igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Национальный музей авиации США,Дейтон ч.2: NKC-135all Самолет-Лазер(мал)

А доводилось ли вам видеть вблизи самолет-лазер? Вот он красавец,правда не наш,а американский. Это самолет оснащенный боевым лазером на базе "летающего танкера" КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Сейчас он уже на пенсии,но его заменил подобный аппарат на основе гораздо более свежего B747. Но посмотрим на то,что есть:
этот же пост,но с большими картинками
фотографии с ** не мои

Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Появление в начале 70-х годов мощных лазеров различных типов инициировало интерес МО США к разработке ультрасовременных(на тот момент) видов тактического оружия и их испытаний. Самыми продолжительными и важными по значимости явились испытания летающей лазерной лаборатории (ЛЛЛ-ALL), оборудованной на модифицированном самолете-заправщике Boeing КС-135. NKC-135A (S/N 55-3123) был одним из 14 KC-135A используемых постоянно для различных испытаний.

Созданный в начале 70-х годов фирмой Avco Everett газодинамический (ГДЛ) СО2-лазер мощностью 30-60 кВт оказался в то время наиболее подходящим для работы на борту самолета. Впоследствии его заменили лазером того же типа мощностью 0,4-0,5 Мвт.
** схема самолета

** схема работы лазера,здесь используется газодинамическая накачка, в основе которой лежит быстрое охлаждение предварительно нагретой до температур 1000-2000 К газовой смеси. В качестве лазерных сред используются молекулярные газы, чаще всего лазерные смеси на основе СО2 (λ = 10,6 мкм).

** тут показаны разные схемы накачки лазеров,наша(газодинамическая сверху)

** компоненты системы

** схема работы комплекса

общий вид сзади

Бортовую установку удалось создать относительно малых размеров и веса, однако масса и объем запасенного рабочего тела и углеводородного топлива (типа JP-4-военный аналог гражданского jet-b,но с антикоррозийными присадками)) ограничивали время работы лазера до 20-30 сек.

Наиболее подходящим носителем для лазерной установки признали "летающий танкер" КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Первым в США "лазерным самолетом" NKC-135А стал борт 553123(наш самолет), ранее служивший для испытания модульной оптической системы A-LOTS.
Этот борт был сильно модернизирован лабораторией Air Force weapons в Kirtland AFB, New Mexico, в лабораторию он попал в марте 1972 года и было ему уже 15 лет,и еще в течении 11 лет использовался в экспериментах.

Модификацию завершили в начале 1973 г. В верхней части фюзеляжа позади кабины экипажа поставили большой "горбатый" аэродинамический обтекатель, закрывавший вращающийся телескоп системы целеуказания и слежения,
** телескоп управления,так он выглядел без обтекателя

новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча.

В задней части фюзеляжа слева появились три круглых окна и одно квадратное.

Под фюзеляжем сразу за входным люком крепились две лепестковые антенны и радиопрозрачная панель.

основные стойки

В таком виде самолет получил полное обозначение NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory) и поступил в распоряжение Центра испытания вооружения на авиабазе Киртленд.

В 1973 г. ВВС США провели наземные демонстрационные испытания экспериментальной лазерной системы оружия, состоявшей из СО2-лазера мощностью 150 кВт и разработанной ВВС подсистемы прицеливания.Наземные,потому как самолет не мог поднять в воздух все компоненты этого оружия на тот момент.

Целью являлась беспилотная воздушная мишень MQM-61A "Cardinal" длиной 4,5 м с поршневым двигателем. В эксперименте мишень летела со скоростью 320 км/ч на высоте около 60 м. Луч лазера навели на хвостовое оперение мишени, она загорелась и упала на землю.Это слава богу хвостовое оперение нашего самолета, а не мишени:-))) Нетрудно заметить ,что и это испытание и последующие показывают некие достаточно слабые воздействия на мишени. Прямого разрушения нет,скорее разрушение в следствии вывода из строя некоторых систем ,да и то не со стопроцентной вероятностью.

Первоначально на борту NKC-135 стоял относительно маломощный газодинамический СО2-лазер. С его помощью при участии второго самолета типа КС-135 провели измерение распределения интенсивности и дисперсии лазерного луча, излучаемого первым самолетом.

В 1976 г. на NKC-135 установили высокомощный ГДЛ, разработанный отделением Pratt&Whitney фирмы United Technologies и сопряженный с системой прицеливания и сопровождения фирмы Hughes. Все испытания лазера провели на земле, источник питания был еще настолько громоздким, что не мог быть размещен в самолете.

В 1978 г. во время второй модификации NКС-135 фюзеляж самолета удлинили на 3 м, установив более совершенный СО2-лазер массой 10 т и мощностью 0,4-0,5 МВт фирмы United Technologies, подсистему прицеливания и слежения фирмы Hughes Aircraft и подсистему управления огнем фирмы Perkin-Elmer. Летные иcпытания ЛЛЛ по уничтожению крылатой ракеты-мишени Teledyne Ryan BQM-34 и ракет класса "воздух-воздух" "Sidewinder" AIM-9L (длина - 2,9 м, диаметр - 0,12 м, максимальная скорость - 3600 км/ч) начались в 1980 г. с интенсивной наземной подготовки, в ходе которой провели стрельбы по неподвижной ракете "Sidewinder", подтвердившие возможность ее поражения лазерной системой оружия на NKс-135.Тут кроме самого лазера видимо была очень важна возможность его точного прицеливания и удержания на мишени!!!

В июле-августе 1981 г. ВВС США приступили к очередным испытаниям ЛЛЛ с целью поразить летающую мишень "Firebee". Воздушные "стрельбы" проходили на высотах 9,1-10,6 км над полигоном White Sands. Одновременно собирались проверить возможность поражения с борта NKC-135 БР "Polaris". Испытания предполагалось провести над атоллом Кваджелейн в Тихом океане при полете ЛЛЛ на высоте ~10,7 км. Дальность активного полета ракеты - 37-74 км. Бортовой лазер должен был поражать ракету "Polaris" на активном участке полета вскоре после ее выхода из-под воды. В случае успеха лазерных "стрельб" с борта ЛЛЛ по БР "Polaris", запускаемым с подводной лодки в районе атолла Кваджелейн, планировали также испытать ЛЛЛ в полете над океаном по МБР "Минитмен". Целью испытаний являлось уничтожение МБР над океаном на стартовом участке траектории.

1 июня 1981 г. предприняли первую попытку поразить ракету лазерным лучом в полете. Эксперимент проходил над полигоном ЧайнаЛэйк в Калифорнии и окончился неудачей. Лазерный луч не смог поразить летевшую со скоростью около 3200 км/ч ракету Sidewinder, запущенную с боевого самолета Vought А-7. Утверждали, что во время "стрельбы" преждевременно прервали лазерную генерацию.
кабина

** кокпит самолета общий вид,почти стандартный для 135х

** рабочее место квса

** рабочее место 2го пилота

3 июня 1981 г. испытание ЛЛЛ было удачнее. Луч лазера навели на ракету и удерживали на ней достаточно долго. Однако и этот эксперимент не оказался вполне успешным, его оценили "удавшимся лишь на 75%". Причиной неудач посчитали трудности удержания луча на цели в течение времени, необходимого для ее поражения, и вибрацию лазерной системы, вызвавшую отклонения пучка свыше допустимых пределов, что не позволило устойчиво зафиксировать лазерный луч на уязвимом участке цели

ЛЛЛ NKC-135 решили еще раз модернизировать и в 1982 г. повторить испытания. Однако их возобновили только в 1983 г. Причину задержки вместе с истинной причиной неудач 1981 г. "популярно" объяснил журнал "Army Times". Он сообщил, что в хладагенте лазерной системы ЛЛЛ развелись многочисленные бактерии, разъедавшие молибден в зеркалах системы наведения. Возникшая из-за этого коррозия зеркал обусловила необходимость их замены, а сложность изготовления новых зеркал стала основной причиной задержки испытаний. Нашим откатчикам надо брать на вооружение бактериологическую теорию возникновения проблем с поставляемым оборудованием.!!! Тут наш борт вместе с EC-135E.

В мае 1983 г. над полигоном White Sands началась новая серия летных испытаний ЛЛЛ NKC-135 по ракетам класса "воздух-воздух" Sidewinder.(как то они метались в желании понять6что же можно поражать таким лазером!!!) Мощность лазера практически не изменилась (0,4-0,5 МВт), но результаты оказались иными. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля 1983 г. Лучом лазера с борта ЛЛЛ были уничтожены пять ракет, запускавшихся в направлении NKC-135 с борта самолета Vought А-7 и летевших со скоростью 3218 км/ч.

Эксперименты продолжались две недели. Всего с борта А-7 запустили 13 ракет, из них первые восемь были пущены для проверки способности лазерной системы обнаруживать и сопровождать цель. По заявлению официального представителя ВВС США, еще пять ракет не были разрушены непосредственно лазерным лучом, однако после облучения они оказались выведенными из строя и разбились при падении на землю.
двигателя здесь P&W J57-P-59W

31 мая 1983 г. одна из ракет, оснащенная небольшим боезарядом, взорвалась в полете в результате облучения. Взрыв произошел после того, как установленные на ракете датчики зарегистрировали нарушение параметров полета из-за воздействия лазерного излучения. Позже выяснилось, что в ясную погоду в направлении ЛЛЛ с расстояния около 17,7 км поочередно запустили всего 24 ракеты AIM-9, однако 11 отслеживать не стали, так как параметры их полетов не соответствовали расчетным

В сентябре 1983 г. состоялась последняя серия экспериментов с ЛЛЛ, проводимых совместно ВВС и ВМС США. 26 сентября 1983 г. с борта летевшей над океаном ЛЛЛ отследили и разрушили лазерным излучением дозвуковую беспилотную летающую мишень USN BQM-34A. Мишень запустили из Тихоокеанского ракетного испытательного центра ВМС США Пойнт Мугу (шт. Калифорния), она летела над водной поверхностью на низкой высоте в зону испытаний, удаленную примерно на 32 км (максимальное удаление - до 65 км). Так имитировалась воздушная атака на корабль ВМС США.

Анализ результатов показал, что лазерный луч прожег обшивку мишени и разрушил ответственные внутренние элементы, вызвав отказ системы управления. Подробности испытаний засекретили.Видимо не все было так сладко!!!

В двух других попытках мишени были повреждены, но не разрушены. Одна из них была возвращена с целью подробной оценки повреждений. Сообщение об успехе и о завершении последней серии летных испытаний ЛЛЛ появилось в конце ноября 1983 г. МО США сообщило, что это были заключительные из запланированных полетов, в которых ставилась задача поразить воздушные цели. Особо подчеркивалось, что ЛЛЛ предназначена только для экспериментов и не является опытным образцом системы оружия. Значительно позже сообщили, что дальность действия бортового СО2-лазера не превышала 5 км. И как при такой дальности можно что-то серьезное поразить? Если конечно сделать сетку по земле с ячейкой в 5 км из таких лазеров? А то,что установка на самолете, все же на мой взгляд совсем не решает проблему доставки вовремя оружия к жертве.



Сейчас этот самолет находится в музее. Похоже он также не разукомплектован.

крыло



ЛТХ:
Модификация NKC-135 ALL
Размах крыла, м 39.87
Длина самолета,м 41.53
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 227.20
Масса, кг
пустого самолета 49300
максимальная взлетная 136080
Внутренне топливо, л 19499 + опционально 3028
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney J57-P-59W
Тяга, кгс 4 х 6123
Максимальная скорость, км/ч 975
Крейсерская скорость, км/ч 824
Практическая дальность, км 13960
Практический потолок, м 15240
Экипаж, чел 4 пилота
** система управления лазерным оружием

** насколько проще всю эту систему можно было сделать на современной элементной базе. Любопытно,как все выглядит на 747 боинге?

**

** операторы за работой

**

** сама система

**


Tags: 2011, dayton, nkc-135all, дейтон, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment