Sikorsky CH-53E Super Stallion это самый большой и тяжелый военный вертолет в сша.Он был разработан на основе CH-53 Sea Stallion ,в основном добавлением третьего двигателя,седьмой лопасти к основному винту и наклоном рулевого винта на 20 градусов. Моряки обычно называют Super Stallion как "Hurricane Maker"(создатель ураганов)потому как из-за этого наклона рулевого винта они и возникают:-))) Вертолет был построен Sikorsky Aircraft для United States Marine Corps. Менее известный MH-53E Sea Dragon используется флотом США как минный тральщик,а также для перевозки тяжелых грузов для флота.CH-53E/MH-53E обозначается "S-80" в самой фирме Sikorsky. В настоящее время идет разработка CH-53K,который будет иметь новые двигателя,композитные лопасти винта и более широкую кабину.
этот же пост,но с большими картинками
Ошкош 2011
CH-53 Sea Stallion
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Разработка тяжелого десантно-транспортного вертолета СН-53Е для корпуса морской пехоты США началась в 1971г. Вертолет СН-53Е Super Stallion является развитием вертолета СН-53А, имея с ним 50% общих агрегатов и деталей, но отличается увеличенной грузоподъемностью, трехдвигательной силовой установкой и большими размерами грузовой кабины и диаметра несущего и рулевого винтов.
Требования к вертолету СН-53Е предусматривали перевозку груза на внешней подвеске массой 16т при радиусе действия 92км и взлете с площадки, расположенной на уровне моря, чтобы он смог конкурировать с армейским вертолетом-краном S-64B с максимальной полезной нагрузкой 18т, перевозимой на тросе.
Другие задания предусматривали перевозку внутри фюзеляжа груза массой 3630кг при радиусе действия 185км и взлете с площадки, расположенной на высоте 915м, при температуре 33С или транспортировку 37 десантников на расстояние 536км. Перегоночная дальность 1870км.
Первый из двух опытных вертолетов YCH-53E совершил первый полет 1 марта 1974г, однако вскоре он разрушился при наземных испытаниях, и летные испытания были продолжены с 24 января 1975г. со вторым опытным вертолетом.
Как то под ним подтекает что-то....
Первый из двух предсерийных вертолетов совершил первый полет 8 декабря 1975г. Серийное производство началось в 1980г, а в 1981г. - поставки корпусу морской пехоты.
кабина
Предусмотрены закупки корпусом морской пехоты 172 вертолетов СН-53Е и 50 вертолетов МН-53Е. Общая стоимость программы и закупок 222 вертолетов оценивается в 4850 млн долларов, цена вертолета СН-53Е 24.36 млн долларов.
двигатель
В 1980г. началась разработка вертолета-тральщика МН-53Е Sea Dragon для флота США. В 1981г. была завершена постройка опытного вертолета, совершившего первый полет 18 декабря 1981г, и началась двухлетняя программа его летных испытаний, включавших буксировочные испытания в паре с тралом Мк.106 на подводных крыльях.
Вертолет МН-53Е отличается от СН-53Е большими боковыми обтекателями и большими топливными баками общей емкостью 12110л и грузовым крюком для буксировки, рассчитанной на усилие 13600кг.
Первый полет опытного предсерийного вертолета МН-53Е состоялся 1 сентября 1983г. Вертолеты СН-53Е предлагаются на экспорт под обозначением S-80Е.
Силами самообороны Японии заказано 10 вертолетов СН-53Е под обозначением S-80M Sea Dragon.
кабина
По своей грузоподъеммности на данный момент вертолет занимает третье место после Ми-26 и Ми-12(а где же Ми-6?).
двигатель
Программой усовершенствования вертолетов СН-53Е предусматривается использование ГТД Т64-416 большей мощности, лопастей несущего и рулевого винтов из КМ, навигационной системы Омега, системы ночного видения для экипажа и системы предупреждения об облучении наземными РЛС.
задняя часть
Вертолеты предполагается вооружить для самообороны УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, и снабдить контейнерами для разбрасывания дипольных отражателей или ИК-ловушек, а в топливной системе использовать инертный газ. Кроме того, кабину предполагается снабдить усовершенствованной системой подъема и перемещения грузов.
выхлоп,странно,но он никак не экранирован!!!
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, тремя ГТД и трехопорным шасси,шасси убираемое.
вид сзади
Фюзеляж водонепроницаемый, типа полумонокок, выполнен с применением легких сплавов, стали и титана. Отдельные секции кабины экипажа изготовлены из композиционных материалов на основе стекло-эпоксидного пластика.
Фюзеляж рассчитан на восприятие перегрузок до 20g по вертикали и до 10g - боковых.Для базирования на кораблях предусмотрено складывание хвостовой балки и лопастей.
Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой опорой. Носовая опора убирается в нишу в нижней части фюзеляжа, опоры главных колес - в боковые обтекатели. База шасси 8.31м, колея 3.96м.
основная стойка
боковые внешние баки, плюс дополнительная плавучесть
На данный момент MH-53E снят с производства,срок службы рассчитывается до 2017 года включительно.Всего выпущено 31 вертолет.
вид на вход
вид спереди с открытыми люками
Спереди расположена выдвижная телескопическая штанга топливоприемника для заправки топливом в полете. Кроме того, заправка может производиться с корабля посредством заправочного рукава, когда вертолет находится на режиме висения.
Кабина экипажа трехместная(хотя мне показалась двухместной на MH-53E), с расположенными рядом сиденьями.
ближе
что в люке
боковой вид слева
кабина слева
что это?
воздухозаборник
вертолет облеплен людьми
двигатель
Обтекатели втулки несущего винта, редуктора и капота двигателя выполнены из кевлара.
люди повсюду
задняя часть
С дополнительными баками общая емкость топливных баков, находящихся внутри фюзеляжа, достигает 12110л. К обтекателям могут подвешиваться сбрасываемые топливные баки емкостью 4920л.
здесь видимо тоже тепловые ловушки?
рампа
хвостовая балка
хвостовой винт
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 6.1м, с шарнирным креплением лопастей. Лопасть обычной конструкции, с D-образным лонжероном из алюминиевого сплава с нервюрами.
Скорость вращения вала трансмиссии рулевого винта 4270 об/мин. Редуктор рулевого винта снижает скорость вращения вала рулевого винта до 700 об/мин. Главный редуктор, расположенный в обтекателе над грузовой кабиной, изготовлен из магниевых, алюминиевых и титановых сплавов, масса редуктора составляет 1746кг. Шестерни, подшипники и вал привода несущего винта (диаметром 0.28м) выполнены из стали. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 10060кВт.
винт и стабилизатор
Горизонтальное оперение установлено с правой стороны пилона рулевого винта и подкреплено подкосом. Горизонтальное оперение и пилон выполнены из кевлара.
вентиляция редуктора
хвостовая балка складная
защитный упор
вход в вертолет
Плоскость вращения рулевого винта отклонена влево на 20 для получения вертикальной составляющей тяги винта, компенсирующей заднее положение центра тяжести в связи с установкой третьего двигателя.
окончание хвостовой балки снизу
хвостовая балка с камерой
общий вид сзади справа
Трансмиссию составляют редукторы двигателей, промежуточные валы, угловые редукторы, главный редуктор, вал и редуктор вспомогательной силовой установки, вал промежуточного углового редуктора и редуктор привода рулевого винта. Посредством углового редуктора скорость вращения выходного вала двигателя снижается с 14280 до 6320 об/мин. Главный редуктор уменьшает угловую скорость вращения несущего винта до 177 об/мин.
Топливная система включает два протектированных бака общей емкостью 2385л, расположенных в боковых обтекателях, и два насоса, расположенных непосредственно у двигателей.
Силовая установка. Сверху фюзеляжа в отдельных гондолах вместе с боковыми воздухозаборниками размещены два двигателя. Третий двигатель расположен за главным редуктором и закрыт обтекателем. Съемные и откидные панели облегчают осмотр двигателей.
выхлоп
человек работает,на секундочку:жара 30 градусов!!! Не жарко ему?
ржавый редуктор:-))Несущий винт семилопастный, с шарнирным креплением лопастей к втулке. Лопасти новой конструкции, с улучшенным профилем, с увеличенной до -14 круткой. Лонжерон овального сечения выполнен из титанового сплава, сотовый заполнитель лопасти изготовлен из стекловолокна "номекс", а обшивка - из композиционных материалов на основе эпоксидного стеклопластика.
Имеется система обнаружения неисправностей лопасти, использующая избыточное давление, создаваемое внутри лонжерона. Втулка, выполненная из титана и стали, имеет эластомерные подшипники. Складывание лопастей осуществляется посредством гидравлической системы.
ой непросто:-)))
приглашают
еще раз обойдем его,правда народу масса
идем внутрь:В грузовой кабине размером 3.15 х 2.3 х 13.8м могут быть размещены до 55 десантников или до 13т грузов на семи стандартных платформах размером 1 х 1.2м, которые загружаются через заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом; для буксировки имеется крюк, рассчитанный на усилие 16330кг.
чего только здесь нет
потолок,виден крюк лебедки
левая боковинка
тут и носилки
теперь кокпит,точнее то,что можно сфотографировать за 5 секунд:-)))Система управления бустерная, дублированная, включает систему автоматической стабилизации с цифровым вычислительным устройством и четырехканальный автопилот фирмы "Гамильтон" Стандарт". Пять гидроусилителей размещены в отдельном блоке за сиденьем летчика.
центральная часть,это вам конечно не гласс кокпит:-)))
Электросистема включает три генератора переменного тока мощностью по 40-60 кВА (115В, 400 Гц) и два генератора постоянного тока (28В, 200А).
верхняя панель
Гидравлическая система включает четыре насоса с рабочим давлением 20.7-27.6МПа, обеспечивая работу гидроусилителей системы управления, уборки и выпуска шасси, складывания лопастей и хвостовой балки, грузовых лебедок. Отдельная гидравлическая система предназначена для привода минного трала.
Специальное оборудование. Автоматическая система управления полетом с двумя БЦВМ и автопилотом, опускаемый гидролокатор AN/ASQ-14, буксируемый трал AN/ALQ-166 на подводных крыльях для детонации магнитных мин, буксируемый минный трал AN/AQS-17 и электронный трал AN/ALQ-141.
панель между пилотами
рабочее место квса
рабочее место 2 го пилота
верхняя панель ближе
заглядываем в правое окно
заглядываем в левое окно
Наш вертолет: Sikorsky MH-53E Sea Dragon C/N 65-516,имеет три двигателя General Electric T64-GE-416/41, флотский номер 162504 или альтернативное обозначение TB-17. Несет службу в US Navy Helicopter Mine Countermeasures Squadron HM-15 "Blackhawks" NAS Norfolk VA. На флот он попал в 2000 году.
На один час полета такого вертолета требуется около 44 человеко-часов обслуживания.Себестоимость летного часа около 20тыс долларов сша.
ЛТХ
Экипаж: 5: 2 пилота, 1 глава экипажа,правый стрелок, 1 левый стрелок, 1 хвостовой стрелок (экипаж на боевые действия)
Вместимость: 37 десантников (55 если установлены сиденья по центру)
Загрузка: внутренняя: 13,600 kg (внешняя: 14,500 kg)
Длина: (30.2 m)
Диаметр основного винта: (24 m)
Высота: (8.46 m)
Заметаемая площадь: (460 m²)
Вес пустого: (15,071 kg)
Макс взлетный вес: (33,300 kg)
Внутренние топливо, л 2385
ПТБ, л 2 х 1703
Двигатель: 3 × General Electric T64-GE-416/416A , 4,380 лс (3,270 kW) каждый
Винты: 7 лопастей основной, 4 лопасти хвостовой
Макс скорость: 170 knots (196 mph, 315 km/h)
Крейсер: 150 kt (173 mph, 278 km/h)
Дальность: 540 nmi (621 mi, 1,000 km)
Перегоночная дальность: 990 nmi (1,139 mi, 1,833 km)
Высота: 18,500 ft (5,640 m)
Статический потолок, м 3565
Скороподъемность: (13 m/s)
Вооружение
Пулеметы:
2× .50 BMG (12.7 x 99 mm) смонтированный на окне GAU-15/A
1× .50 BMG (12.7 x 99 mm) на рампе, GAU-21 (M3M )