?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коли уж углядели SR-71a,то посмотрим на него в полутьме:-)))
Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird» (рус. Чёрный дрозд). Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Самолёт эксплуатировался с 1964 по 1998 годы, 12 из 32 самолётов было потеряно в результате несчастных случаев, боевых потерь не было,3 на базе Эдвардс,остальные по всяким музеям. В 1976 году был поставлен рекорд скорости среди пилотируемых летательных аппаратов с турбопрямоточной силовой установкой/
этот же пост,но с большими картинками

Национальный музей авиации США,Дейтон
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.
почти общий вид

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70.Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Громовая вспышка») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Но летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день СМИ называли этот самолёт именно так, в результате чего это название намертво «приклеилось» к самолёту.
вид справа

В поздние периоды испытаний, XB-70 был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше, и его было решено использовать в качестве базовой модели, на которой будет основан новый высокоскоростной самолёт. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для расширения топливных баков, экипаж был расширен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.
двигатель

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях более 3 М является высокий нагрев корпуса. Для решения этой проблемы значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов. Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные самолёты окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Самолёт получил неофициальное название «Blackbird», что отражало его сопротивление свету и радиолокационному излучению.
зал

Воздухозаборники являются одной из важнейших особенностей конструкции SR-71, именно они помогали самолёту летать на скоростях более 3300 км/ч, и, в то же время, летать на дозвуковых скоростях с турбореактивными двигателями. В передней части имеется подвижный носовой обтекатель двигателя, который находится в выдвинутом положении при скоростях до 1,6 М. На более высоких скоростях конус задвигается и активируется прямоточный двигатель.На экспозиции конус выдвинут.

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами:
Со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности;
На скорости более 3300 км/ч самолёт моментально разогревался до 400 °C.
Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла

Нагрев самолёта был одной из самых важных проблем полёта на скоростях 3 М. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками.
крупнее

с другой стороны

Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.Затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл.

вторая кабина:Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет(видимо только по приборам!!!). Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3.

под кабиной

передняя стойка

поближе

нос с интересными наплывами

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР.

Общая эффективность всех мер по снижению заметности самолёта всё ещё обсуждается, однако, сами разработчики признают, что радиолокационная техника Советского Союза развивалась значительно быстрее, чем «анти-радар» Lockheed Martin

впереди это такой пвд?

В качестве топлива используется специально разработанное реактивное топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термоустойчивостью. Благодаря этим качествам, топливо JP-7 можно было использовать в качестве хладагента для охлаждения кабины пилота. Кондиционер передавал тепло из кабины пилота к топливопроводам двигателей, нагретое до 320 градусов в теплообменнике топливо сразу же поступало в двигатели и сгорало, исключая риск воспламенения и взрыва нагретых паров. Масса топлива самолёта равна 46180 кг, при полной заправке масса самолёта 77100 кг, что делает невозможным взлёт с полной заправкой. Сначала самолёт поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем дозаправлялся в воздухе, после чего лётчик мог приступать к выполнению задания. После полной дозаправки самолёт становился примерно вдвое тяжелее. Расход топлива на крейсерской скорости составляет около 600 л./мин.

панель приборов удалось здесь увидеть только на фотографии

еще раз общий вид передней части

виды сзади

С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолёт нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, ИК-заметности самолёта. Но, несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаружить из-за огромного потока разогретых выхлопных газов. Корпус самолёта во время полёта на высоких скоростях разогревается до 400—500 °C, что также значительно увеличивает ИК-заметность.

внутри двигателя

внутри

При входе SR-71 в территориальные широты СССР по средствам ПВО проходил сигнал «Готовность по Планеру». Последний раз такая готовность была объявлена летом 1988 года

Титан для производства самолета вроде как поставлялся из СССР
механизация





общий вид сзади



Кроме стратегической разведки, самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с ТРД двигателями — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта.

Двигатель J58 был разработан отделом Pratt & Whitney Aircraft Division компании United Aircraft Corporation в начале 50-х годов для ВМС США. Он был разработан для эксплуатации на больших скоростях (число М - 3,0 и выше) и на больших высотах (свыше 80000 футов). J58 был первым двигателем, способным нормально функционировать на форсажном режиме в течении длительного времени и это был первый двигатель, испытанный в полете на скорости М 3 в ВВС.

Особенностью двигателя J58 является то, что он представляет собой как турбореактивный, так и прямоточный реактивный двигатель. На дозвуковых и малых сверхзвуковых скоростях J58 работает как обычный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. Однако при увеличении скорости происходит перенаправление воздушного потока по 6 специальным воздушным каналам (их нетрудно заметить в средней части двигателя) из входного аппарата в камеру дожига топлива (форсажную камеру). Тем самым компрессор, камера сгорания и турбина фактически огибаются воздушным потоком, а двигатель начинает работать в режиме прямоточного реактивного. Роль камеры сгорания прямоточного двигателя в этом случае играет форсажная камера.
Такое конструктивное решение позволяет увеличить потолок и скорость ЛА, на котором установлены эти двигатели.
Так как двигатель функционирует в среде повышенных температур, для него используется низкоиспаряемый керосин JP-7, который требует систему химвпрыскивания. Здесь на фотографии переданный в музей прототип двигателя J58, использовавшийся для исследований и испытаний на земле.


двигатель сбоку

SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.

В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и штурманом-оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле этого самолёта.
общий вид

Модификации:
SR-71A основной вариант-29 самолетов
SR-71B учебно-тренировочный самолет-2 самолета
SR-71C это единственный гибридный самолет имеющий переднюю часть фюзеляжа от первого YF-12A (S/N 60-6934) и заднюю часть от SR-71 для статических тестов.Такая сборная конструкция не обеспечила симметрию самолета и он все время уходил с курса на сверхзвуковых скоростях. Его прозвали "The Bastard"(незаконорожденный потомок дворян). А сам YF-12 от которого взяли переднюю часть,был разрушен в 1966 году при посадке.
нос

Наш самолет:64-17976(2027)Это серийный самолет. Начало сборки - 13 апреля 1966 г., выкатка - 18 января 1967 г., первый полет - в мае 1967 г.. экипаж - Гиллиленд и Бельгю. Состоял на вооружении 9-го SRW. Последний полет выполнен 27 марта 1990 г., суммарный налет - 2985,7 ч.,942 вылета (больше,чем любой другой sr-71a) из них 257 боевых миссий Самолет стал первым разведчиком SR-71A, совершившим "боевой" вылет 21 марта 1968 года с экипажем:майор (позже генерал) Jerome F. O'Malley и майор Edward D. Payne над Вьетнамом.Он совершал вылеты с авиабаз Beale , Калифорния, Palmdale,Калифорния, Kadena Air Base, Окинава, и базы RAF , Mildenhall,Англия. Самолет сам перелетел в музей 27 марта 1990 года под управлением Don Watkins и Bob Fowlkes.

Этот самолет имеет планер,лучше всех сохранившийся из всех самолетов имеющихся в музеях. Он с самого начала был под крышей.Обе кабины на 100 процентов оригинальны за малым исключением.С него только слили топливо и другие жидкости и более ничего с ним не делали.

ЛТХ:
Модификация SR-71A
Размах крыла, м 16.94
Длина самолета,м 32.74
Высота самолета,м 5.64
Площадь крыла,м2 141.10
Масса, кг
пустого самолета 30618
максимальная взлетная 78020
Топливо, л 46180
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whithey J-58 (JT-11D-20B)
Тяга, кгс
номинальная 2 х 10430
на форсаже 2 х 14740
Максимальная скорость, км/ч 3300
Крейсерская скорость, км/ч 3087
Практическая дальность, км 5230
Тактический радиус действия, км 2000
Продолжительность полета без дозаправки, ч.мин 1.30
Практический потолок, м 25910
Экипаж, чел 1

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
bitoniau
Sep. 23rd, 2011 08:43 am (UTC)
Yes! Вот и он.
Мой малый, который сейчас в том возрасте, когда постоянно задаются вопросы "А какой самый ...(нужное вставить)?", будет очень рад репортажу. :)
asergeich
Sep. 23rd, 2011 08:50 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Мой, наверное, самый любимый самолет. Для того что бы подержться за его крыло специально ездил в Castle Air Museum в Калифорнии.

P. S.
Я бы, наверное, "The Bastard" перевел прямо как "ублюдок". Вряд ли те, кто его так прозвали, подразумевали "незаконорожденный потомок дворян".
igor113
Sep. 23rd, 2011 08:53 am (UTC)
ну в общем да
kulikov2g
Sep. 23rd, 2011 09:35 am (UTC)
600 литров в минуту-жесть....катапультироваться на скорости 1000 метров в сек....это вообще как происходит :-)
я как бы не остроумничаю, реально интересно.....или что на высоте 25-30 км нет такой плотности воздуха?
igor113
Sep. 23rd, 2011 09:46 am (UTC)
вот нашел по этому вопросу:( кстати на высоте 19-20 километров давление около 47 мм рт столба те в 17 раз меньше обычного)

В 1955 году произошли две аварии, которые снова обратили внимание на проблему покидания самолета, летящего со сверхзвуковой скоростью. В обеих случаях катапультирование произошло во время крутого пикирования с резко возрастающей скоростью, причиной которого явилась потеря управляемости, вызванная аэродинамической блокировкой руля высоты.
В первом случае воздушный поток сорвал с пилота перчатки, шлемофон и кислородную маску, а первый удар потока в лицо вызвал появление синяков под глазами. Во втором случае, произошедшем на самолете F-100A, на пилота действовала тормозящая сила воздуха, создавая отрицательную перегрузку около 40 и динамическое давление порядка 600 кПа. Воздушный поток сорвал с пилота ботинки, носки, шлем, кислородную маску и перчатки, а также кольцо и наручные часы, разорвал нос, губы и веки. Все тело имело сильные ушибы, а внутренние органы, особенно сердце и печень, повреждены.
Вследствие проведенных исследований конструкция катапультируемого кресла претерпела существенные изменения, благодаря которым сначала была повышена безопасность покидания самолета, летящего с большой скоростью, а затем - безопасность при взлете и посадке. К наиболее важным конструктивным усовершенствованиям относятся:
совмещение в одном рычаге откидывания фонаря и катапультирования с одновременным автоматическим фиксированием ног и рук в необходимом положении. В креслах первоначальной конструкции катапультирование наступало после натягивания на лицо обеими руками матерчатого предохранителя, а после введения шлемов со щитками из органического стекла - нажатием рычага, расположенного в подлокотнике кресла или между бедрами. В новых катапультируемых креслах пилот выполняет только одно действие - подает команду исполнительному механизму, который притягивает ноги к креслу и фиксирует их, прижимает локти к туловищу, выбирает зазоры в ремнях, удерживающих пилота в кресле, фиксирует голову и сбрасывает фонарь (или открывает аварийный люк), а через 1-2 секунды приводит в действие катапульту;
применение автоматического выпуска стабилизирующего парашюта, отделение пилота от кресла (расстегивание ремней и отбрасывание кресла), раскрытие спасательного парашюта и регулирование запаздывания исполнительных механизмов, которые обеспечивают как можно более быстрое прохождение больших высот (без превышения предельного перепада давления, безопасного для организма) и как можно более быстрое наполнение купола парашюта во время падения с малых высот; этими действиями управляет таймерно-анероидный автомат, а быстрое наполнение парашюта на малой высоте осуществляется системой небольших пирозарядов, выбрасывающих парашют из оболочки и раскрывающих его купол;
применение телескопических и многозарядных выталкивающих механизмов, удлиняющих время действия ускорения и соответствующий путь катапультируемого кресла ограничивается величиной 20-24 м/с, а высота его подъема увеличивается до 25- 28 метров при перегрузке 18-20 .

kulikov2g
Sep. 24th, 2011 01:50 am (UTC)
точно, они ж в скафандрах...но такие перегрузки ...нужно быть фанатом, влюбленным в свое дело :-)
igor113
Sep. 23rd, 2011 09:47 am (UTC)
Выталкивающий механизм такого типа позволяет покинуть самолет,
летящий с большой скоростью на малой высоте, однако его невозможно использовать во время аварии на взлете или посадке. Эта проблема была решена с помощью дополнительного ракетного двигателя, который удлиняет активный участок траектории полета катапультируемого кресла при перегрузках, допустимых для организма человека. Катапультирование в таком кресле можно разделить на два этапа. На первом происходит обычный процесс катапультирования, а на втором включается ракетный двигатель тягой 20-30 кН, который, действуя уже вне кабины самолета, за несколько десятых долей секунды поднимает кресло на 60-120 метров. Такое кресло с ракетным двигателем позволяет покинуть самолет, находящийся на взлетной полосе, и поэтому относится к классу 0-0 (скорость и высота равны нулю).
Кроме средств, позволяющих вынужденно покидать самолет, летящий со сверхзвуковой скоростью, большое внимание уделяется проблеме защиты пилота от динамического давления. Из многих рассмотренных решений практическое применение нашел упомянутый выше метод натягивания на лицо полотняной матерчатой маски. Высотные скафандры и специальные шлемы для экипажей самолетов, эксплуатируемых на больших высотах, на сегодняшний день решают проблему защиты тела и лица человека при катапультировании. Не нашли широкого применения другие способы защиты от воздействия потока, которые, в частности, использовали:
выдвигаемый щиток, выполняющий роль генератора косых скачков уплотнения, образующих конус Маха, внутри которого скорость потока и динамическое давление на 30% меньше, чем снаружи;
быстрый поворот кресла после катапультирования в горизонтальное положение, с тем, чтобы сидение кресла воспринимало действие динамического давления;
конструктивно связанную с креслом отъемную часть фонаря кабины, которая во время катапультирования поворачивается таким образом, чтобы закрыть от набегающего потока все кресло вместе с пилотом.
Эти способы могут оказаться эффективными в частных случаях, например при автоматическом катапультировании летчика, находящегося без сознания, из самолета, погружающегося в воду.
nemo_q
Sep. 23rd, 2011 10:22 am (UTC)
где-то была информация что его хотели в нейтральных водах сбить парой миг-25, вроде бы даже самолеты были передислоцированы, но помешали события с беленко(может и хорошо что так произошло).
mik25
Sep. 23rd, 2011 12:01 pm (UTC)
Инересно, что на базе A-12 был построен и упомянутый здесь перехватчик ( YF-12 ). Проводились стрельбы ( высоты 20-22тыс, скорость М2.18-3.2 ). Интересно, Штаты к войне с зелеными человечками готовились ?

Edited at 2011-09-23 12:09 pm (UTC)
ailcat
Sep. 23rd, 2011 05:20 pm (UTC)
Штаты готовились к появлению МиГ-31 (по ранним разведданным, это должен был быть самолет со скоростью 5-6 махов, благодаря чему мог бы делать "горку", сбивая ихние низкоорбитальные разведспутники).
Кстати, в фильме "Огненный лис" (оригинальное название - FireFox) - американцы аккурат МиГ-31 показали в том виде, в каком они его не без ужаса представляли. Желающие могут посмотреть, чтоб впечатлиться :)
mik25
Sep. 24th, 2011 05:53 am (UTC)
В общем, сами придумали, сами испугались :)
xspline
Sep. 23rd, 2011 03:26 pm (UTC)
Красивый, сукин сын, но бестолковый :)
ish_kakoy
Sep. 23rd, 2011 03:57 pm (UTC)
симпатичная вещь, такая конструкция в шестидесятых наверное вообще фантастикой казалась

очень интересно про процесс заправки в воздухе было почитать, спасибо!
ailcat
Sep. 23rd, 2011 05:16 pm (UTC)
Таки по крайней мере один SR-71 был сбит над территорией СССР
(наверняка это записано как "небоевая потеря", т.к. полет был разведовательным - USAF такое практиковали еще во вьетнамском конфликте).
Точную дату и т.п. навскидку не скажу - может, удастся уточнить в музее ПВО (www.mvpvo.ru), там очень увлекающийся дядечка работает, сам из бывших ПВОшников - нароет ведь инфу.
ibo0204
Sep. 23rd, 2011 09:01 pm (UTC)
А чего сливать с экспоната топливо, оно само сольётся, пока самолёт холодный:) А вот другие жидкости жадь...
А откуда такая странная информация, что титан, возможно, советский?
(Anonymous)
Sep. 25th, 2011 06:45 am (UTC)
служил в полку ПВО "Подужемье" на с-тах Су-15ТМ , так эта "птичка" летала каждый четверг, проходил сигнал "Дрофа" и деж. звено и силы усиления занимали готовность номер "1", летчики в кабине , самолет под током, но что мог сделать Су-15ТМ со своей в два раза меньшей скоростью и высотой полета. Так и летали безнаказанно, взлетали с Великобритании, возле Новой Земли делали разворот и летели назад, пока не появились МиГ-31.
1bloh
Sep. 27th, 2011 09:27 pm (UTC)
Да Игорь, спасибище тебе!!! Вот порадовал!
Аппарат действительно стоящий! НЕ ЗНАЛ про увеличивающуюся вдвое(!) массу за счет топлива.
На 20-м снимке Сессна -172 "висит"? беленькая)))) тоже военный самолет! Долетел до Красной площади!
Кстати в новом фильме "люди икс первый класс" SR-71 как раз показан. Режиссер сделал из него пассажирский и герои летали на нем в конце фильма.
( 17 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow