?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я понимаю,что здесь нет шикарных фотографий,но коли уж разобрались с c-124c-124 и c-133c-133,а чуть ранее с c-17 и c-5 ,то хотелось бы посмотреть на их современника. Самолет сыгравший большую роль в вта сша-c-141. Логично было это сделать сейчас,а потому вот:на открытой стоянке музея стоял самолет с именем собственным Hanoi Taxi.
Hanoi Taxi это стратегический транспортный самолет Lockheed C-141 Starlifter (серийный номер 66-0177) который нес службу в United States Air Force и стал известен именно тем,что он первым привез бывших американских военнопленных,освобожденных в результате операции Homecoming после Вьетнамской войны. Этот самолет,был поставлен в Air Force в 1967,и является последним C-141 который был выведен после почти 40 лет безупречной службы,в 2006 году
этот же пост,но с маленькими картинками

Национальный музей авиации США,Дейтон ч.17: С-133A
Национальный музей авиации США,Дейтон ч.15: С-124С
Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Немного истории: В конце 50-х годов военно-транспортная служба MATS (с 1965 г. - командование военно-транспортной авиации MAC) ВВС США совместно с аналитическими центрами ВВС и рядом авиастроительных фирм приступила к исследованиям облика перспективного тяжёлого оперативно-стратегического турбореактивного военно-транспортного самолёта (ВТС) для замены около 400 устаревших ВТС с межконтинентальной дальностью С-124 и C-118, Lockheed С-121 и других, оснащённых поршневыми двигателями. Кроме того, новая машина должна была дополнить новейший турбовинтовой "межконтинентальный" ВТС Douglas С-133 Cargomaster, поступивший на вооружение в 1957 г.

В рамках этой программы провели исследования типов и параметров нагрузки, необходимой дальности и скорости полёта, потребной длины ВПП и других условий, определяющих облик нового "грузовика".

Первые турбореактивные ВТС появились ещё в 50-х годах. "Пионером" стал ВТС Boeing С-135, созданный на базе самолёта-заправщика КС-135. Однако, эта машина, без крупногабаритного кормового грузового люка, обеспечивала перевозку (используя лишь аэродромы 1-го класса} личного состава и сравнительно малогабаритных грузов. С-135 не позволял выполнять и парашютное десантирование людей и грузов.

В августе 1960 г. ВВС США выдали задание на разработку ВТС с четырьмя ТРДД, максимальной взлётной массой 145 т, межконтинентальной (трансатлантической) дальностью полёта с перевозимой нагрузкой 22,7 т и герметизированной грузовой кабиной длиной не менее 21,3 м, шириной 3,05 м и высотой 2.74 м. Требовалась также возможность эксплуатации самолёта в СМУ (сложные метеорологические условия) с существующих в то время авиабаз США и НАТО, высокая надёжность бортсистем и малая трудоёмкость наземного техобслуживания.
По результатам традиционного для ВВС США конкурса проектов, в котором участвовали фирмы Lockheed, Boeing, Douglas и Convair, 13 марта 1961 г. победил проект фирмы Lockheed, которая вскоре получила контракт на разработку и постройку пяти опытных самолётов.

Опытный самолёт совершил первый полёт 17 декабря 1963 г., удостоверение о годности к эксплуатации в военном и гражданском вариантах было вручено в январе 1965 г., первый серийный самолёт передали ВВС 23 апреля 1965 г., первую эскадрилью из 16 машин сформировали летом 1965 г

Первоначально ВВС США заказали 132 самолёта С-141А, однако в дальнейшем увеличили их число до 284, что было обусловлено возросшей потребностью Пентагона в тяжёлых "воздушных грузовиках", связанной с начавшейся войной во Вьетнаме. Кроме того, обозначились проблемы, вызванные усталостной прочностью планера единственного современного тяжёлого ВТС ВВС США Douglas С-133 Cargomaster. Поставки С-141А полностью завершились в феврале 1968 г.

В производстве нового ВТС участвовали 1334 предприятия США и Канады, в программе было занято около 12.000 человек, в том числе более 5000 - на фирме Lockheed. Из них 25% составляли инженеры. Сначала С-141А получил название Super Hercules, подчеркивая преемственность его конструкции с ранее созданным турбовинтовым ВТС Lockheed С-130 HerculesLockheed С-130 Hercules. Однако позднее название было изменено на StarLifter.

С августа 1965 г. С-141А интенсивно использовали для переброски войск и грузов во Вьетнам. Кроме того, эти машины стали основными "опорами" "воздушного моста", призванного соединить, в случае крупномасштабного вооружённого конфликта, США и Западную Европу. Следует отметить и активное использование StarLifter в 1973 г, когда эти ВТС вместе с другими навели достаточно эффективный "воздушный мост" между США и Израилем в ходе очередной арабо-израильской войны.

В то же время, выявился и такой достаточно парадоксальный недостаток самолёта С-141А, как относительно малый объём грузовой кабины: за один вылет самолёт брал на борт менее 22 т груза при нормальной грузоподъёмности 32 т. При этом во многих случаях ограничивающим фактором был объём грузовой кабины, а не грузоподъёмность самолёта.
В результате одной из мер улучшения возможностей ВТА в 1974 г. было признано целесообразным, в соответствии с предложением фирмы Lockheed, представленным в декабре 1973 г, увеличить грузовую кабину самолётов С-141А.

** общий вид кабины: кабина экипажа рассчитана на двух лётчиков, бортинженера и штурмана.

** Пилотажно-навигационное оборудование включало автопилот Bendix РВ-60, ЭВМ AN/ASN-24, АРК, приёмную аппаратуру VOR/ILS, радионавигационные системы TACAN (ARN-21) и LORAN-C (AN/APN-151), доплеровскую РЛС APN-147 с ЭВМ ASN-35, метеорадар APN-59B и радиовысотомер. С 1981 г. самолёты С-141В оснащены системой оптимизации режимов полёта A24J-23. Имеется связное оборудование КВ- и УКВ-диапазонов.
C-141_Starlifter_Cockpit
** рабочее место квса

** рабочее место борт инженера

** новое приборное оборудование, включая четыре полноцветных ЖКИ с экранами 100x150 мм. На самолёте установили шину данных, соответствующую стандарту MIL-STD-1553. В результате С-141В стало возможным пилотировать экипажем из двух человек.

Самолёт оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney TF33-P-7 (4x9525 кгс}. ТРДД снабжены двухстворчатыми реверсивными устройствами, создающими обратную тягу, равную 45% прямой. TF33-P-7 - военный вариант гражданского ТРДД JT3D-8A. Степень двухконтурности - 1,27, полная степень повышения давления - 16,0, диаметр - 1,35 м, длина - 3,62 м, масса - 2090 кг. Воздухозаборники снабжены воздушно-тепловой противообледенительной системой.

Новый контракт фирма получила в июне 1975 г., а опытный модифицированный самолёт YC-141B совершил первый полёт 24 марта 1977 г. В вариант С-141В был модифицирован 271 (из 275 оставшихся к тому времени на вооружении) самолёт С-141А, которые после доработки были вновь поставлены ВВС США в период с 4 декабря 1979 г по 29 июня 1982 г. Стоимость модернизации парка StarLifter составила 1,5 млрд. долл.

С-141В длительное время, вплоть до начала XXI века ,был основным оперативно-стратегическим ВТС США(когда на смену им пришёл С-17 Globemaster III). С-141 имел наименьший коэффициент аварийности по лётным происшествиям класса А среди современных ему "грузовиков": по данным на начало 1988 г этот показатель составлял 0,39(на текущее время больше) за всё время эксплуатации самолёта (у самолётов С-5 - 1,53, у С-130 - 1,16). На С-141 установили два мировых рекорда: парашютного десантирования платформы с грузом 15.900 кг и грузов общей массой 31.840 кг на семи платформах.

В 1992 году Lockheed предложила ВВС США модифицировать самолёты С-141 для продления их срока службы. В итоге был заключён контракт, по которому, начиная с 1994 финансового года началась модернизация 178 штук StarLifter, обеспечивающая повышение их ресурса с 45 тыс. ч до 85 тыс. ч. Начальный ресурс самолёта С-141 был равен 30 тыс.ч. В процессе модернизации её довели до 45 тыс. ч посредством установки нового центроплана.

Но уже в мае 1993 г. ВВС США наложили ограничение на нагрузку, перевозимую самолётами С-141: у всех находящихся в то время в эксплуатации машин (как в регулярных ВВС, так и в резерве) она не должна была превышать 24.950 кг, составляя лишь 74% от нормальной. Ограничение было вызвано появлением трещин в конструкции консолей крыла. Фирма Lockheed предлагала модифицировать 178 самолётов по программе стоимостью 4,45 млрд. долл. для продления срока службы самолётов. При этом должны были заменить внешние консоли крыла и внести другие конструктивные изменения.

В августе 1993 г. ВВС США запретили полёты 45 самолётов С-141В и ограничили дозаправку в воздухе других 116 StarLifter из-за обеспокоенности в связи с растрескиванием. Для остальных 88 самолётов сохранялось ограничение на нагрузку, наложенное ранее.
механизация крыла

** сравнение размеров самолетов: В грузовой кабине можно перевозить технику, снаряжение и личный состав. В С-141B можно разместить 13 стандартных грузовых платформ автоматизированной погрузочной системы 463L.

Тем не менее, с 1996 г. американские ВВС приступили к очередному этапу модернизации 148 (то есть, всех оставшихся к тому времени в строю) StarLifter. Модернизация предусматривала, в частности, установку на С-141В новых цифровых автопилотов вместо аналоговых систем. StarLifter начали переоснащать и новым кабинным приборным оборудованием, включая четыре полноцветных ЖКИ с экранами 100x150 мм. На самолёте установили шину данных, соответствующую стандарту MIL-STD-1553. В результате С-141В стало возможным пилотировать экипажем из двух человек.

На самолетах установили и системы предупреждения об опасном сближении с землёй (первый StarLifter с опытным комплектом такой системы был поставлен ВВС в марте 1995 г.). Кроме того, в ходе модернизации С-141В оснастили системой спутниковой связи. В общей сложности, комплексную модернизацию до начала 2000-х годов прошло 63 самолёта С-141В.
соединение крыла и фюзеляжа

общий вид

** схема самолета

хвостовое оперение

Еще немного об истории этого самолета:этот C-141 12 февраля 1973 года привез первых американских военнопленных на свободу из аэропорта Gia Lam Airport в Ханое,Северный Вьетнам. Hanoi Taxi выполнил два полета в Ханой, перевезя 78 военнопленных и двух гражданских на Филлипины,и четыре полета с Филлипин в США перевезя 76 бывших военнопленных.
** это как раз фотография с такого перелета
Hanoi-taxi-march1973


После этого, 66-0177 родолжил летать по всему миру в течении трех десятилетий,он налетал свыше 40,000 и претерпел массу модификаций. Изначально он был построен как C-141A ,позже его фюзеляж был удлинен в начале 80х на 7,1 метра,и USAF дало ему новое обозначение C-141B.

Позже,потребовалось укрепить крылья и в период с 1997 по 2001 все C-141B были вдобавок к этому модифицированы до стандарта C-141C установкой современной авионики.В 2002 году Hanoi Taxi во время планового ремонта был перекрашен в схему,которую он имел во время полета в Ханой в 1973 году -- за исключением красного креста.Он летал в этой схеме в течении последующих четырех лет.

В мае 2004 года Hanoi Taxi снова вернулся во Вьетнам,чтобы вместе с генералом-майором Edward J. Mechenbier,(также бывшим военнопленным во Вьетнаме),забрать и вернуть на родину останки двух американских военнослужащих убитых в бою?!!!

обтекатели шасси

В музей самолет прилетел своим ходом в мае 2006 года. Видео этого события также можно найти на просторах интернета!!!

вид сзади

в нише шасси

Модификации
C-141A — оригинальная модель, с полезной нагрузкой 28 900 кг (62 700 фунтов).
C-141A KAO (англ. Kuiper Airborne Observatory) для NASA.
C-141B — модернизация оставшихся 270 самолётов C-141A (1977—1982), исходя из опыта войны во Вьетнаме путём вмонтирования двух дополнительных секций. Фюзеляж при этом был удлинён на 7,11 м (23 фута 4 дюйма), что увеличило объём грузового отсека на 61,48 м³ (2171 куб. фут). В середине 1976 года был переоборудован первый самолёт (опытный образец YC-141B, испытан 24 марта 1977 года). Также установлена система для дозаправки в воздухе. Переоборудование позволило увеличить полезную нагрузку:
205 военнослужащих, или 103 носилок для раненых и сиденья для 13 сопровождающих, или 168 полностью экипированных парашютиста, или 13 стандартных транспортных контейнеров.
SOLL II — в 1994 переоборудованы из тринадцати C-141B (для участия в спецоперациях, комплекс мер по улучшению навигации в ночных условиях и повышению скрытности полёта).
C-141C — модернизация 63 самолётов (1990) — новая авионика и система навигации, замена некоторых механических и электромеханических систем на радиоэлектронные

За время эксплуатации был потерян 21 самолёт типа Lockheed C-141 Starlifter,а всего произведено 285 самолетов.
аварийный выход

ЛТХ (C-141B Starlifter)
Экипаж: 5-7: 2 пилота, 2 борт-инженера, 1 штурман, 1 мастер-загрузчик (обычно есть еще второй специалист по загрузке,а штурман используется только при выброске грузов и парашютистов)
Длина: (51.3 m)
Размах крыльев:(48.8 m)
Высота:(12 m)
Площадь крыла:(300 m²)
Вес пустого: (65,542 kg)
Макс взлетный вес:(147,000 kg)
Двигатель: 4 × Pratt & Whitney TF33-P-7, тяга (90.1 kN каждый)
Макс скорость: 567 mph (493 kn, 912 km/h)
Дальность: 2,935 mi (2,550 nmi, 4,723 km)
Перегоночная дальность: 6,140 mi (5,330 nmi, 9,880 km) без дозаправки
Высота: (12,500 m)
Скороподъемность: (13.2 m/s)
Нагрузка на крыло: (490 kg/m²)
Энерговооруженность: 0.25

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
aramis7
Mar. 26th, 2012 08:44 am (UTC)
интересно, спасибо)
( 1 comment — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow