igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей в Ле Бурже ч.24: Potez 25.

«Потэ» 25 (фр. Potez 25) — французский двухместный многоцелевой биплан, созданных 1920-х годах, авиастроительной компанией Potez.Это один из самых известных французских самолетов 1920-х, созданный под руководством Луи Королье в конструкторском бюро фирмы "Аэроплан Анри Потэ". Модель использовалась как бомбардировщик, истребитель и самолет-разведчик. В начале 1930-х годов Potez 25 стоял на вооружении 20 ВВС, таких стран как Франция, Польша, СССР и США. Модель создавалась на базе биплана «Потэ» 15, серийно выпускавшегося с 1923-го.
Непосредственным предшественником "модели 25" стал опытный "Потэ" 24, построенный в 1924-м.Этот борт-реплика.

Авиационный музей в Ле Бурже.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

После внесения ряда усовершенствований фирма создала опытный образец разведчика-бомбардировщика "Потэ" 25, поднявшегося в воздух в начале 1925-го. Это был биплан смешанной конструкции с двигателем "Испано-Сюиза" 12Ga (450 л.с.). В его конструкции преобладали дерево и полотно. Пилот и стрелок сидели друг за другом.

Фюзеляж имел четыре лонжерона из спрюса (орегонской сосны), стойки и раскосы в передней части изготовлялись из дюраля, а далее - из спрюса. Борта от капота мотора до задней кромки турели представляли собой фанерные панели. В задней части фюзеляжа, обтянутой полотном, набор усиливали проволочные растяжки. Верхняя выпуклая часть фюзеляжа обшивались фанерой.

Шасси имело традиционную для того времени схему с неразрезной осью и пластинчатыми резиновыми амортизаторами основных стоек. Сзади располагался подрессоренный костыль. Крыло имело коробчатые амортизаторы из спрюса и фанерные нервюры. Передняя кромка обшивалась фанерой, а далее везде - полотном, пропитанным лаком. На задней кромке верхнего крыла монтировались элероны. В целом конструкция планера являлась простой в производстве и ремонте и довольно дешевой.

Вооружение "Потэ" 25 складывалось из четырех пулеметов. Спереди стоял неподвижный "Виккерс" с ленточным питанием, а сзади - три "Льюиса" с подачей патронов из дисков. Два из них размещались на кольцевой турели ТО7, а третий стрелял вниз-назад через люк в днище. К "Льюисам" имелось 10 магазинов по 90 патронов. Ящики для магазинов являлись одновременно подножками при стрельбе. В задней кабине предусматривалась фотоустановка под аппарат фирмы "Гомон" (типов F.50, F.26 или F.120). Машина могла нести на наружной подвеске и внутри (в специальной кассете) до 240 кг мелких бомб.

Самолет оказался удачным и с 1926-го началось его серийное производство. Машины сперва выпускал завод "Потэ" в Мельте, затем к нему подключились строившие их по лицензии предприятия фирм ANF и "Анрио".

** схема самолета



Всего до 1934-го во Франции произвели свыше 3500 "Потэ" 25. Они эксплуатировались французскими ВВС и поставлялись на экспорт. Кроме того, самолеты этого семейства выпускались и за рубежом. По лицензии их строили в Польше. В Румынии их изготовлял завод IAR в Брашове, выпустивший 70 машин. Более 200 аппаратов построил завод "Икарус" в Брашове (Югославия). Последними, в 1932-м освоили производство "Потэ" 25 мастерские OGMA в Португалии, выпустившие всего 27 машин.

Всего существовало 87 военных и гражданских модификаций "Потэ" 25, отличавшиеся по большей части мотоустановками. Машины, эксплуатировавшиеся во Франции, имели моторы "Сальмсон" 18Cmb (звездообразный, 520 л.с.) или "Лоррэн" 12Eb (V-образный, 450 л.с.)(как у нашего самолета). Они иногда именовались "Потэ" 25 "Метроп" (от "метрополия") и выпускались в вариантах "А2" (разведчик-корректировщик) и "В2" (легкий бомбардировщик с нагрузкой 240 кг бомб).

На "Потэ" 255 использовали 12-цилиндровые V-образные двигатели "Рено" 12Jb (500 л.с.) и увеличенный руль направления. Он производился как разведчик ("А2") и ночной истребитель ("CN2"). Последний вооружался пятью 7,69-мм пулеметами. В значительно меньшем количестве (12 штук) выпустили модификацию "25.4" с моторами "Фарман" 12We (500 л.с.) - ближний разведчик.

Для французских ВВС изготовляли также учебно-тренировочный "Потэ" 25ЕТ2 с двигателем "Сальмсон" 18Ab (500 л.с.), буксировщик мишеней-конусов "Потэ" 25.35 с "Лоррэном" (12 экземпляров), с двойным управлением и двигателем "Лоррэн" 12Ed "Потэ" 25.55 (40 машин)(тоже наш самолет). Самым массовым являлся "Потэ" 25ТОЕ, предназначенный для службы в колониях. Его построили в количестве 2270 самолетов, из которых 297 экспортировали. Эта многоцелевая машина имела мотор "Лоррэн" 12ЕЬ, специальное тропическое оборудование и бомбодержатели для 200 кг бомб. Для Греции машина оснащалась двигателем "Испано-Сюиза" 12Lb (600л.с.).

В Югославии и Португалии самолет строили со звездообразным двигателем "Гном-Рон" 9Ac "Юпитер" (420 л.с.). Некоторое количество таких же машин изготовили и во Франции.

Вау,где сейчас все эти мощные поршневые двигателя? На текущий момент из производимых поршневых можно найти наверное не более 330 лс?

Существовал и ряд экспериментальных и рекордных модификаций. Так, "Потэ" 25GR, оборудованным дополнительными баками, предназначался для дальних перелетов. "Молдель 25O" ("океанский") с мотором "Юпитер" предназначалась для трансатлантических рейсов. Она имела оригинальное сбрасываемое шасси и посадочные лыжи. Этот самолет разбился в сентябре 1925-го во время попытки установить рекорд дальности полета по замкнутому маршруту.

В 1927-м построили вторую подобную машину. "Потэ" 25H имел не колесное, а поплавковое шасси. Фактически под этим названием скрывались два разных самолета, имевшие один и тот же двигатель "Юпитер". У одного было два больших поплавка, а у другого - один большой центральный и два вспомогательных под крылом.

В конце 1920-х этим самолетом интересовались и ВВС РККА. В феврале 1928-го решили приобрести для ознакомления два "Потэ" 25 с моторами "Юпитер" в 480 л.с. Через советское торгпредство в Париже в начале июля оформили заказ 136/А, по которому изготовили две машины. Обе комплектовались двигателями "Гном-Рон" 9Aq. Первый самолет вышел на испытания в январе 1929-го, второй - в феврале.

** кабина



Согласно требованиям заказа в задних кабинах установили радиостанции, смонтировали уширенные колеса 800x175 мм (вместо стандартных 800x150 мм). Испытания вели пилоты фирмы по французским нормам, но в присутствии советских представителей. 21 февраля на обе машины выдали сертификат летной годности, подтвержденный страховым агентством "Веритас". Интересно, что хотя самолеты комплектовались вооружением, в графе "категория" в сертификате записали "транспортные".

** схема кабины


После испытаний "Потэ", упакованные в ящики, морем отправили в Советский Союз. В августе 1929-го оба самолета прибыли в НИИ ВВС, тогда располагавшийся на Центральном аэродроме, на Ходынке. К концу августа собрали машину 1429.

Общее резюме специалистов НИИ ВВС сводилось к следующему: "Самолет "ПОТЕЗ"-25-А2, благодаря целому ряду существенных положительных качеств представляет весьма серьезного противника. В отношении использования на снабжении ВВС РККА самолет "ПОТЕЗ" интереса не представляет, в виду явных преимуществ перед ним самолета Р5". Французскую машину было предписано изучать, как состоящую на вооружении потенциальных противников.



Наш самолет это реплика.Модель Potez 25.55 окрашен и имеет номера своего известного предшественника,летавшего по почтовым маршрутам над Андами и потерпевшим там аварию : его номер 1522 / F и регистрационный F-AJDZ, эта реплика была построена 27 лет тому назад Michel Flora.Potez 25 летал в Южной Америке в 20е годы и был одним из нескольких самолетов того времени ,способных перелететь через Анды. Самолет был увековечен Антуаном де Сент Экзюпери в его книге "Terre des Hommes"(Планета людей). Сейчас Classique Aero Service уже закончили восстановление крыльев этого самолета. Интересно ,что после этого они занялись восстановлением оригинального Potez 25 найденного в Афганистане. Для меня загадка: летал ли наш самолет и если нет,то будет ли он летающим после окончательного восстановления. На самолете стоит двигатель Lorraine-Dietrich.

Модификации:
Potez 25 1925 experimental прототип,оснащенный двигателем мощностью 450 hp Hispano-Suiza 12Ga.
Potez 25 A2 — модификация базовой модели, оснащенная двигателем Salmson 18Cmb мощностью 520 л.с., или Lorraine-Dietrich 12Eb. Использовалась как наблюдательный самолет.
Potez 25 ET2 — двухместный тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки, оснащенный двигателем Salmson 18Ab мощностью 500 л.с.
Potez 25 Jupiter — экспортная модификация, производилась по лицензии в Югославии и Португалии, была оснащена двигателем Gnome-Rhone 9Ас Jupiter мощностью 420 л.с. Экспортировалась в Эстонию и Швейцарию.
Potez 25/5 — серийная модификация, оснащенная V-образным 12-цилиндровым двигателем Renault 12Jb мощностью 500 л.с., с увеличенной площадью руля направления. Произведено 100 экземпляров.
Potez 25 TOE — серийная модификация, было выпущено 2270 экземпляров, 297 из которых на экспорт.
Potez 25 GR — модель с двигателем Lorraine-Dietrich, предназначенная для дальних полетов с дополнительным топливным баком.
Potez 25 M — модификация, оснащенная двигателем Hispano-Suiza. В 1927 году была переделана в моноплан-парасоль для экспорта в Румынию.
Potez 25 Hispano-Suiza — модель, предназначавшаяся для перевозки особо важных персон. Была оснащена V-образным 12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Lb мощностью 600 л.с.
Potez 25/4 Farman — разведывательный самолет с двигателем Farman 12We мощностью 500 л.с., производился для ВВС Франции. Было построена 12 экземпляров.
Potez 25/35 — модификация с двигателем Lorraine-Dietrich для буксировки мишеней. На вооружении ВМС Франции стояли 12 экземпляров.
Potez 25/55 — тренировочный самолет, оснащенный двигателем Lorraine-Dietrich и дублированной системой управления. Было произведено 40 экземпляров.
Potez 25 O — модель, специально модифицированная для специально трансатлантических перелетов. Самолет был оснащен двигателем Gnome-Rhone 9Ac Jupiter, сбрасываемым взлетным шасси и усиленным бесстоечным лыжным шасси для приземления. Было произведено два таких самолета, один из которых потерпел крушение во время попытки установления рекорда при полете по замкнутому маршруту в сентябре 1925 г.
Potez 25 H — базовая модель, модифицированная в качестве гидросамолета, оснащенная двигателем Gnome-Rhone Jupiter, и поплавками.

Было построено более 4 тыс самолетов.
ЛТХ:
Модификация Potez 25 A2
Размах крыла, м 14.14
Длина, м 9.10
Высота, м 3.67
Площадь крыла, м2 47.00
Масса, кг
пустого самолета 1510
нормальная взлетная 2500
Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich 12Eb
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 208
Крейсерская скорость , км/ч 176
Практическая дальность, км 1260
Боевая дальность, км 500
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5800
Экипаж 2
Вооружение: один синхронизированный 7.7-мм пулемет Vickers, установленный в обтекателе двигателя, и
два 7.7-мм пулемета Lewis на кольцевом креплении ТО 7 над кабиной наблюдателя
максимальная бомбовая нагрузка - 200 кг.
Tags: 2011, le bourget, potez 25, ле бурже, музей, париж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment