igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей в Анкоридже ч.1: Sikorsky S-43 Baby Clipper

Этот замечательный самолет пока мне попался только в таком виде. Смотритель музея сказал, что они его будут восстанавливать, правда дело это ой какое непростое и долгое. Итак, немного Sikorsky S-43.
этот же пост,но с маленькими картинками

Музей авиации Аляски.

До второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. В1935 г. по заказу авиакомпании "Пан Америкэн" Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.

Лодка имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэро- и гидродинамические качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.

Самолет оснащался парой моторов "Пратт-Уитни" "Хорнет" S1 EG по 750 л. с. Экипаж состоял из трех человек. Машину можно было использовать как пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек или как грузовую с усиленным полом. В последнем случае S-43 мог перевозить до 450 кг грузов(думаю, что здесь какая то ошибка: должно быть не менее тонны!!!). Специальная, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.Увидим ее потом изнутри.

В ноябре 1935-го новый самолет Сикорского после испытаний получил сертификат летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43. Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 "Клиппер", то к S-43 приклеилось прозвище "Бэби клиппер" ("маленький клиппер" или "клиппер-младенец"), ставшее впоследствии официальным названием.
Основным заказчиком стала "Пан Америкэн", купившая 12 "Бэби клипперов".
В январе 1937-го собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами "Райт" GR-1820-F52 (760 л. с.).Некоторые машины этого типа строились без колесного шасси под обозначением S-43WB.
В одном экземпляре изготовили S-43H с моторами "Райт" R-1820-G102 по 900 п. с. Эту машину собрали по заказу известного летчика и бизнесмена Говарда Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков общей емкостью 8000 л. Эту амфибию сдали заказчику в сентябре 1937-го. Однако в конечном итоге Хьюз выбрал чисто сухопутный "Локхид" L-14.

В 1938-м началось производство модели S-43B с моторами "Хорнет" S2EG и двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение машины в полете на одном моторе. После выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали именоваться S-43A.
Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.

"Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым.
На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43.
В результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Машины должны были оснащаться моторами "Пратт-Уитни" "Уосп" S3H1.
Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки "Дорнье" "Валь", спроектированные в Германии еще в конце первой мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами.Деревянные МБР-2, строившиеся в Таганроге, плохо подходили для взлета и посадки среди снега и льда. Амфибию же Сикорского отрекомендовали как "подходящую на Крайнем Севере".
Хотя все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же "Бэби клиппер" прибыл в Ленинград весной 1937 г. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С. А. Леваневский и А. Н. Грацианский. Грацианский впоследствии писал: "Самолет привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. " В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня.
Амфибию испытывали на мореходность, совершая посадки на волны различной высоты, замеряли взлетную дистанцию, проверяли практический потолок с различным полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветренную, и в спокойную погоду. На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 г.
Из Крыма "Бэби клиппер" перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 ("Н" - код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск - Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.
В Красноярске на "Клиппере" смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняв на борт различные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив несколько полетов в советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу.

Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Кончилось тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось. Вместо него приладили самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.
Поскольку ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход "Охотск".
К летнему сезону 1938 г. "Бэби клиппер" вновь подготовили к полетам. Для этого в США приобрели новый комплект подкосов. Экипажи на "Клиппере" впоследствии менялись неоднократно. П. Г. Головин совершил на американской амфибии перелет Москва - Уэлен протяженностью 29000 км. Некоторое время машиной командовал М. Каминский.
бывшая и надеюсь будущая кабина

Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации.

"В 1940 году машину эксплуатировал экипаж Г.К.Орлова. 10 августа при перелете с Диксона Н207 потерпел аварию при приводнении в сложных метеоусловиях у острова Олений. Самолет направили для ремонта на Красноярский ремонтный авиазавод (КАРЗ), где он числился до 1941 г. Сведений о дальнейшей судьбе С-43 СССР-Н207 не обнаружены."

До наших дней в летном состоянии сохранился только один самолет этого типа. Это тот самый S-43H, построенный по заказу Г. Хьюза. После того, как Хьюз сделал в своем перелете ставку на L-10, машину на некоторое время законсервировали, а затем убрали дополнительные баки и оборудовали салон "люкс". "Бэби клиппер" стал служебным самолетом компании "Хьюз эйркрафт". В дальнейшем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение. В мае 1943-го этот самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. Затем побитую машину реквизировал военно-морской флот.

На "Бэби клиппере" смонтировали двигатели R-1820-87 и опять поставили однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики - неизвестно, поскольку вскоре S-43H опять оказался у Хьюза.
В 1977-м частный предприниматель из Хьюстона купил самолет у Хьюзовского фонда, отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Правда, не все узлы у машины теперь "родные". Например, шасси явно взято от послевоенной амфибии HU-16 "Альбатрос". Тем не менее "Бэби клиппер" опять в небе.

Передняя часть фюзеляжа Sikorsky S-43 хранится в Alaska Aviation Heritage музей в Анкоридже, Аляска, ранее этот самолет принадлежал и управлялся легендарным авиатором и основателем Reeve Aleution Airways мистером Robert C. (Bob) Reeve с 1946 по 2000, . Reeve Aleutian Airways принадлежали два Sikorsky S-43; купленные изначально мистером Juan Tripp для Pan American Airways по сша, южной америке и аляске с 1936 до начала 1950х.

Самолет Sikorsky S-43 который вы видите , до этого стоял в Ship Creek, Анкоридж с конца 1950х до конца 1970х в грязи в 200 ярдах от старого завода по консервированию лосося Tidewater and Emard в устье реки Ship Creek у залива Кука

До этого этот Sikorsky S-43 пытались использовать для платной рыбалки его новый владелец (Avalon Air Transport), который приобрел самолет в 1957 и слегка переделавший самолет и его переднюю часть, но из-за его недостаточной мореходности от этой идеи пришлось отказаться. После этого его пытались использовать для охоты и рыбалки у залива Кука , но и это оказалось не очень безопасным. Это все же достаточно тяжелый самолет.

Наш самолет имел номер NC15062 , серийный 4302 куплен в 1948 у Inter-Island/Hawaiian и продан в 1957 году Avalon Air Transport и заменен на grummsn g-21 goose. Правда есть версия, что это второй самолет :N53294 серийный номер 4342 он же экс-US Navy Sikorsky JRS-1. Что тут верно, что нет сейчас разобрать уже сложно!!!

Всего было построено 53 самолета, включая один S-43B с двойным хвостом.

Пять самолетов были поставлены в U.S. Army Air Corps в 1937 году под наименованием OA-8 и использовались для транспортировки грузов и пассажиров. 17 самолетов были сделаны для U.S. Navy между 1937 и 1939 как JRS-1, два из которых были переданы U.S. Marine Corps.


ЛТХ:
Модификация S-43
Размах крыла, м 26.21
Длина самолета,м 15.59
Высота самолета,м 5.40
Площадь крыла,м2 72.54
Масса, кг
пустого самолета 5780
максимальная взлетная 8660
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
Мощность, л.с. 2 х 750
Максимальная скорость, км/ч 312
Крейсерская скорость, км/ч 268
Практическая дальность, км 1247
Практический потолок, м 6300
Экипаж, чел 4
Полезная нагрузка: 18 пассажиров
Tags: 2011, sikorsky s-43, анкоридж, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments