этот же пост,но с маленькими картинками
сайт Джорджа Коя
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Проектные работы над первым специально разработанным сельскохозяйственным самолетом начались в Чехословакии в 1961 году, в сотрудничестве двух производителей: Let Kunovice и Moravan (всем известная марка Zlin).
общий вид спереди
Опытный самолет XZ-37 совершил свой первый полет 29 марта 1963г. Он являлся свободнонесущим низкопланом в основном металлической конструкции, но в некоторых местах имел полотняную обшивку.
ближе
Самолет оснащался неубирающимся шасси с хвостовым колесом и вмещал одного пилота в закрытой кабине перед баком с химикатами.
еще ближе
Серийный самолет имел звездообразный двигатель Avia M 462RF мощностью 315 л.с.Я так понимаю,что это некоторая вариация на тему М14П в исполнении чешских моторостроительных фирм?
внизу специальный бак на колесиках,для слива топлива с самолетов!!!
В зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет Cmelak мог использоваться для перевозки почты или грузов. Кроме того, он мог быть оборудован для буксировки планеров.
ближе
Cmelak(Шмеляк) он же в переводе с чешского Шмель, как вы уже могли догадаться!!!
вид сбоку
Самолет производился с 1965 г. под обозначением Z-37. С 1971,была подготовлена модификация Z-37A с усиленной конструкцией.
паливо: это похоже раньше были доп баки для распыления химикатов? Сейчас это наверное баки под топливо? Spray booms? Всюду написано,что расположение этих spray booms под крыльями улучшало обзор пилота,но даелало очень опасным аварийное приземление!!! Не пойму ни первого,ни второго: шасси то неубираемые!!!!
Чешский язык вообще отличается тем,что некоторые слова,звучащие так же как наши имеют прямо противоположный смысл!!! На этом можно сильно погореть...Например:жабка-это несовершеннолетняя девушка:-)))Слово, которое по-русски звучит как «запомнил», переводится как «забыл»,по-чешски черствое значит свежее,сказав человеку, что от него идет "ужасная вонь", вы ему сделаете комплимент, потому, что это означает "прекрасный запах", а венец чешской правдивости является выражение "Позор! Полиция ворует!" Правда, перевод на русский менее интересен: "Внимание! Полиция предупреждает!"
хвостовое оперение
вид снизу: виден добавленный киль стабилизатора,необходимая как оказалось вещь при наличии таких поплавков
Производство велось до 1975 года, а затем еще в 1983-1984 гг.Всего 677 самолетов были произведены, в том числе 27 двухместных Z-37A-2 для учебных целей.
поплавки: хозяин этого самолета уже столько денег потратил на его модификацию,что опустил руки и понял,что за те деньги он его никогда не продаст.
Здесь можно на страничке Клиффа посмотреть на процесс подготовки и установки самолета на поплавки(амфибийные заметьте)
как этот самолет превращали в амфибию
Если я правильно все понял,то только эта процедура обошлась в 90 тысяч долларов вместе с поплавками!!!
Существовали также грузовые версии с грузовым отсеком вместо бункера и оборудования для распыления химикатов и версии для трех пассажиров!!!
6 сентября 1981 года совершил свой первый полет прототип XZ-37T,с двигателем мощностью 691 л.с., Вальтер M-601B турбопроп.
Два других окончательных прототипа с турбопропами, Z-37T Агро Turbo, с менее мощными двигателямипитание от менее мощных М-601Z двигатель вылетел 12 июля и 29 декабря 1983 года.
Они имели не только новый двигатель,но и больший размах крыльев (13,63м) и винглеты на крыле.
Всего Z-37T было произведено в период с 1985 до 1994 года, в общей сложности 51 самолет , включая учебные двухместные Z-37T-2 . Позже производство самолетов были переименовано в Zlin Z-137T
общий вид
Основным потребителем Z-37 была Чехословакия (теперь Чехия и Словакия), а также Восточная Германия и другие страны восточной европы.
крыло правое
Много самолетов было экспортировано в Судан и Индию,часто они использовались не по назначению,но очень интенсивно.Бак для химикатов использовался как дополнительный топливный бак.
вид снизу на механизацию крыла
Многие из них используются для буксировки планеров, имея возможность легко буксировки 2 планера ,а то и 4 сразу. Рекорд: 9 планеров одновременно.
левое крыло
Пока еще после замены двигателя этот самолет не взлетал !!!
под самолетом
аэродромное питание
кабина внешне очень большая
лезть очень высоко и неудобно
взгляд назад:если дорбалызнуться сверху,то мало не покажется:-)))
взгляд вперед: эта дверь открывается по ходу движения в отличии от задней двери,которая открывается вверх!!!
полезли в переднюю кабину
общий вид передней кабины: с такой высоты чуствуешь себя на капитанском мостике корабля
вид сверху
панель приборов
сектор газа
правая часть
педали
левые приборы
пространство за креслом
с другой стороны
еще два вида сверху
идем в заднюю кабину: в обычном не учебном самолете, здесь должен располагаться бункер с химикатами!!! Но в принципе туда же можно было за бункер разместить механика,правда лететь ему приходилось лицом назад!!!
дверь открывается вверх
вид сверху: места очень много,можно наверное прогуливаться вокруг кресла в полете:-)))
приборная панель: забыл спросить,что это за монументальная красная лампа на панели приборов !!!?
сектор газа
взгляд назад
педальный узел
Варианты: XZ-37 первый прототип
Z-37 первая серийная модификация производимая с 1965 по 1971.
Z-37A вторая серийная модификация с усиленной конструкцией. строились с 1971 по 1975 и позже между 1983 и 1984, 650 построено.
Z-37A-2 двухместная версия для обучения экипажей, 27 построено.
общий вид кабины
Z-37A-3 версия самолета для пилота и трех пассажиров. модификация версии "A" .
XZ-37T прототип версии оснащенной турбопропом Walter M-601B , построена в 1981.
Z-37T Agro Turbo версия турбопроп с увеличенным размахом крыльев, оснащенная двигателем Walter M-601Z ,строились между 1985 и 1987 годами. 28 построено включая учебный Z-37T-2
Z-37T-2 двухместная версия для тренировки экипажей строились между 1985 и 1987.
Z-137T современная серийная модификация
ЛТХ: Let Z37A
* Экипаж: 1, пилот
* Вместимость: 1,механик (дополнительно), 650литров химикатов
* Длина: 8.55 m
* Размах крыльев: 12.22 m
* Высота: 2.90 m
* Площадь крыльев: 23.80 m²
* Вес пустого: 1,043 kg
* Вес загруженного: 1,850 kg
* Полезная нагрузка: 600 kg
* Макс взлетный вес: 1,850 kg
* Двигатель: 1× Walther M 462RF воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиальный двигатель (турбированный), 235 kW (315 лс)
еще раз общий вид самолета
* Никогда не достижимая скорость(быстрее развалится:-))): 270 km/h
* Максимальная скорость: 210 km/h
* Круизная скорость: 183 km/h
* Скорость сваливания: 81 km/h
* Дальность: 640 km
* Высота: 4,000 m
* Скороподъемность: 4.7 m/s (925 ft/min)
* Взлетная дистанция без загрузки: меньше чем 50 m - с загрузкой 125 метров в спокойном воздухе
* Посадочный пробег: меньше чем 100 метров
* Заправка топливом: 250 литров
* Качество топлива: не меньше чем бензин с октановым числом 73 (обычно используют неэтилированный 95))
* Расход топлива: 52 литра в час на круизе, 110 литров в час на полной мощности