igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Монино 11 июня 2022 года: Як-38 и его кабина.

Благодаря Кириллу Гнусареву у меня появилась возможность посмотреть на кабину Як-38 в Монинском музее. Безусловно я воспользовался этим шансом и спешу поделиться с вами этой удачей....
Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A — «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).
Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974—1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёты в составе авиагрупп могли базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

Центральный музей ВВС в Монино ч2
Все, что у меня есть по Як-38.


Наш самолет это Як-38 с заводским номером 797.786.4.4.01.137, серийным 0502, бортовым 37, а ранее 14, дата изготовления март 1975 года (завод САЗ).
Сборка завершена в марте 1975 года. 31 марта 1975 года совершил свой первый полёт под управлением лётчика-испытателя Михаила Дексбаха. С сентября 1975 года служил в 279-м ОКШАП (было совершено 70 полётов общей продолжительностью 20 часов). Совершал полёты с борта ТАКР "Киев". 24 апреля 1978 года передан в учебную базу ВВИА имени Н. Е. Жуковского. В 1989 году был передан в экспозицию Музея ВВС СССР в подмосковном Монино (ныне Центральный музей ВВС России), где находится и в настоящее время.


Приборная панель самолета.


Правая боковина.


Приборный комплекс кабины лётчика включает, в частности, следующее:
Командно-пилотажный прибор КПП-1273-СИ
Прибор навигационно-плановый ПНП-72-6М
Комбинированный указатель скорости КУС-1250
Высотомер двухстрелочный ВД-20
Комбинированный прибор (вариометр с указателями поворота и скольжения) ДА-200П
Часы авиационные малогабаритные ЧАМ (изделие 756)
Индикатор тахометра ИТЭ-2Т
Указатель температуры газов УТ-7А
Указатель топливомера УТпр1к-2т
Указатель кислорода ИК-52


Левая боковина.


РУДы.


РУС, тормоза традиционно для яковлеских машин на ручке.


Пилотажно-навигационное оборудование Як-38 включает в себя следующие элементы:
Система автоматического управления САУ-36
Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4 «Квадрат» — её антенны встроены в киль. На ранних самолётах стояла версия «Квадрат-Д», а начиная с борта с/н 0503 устанавливалась версия «Квадрат-Н».
Инерциальная курсовертикаль ИКВ-2
Невыбиваемая курсовертикаль НКВ-2
Маркерный радиоприёмник МРП-56П
Радиовысотомер малых высот РВ-5 — работает в диапазоне высот от 0 до 750 метров.
Автоматический радиокомпас АРК-15 (АРК-15М)
Система ограничительных сигналов СОС-3-6


Общий вид кабины сверху. На Як-38 используется оптический прицел АСП-ПФД-21 (должен был быть заменён прицелом АСП-17БМЦ). Кроме того, для радиокомандного наведения ракет Х-23 и Х-25 используется подвесной контейнер «Дельта-НГ2» (ранее использовались «Дельта-Н» и «Дельта-НГ»).


КЯ-1М — катапультируемое кресло разработки ОКБ Яковлева. Устанавливалось на самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38 (4 опытных образца + 15 серийных машин) и Як-38У (1 опытный образец). На Як-38, начиная с машины с/н 0803, оно было заменено на унифицированное кресло К-36ВМ разработки НПП «Звезда». На серийных Як-38У вместо КЯ-1М устанавливалось К-36ВМУ.
Катапультируемое кресло КЯ-1М управляется системой автоматического катапультирования СК-ЭМ. Кресло активируется вручную при горизонтальном полёте и автоматически при вертикальном полёте, на режимах висения и переходном по командам САК. Кресло выстреливается комбинированным стреляющим механизмом КСМ-Я1М.[


Рабочее место летчика.


Центральная нижняя панель приборов.


Педальный узел.


Общий вид левой боковины.


Правой боковины.


Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4 «Квадрат».


Выключатели на правой боковине.


Крупнее.


Вид от кресла на приборную панель.


Вентиляция костюма летчика.


РУД.


Уборка шасси и фар.


Управление створками.


Общий вид.


Фонарь одноместной кабины.


Общий вид в сторону хвоста.


И носа.


Лобовое остекление фонаря.


Общий вид кабины.


Носовая стойка.


Роман забрался в кабину самолета.


Пара НУР УВ-16-57 (55-мм).


Общий вид самолета.


Фото 36.


Переходим к выходному отверстию двигателя. Силовая установка самолета состоит из одного подъёмно-маршевого двигателя (ПМД) Р27В-300 и двух подъёмных двигателей (ПД) РД-36-35ФВ (изделие 24) или РД-36-35ФВР (изделие 28). ПМД расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые полукруглые однорежимные воздухозаборники, расположенные по бокам кабины лётчика, с отделением пограничного слоя и нерегулируемое реактивное сопло с двумя поворотными насадками. Последние соединены поперечным валом и синхронно поворачиваются гидроприводами с целью изменения вектора тяги соответственно этапам полёта.


Перевод насадок сопла из вертикального в горизонтальное положение занимает 6 секунд. Подъёмно-маршевый двигатель работает на всех этапах полёта. Запуск ПМД электрический, производится от наземного или корабельного источника электроэнергии. Подъёмные двигатели расположены один за другим, под углом 10 градусов, в передней части фюзеляжа за кабиной лётчика. Однорежимные воздухозаборники подъёмных двигателей размещены под верхней отклоняемой вверх створкой отсека ПД. Реактивные сопла ПД в горизонтальном полёте закрыты управляемыми створками.


Двигатели работают на реактивном топливе Т-1, ТС-1, Т-2, РТ, 2750 кг которого на самолёте размещается в двух внутренних кессон-баках: баке №1, расположенном в отсеке между ПД и ПМД, и баке №2 в хвостовой части фюзеляжа. Выработка топлива регулируется автоматически по сигналам топливомера ТПР1-9, а также в ручном режиме. Питание ПМД топливом при отрицательных и нулевых перегрузках обеспечивается двумя топливными аккумуляторами, установленными в баке №1. Заправка топливом - централизованная под давлением.


Крупнее


А вот в кабину выдвинулся и Евгений Овсянников....

ЛТХ:
Модификация Як-38
Размах крыла , м
полный 7.02
со сложенными крыльями 4.45
Длина, м 16.37
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 18.41
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 7020
нормальная взлетная (ВВП) 10300
топлива 2750
Тип двигателя
подъемно-маршевый 1 ТРД Р-27В-300
подъемные 2 ТРД РД-36-35ФВР
Тяга, кгс
подъемно-маршевый 1 х 6100
подъемные 2 х 3050
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1100
на уровне моря 1210
Практическая дальность, км
нормальная 680
при вертикальном взлете 500
Боевой радиус действия, км 250 -370
Максимальная скороподъемность, м/мин 4500
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1
Вооружение: На 4-х внешних подвесках - максимально - 1500 кг боевой нагрузки, при ВВП -1000 кг
2 УР воздух-воздух Р-3 или 4 Р-60, или ПКР Х-23,
или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы,
или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм),
или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм
двуствольной пушкой ГШ-23Л.
Tags: 2022, кабина, кокпит, монино, центральный музей ввс, центральный музей военно-воздушных сил р, як-38
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments