Дубайский авиасалон-2021 .
Самолет на статике это Bombardier/Saab GlobalEye с номерами 1342/9714, несущий службу в United Arab Emirates - Air Force
В ноябре 2015 года шведская компания Saab сообщила о заключении в ходе очередного дубайского авиасалона контракта на поставку Объединенным Арабским Эмиратам новых авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления SRSS (Swing Role Surveillance System), которые предстояло создать на базе известной радиолокационной системы Saab Erieye, состоящей на вооружении нескольких стран на платформе пассажирских авиалайнеров Saab 340, Saab 2000 и Embraer EMB-I45.
Носителем SRSS для ОАЭ был выбран административный реактивный самолет Bombardier Global 6000. Количество планируемых к поставке комплексов первоначально не раскрываюсь, но затем было объявлено, что речь идет о двух таких машинах. Стоимость контракта составила 1,27 млрд долл.
Носителем SRSS для ОАЭ был выбран административный реактивный самолет Bombardier Global 6000. Количество планируемых к поставке комплексов первоначально не раскрывалось, но затем было объявлено, что речь идет о двух таких машинах. Стоимость контракта составила 1,27 млрд долл.
Подписание контракта было связано с желанием ВВС ОАЭ расширить свой парк комплексов ДРЛО, к тому времени уже включавший два самолета Saab 340AEW производства все той же компании Saab, поставленных по контракту 2009 г. Однако не стоит думать, что выбор ОАЭ шведского комплекса был предопределенным: соперниками шведов выступили американцы, предлагавшие свои комплексы MESA на платформе Boeing 737AEW&C и Grumman E-2D Advanced Hawkeye. Тем не менее, эмиратские военные предпочли не менять своего проверенного поставщика.
В феврале 2017 года в ходе выставки вооружений IDEX-2017 в Абу-Даби был подписан дополнительный контракт на поставку третьего комплекса SRSS. Выкатка первого самолета для ОАЭ, построенного на базе планера Bombardier Global Express 6000 (BD-700-1AI0) с серийным No.9624 выпуска 2014 года, состоялась на заводе корпорации Saab в Линчепинге 23 февраля 2018 года. Тогда же аббревиатуру SRSS сменило имя собственное - GlobalEye (дословно - "глобальный глаз"). Летные испытания первой машины, получившей временный шведский гражданский регистрационный номер SE-RMT, начались 14 марта 2018 года.
Второй GlobalEye, переоборудованный из Global 6000 с серийным No.9714 выпуска 2015 года, был поднят в воздух в январе 2019 года (он проходил испытания под шведской регистрацией SE-RMY). Третья машина, которая и была представлена на Dubai Airshow 2019, взлетела в августе 2019 года. Она построена на базе Global 6000 No.9787, выпущенного в Торонто в 2017 году, в Швеции получила регистрационный номер SE-RMU.
Сам самолет послуживший платформой для комплекса GlobalEye это Bombardier Global Express - семейство комфортабельных реактивных "бизнес-джетов", способных совершать сверхдальние перелеты протяженностью более 11 тыс. км и продолжительностью до 14 ч. Прототип семейства поднялся в воздух 13 октября 1996 года. Сертификационные испытания в Канаде завершились летом 1998 года, а годом позже, в июле 1999-го, первые серийные Global Express поступили в эксплуатацию. К началу этого года заказчикам было поставлено более 800 таких самолетов в нескольких модификациях.
Global 6000 (название по сертификату типа - BD-700-1A10) выпускается вТоронто с 2012 года. Он предназначен для комфортабельной перевозки до 13 пассажиров на расстояние свыше 11 000 км со скоростью 900 км/ч (М=0,85) на высотах от 12,5 до 15,5 км. Длина самолета - 30,3 м, размах крыла - 28,7 м, его площадь - 94,8 м2. Максимальная взлетная масса самолета составляет 45,1 т, полный запас топлива - 20,4 т. В состав силовой установки входят два ТРДД Rolls-Royce BR710A2-20 тягой по 6700 кгс. К весне 2019 года заказчикам было поставлено не менее 315 таких самолетов.
Авиационные комплексы ДРЛО GlobalEye оснащаются модернизированной радиолокационной системой Erieye ER (Extended Range) с АФАР в надфюзеляжном обтекателе, способной обнаруживать воздушные цели на увеличенной дальности до 450 км. По заявлению разработчиков, РЛС может обнаруживать и сопровождать такие специфические малозаметные цели, как крылатые ракеты в сложной помеховой обстановке и зависшие вертолеты.
Под фюзеляжем GlobalEye размещаются разведывательный оптико-электронный комплекс и многорежимная РЛС освещения наземной и надводной обстановки Seaspray 7500Е производства итальянской компании Leonardo с дальностью обнаружения целей до 590 км. Кроме того, в состав бортовых радиоэлектронных средств входят автоматическая система госопознавания. комплекс радиотехнической разведки и РЭБ.
Система наблюдения обеспечивает возможность одновременного обнаружения и сопровождения целей в воздухе, на земле и в море. При этом комплекс будет обладать высокой автоматизацией процессов разведки, управления и передачи данных. На борту самолета расположено пять рабочих мест для операторов комплекса. GlobalEye рассчитан на патрулирование в воздухе в течение 11 часов.
Первый экземпляр Global Eye использовался для проведения летных испытаний и сертификации комплекса как летательного аппарата. При этом, как отметили шведские летчики-испытатели, его летные качества были "чрезвычайно близки к оригинальному Bombardier Global 6000", несмотря на все установленные радиопрозрачные обтекатели и многочисленные антенны.
Вторая машина использовалась для испытаний и отладки радиотехнического комплекса и остального бортового оборудования, включая систему связи и передачи данных.
Как отметил руководитель программы авиационных систем разведки компании Saab Ларе Тоссман, принципиально важно, что в ходе испытаний комплекс GlobalEye доказал свою способность одновременно выполнять задачи воздушного, наземного и морского наблюдения со стабильно высоким качеством работы входящих в него отдельных датчиков. "Мы единственные, кто может работать во всех трех сферах одновременно", - отметил Тоссман.
По его словам., летные испытания самолета-носителя уже завершены, сейчас заканчиваются приемо-сдаточные испытания бортового радиоэлектронного комплекса. Представленный на Dubai Airshow 2019 третий самолет Global Eye, на который на время выставки временно были нанесены опознавательные знаки ВВС ОАЭ, после окончания салона совершил перелет обратно в Швецию, где будет использоваться для подготовки летно-технического состава заказчика.
Планировалось, что первый из самолетов прибудет к месту своего постоянного базирования весной 2020 года, а до конца 2020 года заказчик получит и два остальных авиационных комплекса.
При этом на Dubai Airshow 2019 Saab объявила о намерении заключить дополнительный контракт с ВВС ОАЭ на поставку еще двух комплексов GlobalEye, уточнив, что стороны находятся на завершающем этапе переговоров. Шведская компания уже создала свой филиал в Абу-Даби, который будет заниматься послепродажным обслуживанием поставленных самолетов GlobalEye и одновременно станет базой для продвижения шведских авиационных комплексов ДРЛО в регионе.
Судя по всему, компании Saab удалось решить достаточно сложную задачу создания по-настоящему многофункционального авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления, морской и радиотехнической разведки. Представляется, что подобный самолет "три в одном" может быть интересен странам, которые в силу тех или иных причин не могут иметь специализированные авиационные комплексы для решения каждой такой задачи по отдельности. Поэтому Saab стремится закрепить и расширить свой успех, предлагая авиационные комплексы ДРЛО GlobalEye, например, Южной Корее и Финляндии.
Вообще на сегодня возрос интерес к тактическим авиационным комплексам ДРЛО, которые получают все большее распространение в мире. При этом на настоящий момент большая их часть оснащается радиолокационной системой Erieye, созданной шведской компанией Ericsson (с 2006 года является подразделением Saab), а носителями для нее более чем в половине случаев являются самолеты шведского производства.
Одной из причин такой популярности комплекса Erieye является модульный принцип его построения, что позволяет осуществлять модернизацию и доработку по желанию заказчика, а также наращивать его возможности. На сайте разработчика указано, что "комплекс модернизируется для каждого нового заказчика. Несмотря на то, что он имеет схожий внешний вид, внутри он уже совершенно иной. В результате применения такой политики каждый заказчик получает самые современные технологии". Следует отметить и такую важную особенность комплекса, как его компактность и относительно небольшая масса, что позволяет устанавливать Erieye на различные носители, в т.ч. реактивные и турбовинтовые региональные авиалайнеры
В настоящее время комплексы Erieye на платформе турбовинтового самолета Saab 340 эксплуатируются в Швеции, Таиланде и ОАЭ (по два комплекса у каждой страны), на платформе Saab 2000 - в Пакистане (семь) и Саудовской Аравии (два), на базе реактивного Embraer ERJ-I45 - в Бразилии (пять Е-99), Греции (четыре R-99A) и Мексики (один ERJ-145SA).
Интерес к самолету большой, но в него никого шведы не пускают.
Хвостовое оперение...
Стабилизатор и рули высоты.
Общий вид сзади.
Крупнее
Прием делегации.
Посмотрим на лица поближе.
Общий вид спереди...
Лобовое стекло...
Надфюзеляжная антенна...
ЛТХ:
Модификация GlobalEye
Размах крыла, м 28.70
Длина самолета, м 30.30
Высота самолета, м
Площадь крыла, м2 94.80
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 45200
Тип двигателя 2 ТРДД BMW Rolls-Royce BR710A2-20
Тяга, кН 2 х 65.6
Максимальная скорость, км/ч 1005
Крейсерская скорость, км/ч 902
Практическая дальность, км 11000
Практический потолок, м 15500
Экипаж, чел 2+4