этот же пост,но с большими картинками
Музей авиации Аляски.
До второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. В1935 г. по заказу авиакомпании "Пан Америкэн" Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.
Лодка имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэро- и гидродинамические качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.
Самолет оснащался парой моторов "Пратт-Уитни" "Хорнет" S1 EG по 750 л. с. Экипаж состоял из трех человек. Машину можно было использовать как пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек или как грузовую с усиленным полом. В последнем случае S-43 мог перевозить до 450 кг грузов(думаю, что здесь какая то ошибка: должно быть не менее тонны!!!). Специальная, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.Увидим ее потом изнутри.
В ноябре 1935-го новый самолет Сикорского после испытаний получил сертификат летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43. Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 "Клиппер", то к S-43 приклеилось прозвище "Бэби клиппер" ("маленький клиппер" или "клиппер-младенец"), ставшее впоследствии официальным названием.
Основным заказчиком стала "Пан Америкэн", купившая 12 "Бэби клипперов".
В январе 1937-го собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами "Райт" GR-1820-F52 (760 л. с.).Некоторые машины этого типа строились без колесного шасси под обозначением S-43WB.
В одном экземпляре изготовили S-43H с моторами "Райт" R-1820-G102 по 900 п. с. Эту машину собрали по заказу известного летчика и бизнесмена Говарда Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков общей емкостью 8000 л. Эту амфибию сдали заказчику в сентябре 1937-го. Однако в конечном итоге Хьюз выбрал чисто сухопутный "Локхид" L-14.
В 1938-м началось производство модели S-43B с моторами "Хорнет" S2EG и двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение машины в полете на одном моторе. После выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали именоваться S-43A.
Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.
"Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым.
На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43.
В результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Машины должны были оснащаться моторами "Пратт-Уитни" "Уосп" S3H1.
Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки "Дорнье" "Валь", спроектированные в Германии еще в конце первой мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами.Деревянные МБР-2, строившиеся в Таганроге, плохо подходили для взлета и посадки среди снега и льда. Амфибию же Сикорского отрекомендовали как "подходящую на Крайнем Севере".
Хотя все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же "Бэби клиппер" прибыл в Ленинград весной 1937 г. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С. А. Леваневский и А. Н. Грацианский. Грацианский впоследствии писал: "Самолет привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. " В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня.
Амфибию испытывали на мореходность, совершая посадки на волны различной высоты, замеряли взлетную дистанцию, проверяли практический потолок с различным полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветренную, и в спокойную погоду. На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 г.
Из Крыма "Бэби клиппер" перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 ("Н" - код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск - Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.
В Красноярске на "Клиппере" смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняв на борт различные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив несколько полетов в советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу.
Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Кончилось тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось. Вместо него приладили самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.
Поскольку ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход "Охотск".
К летнему сезону 1938 г. "Бэби клиппер" вновь подготовили к полетам. Для этого в США приобрели новый комплект подкосов. Экипажи на "Клиппере" впоследствии менялись неоднократно. П. Г. Головин совершил на американской амфибии перелет Москва - Уэлен протяженностью 29000 км. Некоторое время машиной командовал М. Каминский.
бывшая и надеюсь будущая кабина
Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации.
"В 1940 году машину эксплуатировал экипаж Г.К.Орлова. 10 августа при перелете с Диксона Н207 потерпел аварию при приводнении в сложных метеоусловиях у острова Олений. Самолет направили для ремонта на Красноярский ремонтный авиазавод (КАРЗ), где он числился до 1941 г. Сведений о дальнейшей судьбе С-43 СССР-Н207 не обнаружены."
До наших дней в летном состоянии сохранился только один самолет этого типа. Это тот самый S-43H, построенный по заказу Г. Хьюза. После того, как Хьюз сделал в своем перелете ставку на L-10, машину на некоторое время законсервировали, а затем убрали дополнительные баки и оборудовали салон "люкс". "Бэби клиппер" стал служебным самолетом компании "Хьюз эйркрафт". В дальнейшем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение. В мае 1943-го этот самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. Затем побитую машину реквизировал военно-морской флот.
На "Бэби клиппере" смонтировали двигатели R-1820-87 и опять поставили однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики - неизвестно, поскольку вскоре S-43H опять оказался у Хьюза.
В 1977-м частный предприниматель из Хьюстона купил самолет у Хьюзовского фонда, отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Правда, не все узлы у машины теперь "родные". Например, шасси явно взято от послевоенной амфибии HU-16 "Альбатрос". Тем не менее "Бэби клиппер" опять в небе.
Передняя часть фюзеляжа Sikorsky S-43 хранится в Alaska Aviation Heritage музей в Анкоридже, Аляска, ранее этот самолет принадлежал и управлялся легендарным авиатором и основателем Reeve Aleution Airways мистером Robert C. (Bob) Reeve с 1946 по 2000, . Reeve Aleutian Airways принадлежали два Sikorsky S-43; купленные изначально мистером Juan Tripp для Pan American Airways по сша, южной америке и аляске с 1936 до начала 1950х.
Самолет Sikorsky S-43 который вы видите , до этого стоял в Ship Creek, Анкоридж с конца 1950х до конца 1970х в грязи в 200 ярдах от старого завода по консервированию лосося Tidewater and Emard в устье реки Ship Creek у залива Кука
До этого этот Sikorsky S-43 пытались использовать для платной рыбалки его новый владелец (Avalon Air Transport), который приобрел самолет в 1957 и слегка переделавший самолет и его переднюю часть, но из-за его недостаточной мореходности от этой идеи пришлось отказаться. После этого его пытались использовать для охоты и рыбалки у залива Кука , но и это оказалось не очень безопасным. Это все же достаточно тяжелый самолет.
Наш самолет имел номер NC15062 , серийный 4302 куплен в 1948 у Inter-Island/Hawaiian и продан в 1957 году Avalon Air Transport и заменен на grummsn g-21 goose. Правда есть версия, что это второй самолет :N53294 серийный номер 4342 он же экс-US Navy Sikorsky JRS-1. Что тут верно, что нет сейчас разобрать уже сложно!!!
Всего было построено 53 самолета, включая один S-43B с двойным хвостом.
Пять самолетов были поставлены в U.S. Army Air Corps в 1937 году под наименованием OA-8 и использовались для транспортировки грузов и пассажиров. 17 самолетов были сделаны для U.S. Navy между 1937 и 1939 как JRS-1, два из которых были переданы U.S. Marine Corps.
ЛТХ:
Модификация S-43
Размах крыла, м 26.21
Длина самолета,м 15.59
Высота самолета,м 5.40
Площадь крыла,м2 72.54
Масса, кг
пустого самолета 5780
максимальная взлетная 8660
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
Мощность, л.с. 2 х 750
Максимальная скорость, км/ч 312
Крейсерская скорость, км/ч 268
Практическая дальность, км 1247
Практический потолок, м 6300
Экипаж, чел 4
Полезная нагрузка: 18 пассажиров