крепления подкосов могли устанавливаться бомбодержатели.

Модификации:
Model 83 один прототип с шасси-распорками и 425 сильным двигателем Pratt & Whitney R-1340-8,для испытаний Navy,более позднее обозначение XF4B-1.
Model 89 один прототип с шасси на оси и возможностью нести 500 фунтовую бомбу под брюхом,для испытаний Navy,более позднее обозначение XF4B-1.
Model 99 (F4B-1A) обозначение четвертого серийного самолета F4B-1, преобразованного в административный самолет для помощника секретаря ВМС США.
P-12 Model 102, версия F4B-1 для U.S. Army Air Corps с двигателем 450 hp R-1340-7,9 построено.
XP-12A 10й построенный P-12 с капотом NACA и двигателем 525 лс R-1340-9 и короткими стойками, 1 построен.
P-12B Model 102B, как P-12 с большими основными колесами и прочими улучшениями испытанными на XP-12A, 90 построено.
P-12C Model 222, как P-12B с кольцевым капотом и шасси без оси, 96 построено.
P-12D Model 234, как P-12C с двигателем 525 hp R-1340-17, 35 построено.
P-12E Model 234, как P-12D с полумонококковым металлическим фюзеляжем,переработанным вертикальным оперение, некоторые из них позже были оснащены хвостовым колесом вместо диска, 110 построен.
P-12F Model 251, как P-12E с двигателем 600 hp R-1340-19, 25 построено.
XP-12G P-12B модифицированный установкой двигателя R-1340-15 с боковым нагнетателем, 1 переделан.
XP-12H P-12D с установленным экспериментальным двигателем GISR-1340E, 1 переделан.
P-12J P-12E с установленным 575 hp R-1340-23 двигателем, и специальной бомбой, 1 переделан.
YP-12K P-12E и P-12J ремоторизированные инжекторным двигателем SR-1340E, временно были модифицированы 7 самолетов.
XP-12L YP-12K временно оснащенный нагнетателем F-2 , 1 модифицирован.

A-5 обозначение для предполагаемого использования P-12 в качестве радиоуправляемой мишени (так и не была создана)
XF4B-1 обозначение данное двум прототипам для испытаний в Navy, изначально Model 83 и Model 89.
F4B-1 Boeing Model 99 для United States Navy,с раздельными стойками шасси и держателем для бомбы под фюзеляжем, 27 построено.
F4B-1A один F4B-1 преобразованный в административный самолет для помощника секретаря ВМС США,топливный бак перемещен в верхнюю часть центральной секции крыла.
F4B-2 Boeing Model 223,обозначение 46 машин в военно-морском варианте самолета Model 222 (P-12C),но с хвостовым колесом.
F4B-3 Boeing Model 235, as F4B-2 but with semi-monocoque metal fuselage and equipment changes, 21 built.[7]
F4B-4 Boeing Model 235, as F4B-3 but with redesigned vertical tail surfaces, 550 hp R-1340-16 engine, underwing racks for two 116 lb bombs, last 45 built had an enlarged headrest housing a life raft, 92 built and one built from spares.[8]
F4B-4A 23 assorted P-12 aircraft transferred from USAAC for use as a radio-controlled target aircraft.[9]
Model 100 обозначение компании для четырех машин, подобных самолету F4B-1, построенных для экспорта.
Model 100А один специальный двухместный самолет, построенный первоначально для Говарда Хьюза,позже переделанный в одноместный
Model 100D один Model 100 временно используемый как демонстратор P-12.
Model 100Е два самолета, аналогичных самолету P-12E (Модель 234), поставленные в Таиланд,один позже передан Japanese Navy под обозначением AXB.
Model 100F один самолет, аналогичный самолету P-12F (Модель 251), построенный как летающий стенд для двигателя Пратт-Уитни.
Model 218 обозначение группы самолетов с фюзеляжем полумонококовой металлической конструкции; в Армии и ВМС США летали как опытные образцы с обозначениями P-12E и F4B-3 соответственно; впоследствии проданы в Китай.
Model 223 (F4B-2) обозначение 46 машин в военно-морском варианте самолета Model 222 (P-12C),но с хвостовым колесом.
Model 235 (F4B-3, F4B-4) 21 машина F4B-3 для ВМС США; были подобны самолетам P-12E за исключением установленного оборудования; 92 самолета F4B-4 имели киль увеличенной площади, а последние 45 несли надувной спасательный плот в подголовнике пилотского кресла; различные самолеты P-12, переданные в 1940г. из Армии США в ВМС, получили обозначение F4B-4A.
Model 256 модификация 14 самолетов, сходных с машинами F4B-4, поставленных в Бразилию в 1932г. для использования в качестве сухопутных самолетов.
Model 267 обозначение девяти дополнительных машин, поставленных в Бразилию; они имели крыло от самолета P-12E, а всю остальную конструкцию от самолета F4B-3.

ЛТХ:
Модификация F4B-4
Размах крыла, м 9.14
Длина, м 6.12
Высота, м 2.84
Площадь крыла, м2 21.13
Масса, кг
пустого самолета 1068
нормальная взлетная 1638
Тип двигателя 1 ПД Pratt Whitney R-1340-16
Мощность, л.с. 1 х 550
Максимальная скорость , км/ч 303
Крейсерская скорость , км/ч 254
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин 520
Практический потолок, м 8200
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.62-мм пулемета

Ну и под занавес пара фотографий P-12E из музея ввс сша в Дейтоне. U.S. Army Air Corps получил свои первые P-12 в феврале 1929, а последний P-12F был поставлен в мае 1932 года.Самолеты оставались на вооружении вплоть до 1941 года. Boeing произвел 366 P-12 для Армии,и больше чем других,было построено именно P-12E (110 штук).


P-12E (AF 31-559, C/N 1488)выставленный в музее, произведен в 1931 году, служил в 6th Pursuit Squadron на Hawaii в 1930у,Армия списала его в 1940 году.Музею он был подарен в 1973 году Marcellus Foose и Glen Courtwright из Oaklawn, Ill.,а уже музейные специалисты провели его полную реставрацию в 1983 году.На нем установлен двигатель Pratt & Whitney R-1340-17.

Tags: 2011, dayton, f4b, p-12, pensacola, вашингтон, дейтон, музей, пенсакола
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments