igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Еще один советский самолет воин: Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Всего было построено 4 848 самолетов (из них 4111 в ходе войны).

Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по Як-3
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Истребитель Як-3 был доставлен в музей в 2015 году. Лучший советский истребитель военного времени из семейства «Яков» был разра­ботан в ОКБ А.С. Яковлева в 1944 году, производился в 1944-1946 годах на заводах No 31 (Тбилиси) и No 292 (г. Саратов). Экспонат был собран из облом­ков истребителей, найденных на аэродроме Африканда (Мурманская область). При воссоздании были использованы элементы фюзеляжа, остатки деревянных крыльев с лонжеронами, элероны и рули, фраг­менты капота, а также оригинальный двигатель М-105. Самолет несет бортовой номер 12, который не соответствует оригинальному и был нанесен в музее. Как мне подсказал Евгений Николаевич Лебедев: Як-3 собирался командой Лейко для музея Задорожного, собран из фрагментов Як-3, Як-9. После понимания, что в Россию приедет Як-3 1712, отправлен в Пышму.


В феврале 1943 года завершилась постройка истребителя Як-1М. Он представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого отличался, в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные данные машины заметно улучшились максимальная скорость на высоте 4430 м возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе 2655 кг сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 года был подготовлен улучшенный вариант- Як-1М Дублер. У этого самолета полотняную обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную толщиной 2 мм, доработали системы охлаждения воды и масла, применили безмачтовую антенну, кольцевой прицел с мушкой сменили на коллиматорный, улучшили бронирование и поставили новый винт.


Летчики-испытатели остались довольны новым истребителем. В их отзывах говорилось, что Як-1М обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно увеличилась по сравнению с серийными самолетами Як. При наличии высоких летных данных самолет остался простым в пилотировании и не требует более высокой подготовки летного состава.


Летчик облетывавший самолет - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский писал : "Учитывая отличные летные данные самолета, хорошее вооружение и большое удобство для летного состава, целесообразно рекомендовать как можно быстрее внедрить данный экземпляр в серийное производство взамен Як-1 и Як-7, необходимо оставить только Як-9 для установки на них в дальнейшем моторов М-107А".


Очередной истребитель получил путевку в жизнь, а заодно и новое имя - Як-3. Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 года принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был однозначен : "На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Bf-109 и Fw-190. Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре" .


Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ. Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов.


Другой недостаток - слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что несмотря на такие повреждения истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность.


Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.


Мысли тех, кто летал и сражался на Як-3, пожалуй наиболее образно выразил генерал-майор авиации Герой Советского Союза командир 303-й авиационной дивизии Георгий Нефедович Захаров: "До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я летал на всех истребителях начиная от И-2бис, включая иностранные, а также истребители Як-1, Як-7Б, Як-9 (всех вариантов). В последнее время летал на самолете Ла-5ФН считая его наилучшим. С поступлением Як-3 выполнил на нем ряд полетов и сделал следующий вывод: подобному истребителю нет конкурентов.


В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу, устойчив при взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН. Летчиками 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка Нормандия Як-3 был освоен после 3-5 часов полета. На самолете Як-3 я провел ряд учебно-воздушных боев с Як-9 и Ла-5 и всегда выходил победителем. Приходилось встречаться на поле боя с Me-109 и Як-3 показал абсолютное превосходство".


Бесспорно, Як-3 - один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и рациональна. Основу фюзеляжа составляла стальная трубчатая ферма. С целью сокращения веса ферма фюзеляжа выполнялась зацело с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа так же, как и его теоретические обводы не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. В носовой части обшивку фюзеляжа составляли легкосъемные дюралевые капоты, хвостовая часть обшивалась фанерой.


Крыло Як-3 неразъемное двухлонжеронное. Профиль крыла - "стандартный яковлевский" Clark YH с относительной толщиной 14% у корня и 7% на конце крыла. Для сравнения: на Як-1, Як-7, Як-9 - 15% у корня и 8% на конце. Крыло имело металлический каркас-лонжероны, нервюры и фанерную обшивку. Как и на Як-9 обшивка приклеивалась к специальным фанерным накладкам, приклепанным к металлическому каркасу заклепками. Опыт боевого применения показал что такое соединение недостаточно прочное.


Уже после войны для Як-3 было сделано крыло с дюралевой обшивкой, но серийно этот самолет не строился. Однако металлическое крыло Як-3 вскоре нашло применение на учебно-тренировочном Як-11 и на реактивном Як-15. Точно также на этих самолетах на металлические были заменены деревянные киль и стабилизатор Як-3. На всех истребителях Яковлева для оперения использовался профиль RAF-30.


Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор установили за кабиной пилота.


Особенность установки водяного радиатора на Як-3 заключалась в том, что он был глубоко утоплен в фюзеляж, а канал подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это приводило к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно снижалось. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов.


Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ.


С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь.


Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами, используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной доставляла много хлопот механикам. Зато экономия веса составляла десятки килограммов.


С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый выпуск истребителей, значительно превосходивших самолеты противника, завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был уже предрешен.


Модификации:
Истребитель Як-3, начиная с первого опытного самолёта Як-1М (экземпляр 1) и заканчивая последними серийными машинами 1946 года выпуска, имел 18 модификаций. Из них 4 по планеру, 8 по двигательной установке и 6 по вооружению.

Як-1М М-105ПФ (опытный экземпляр 1). Опытный экземпляр истребителя Як-3, являвшийся дальнейшим развитием Як-1 и Як-9. Отличался от них меньшими габаритами крыла и полётной массой, более совершенной аэродинамикой и более высокими лётно-тактическими характеристиками.
Як-1М М-105ПФ2 («Дублёр»). Являлся вторым экземпляром опытного самолёта Як-1М и отличался от него улучшенной аэродинамикой, двигателем повышенной мощности М-105ПФ2 и усиленным шасси. На самолёте были также устранены дефекты, выявленные в процессе госиспытаний на Як-1М 1. Самолёт превосходил по скорости экземпляр №1 у земли — на 25 км/ч, на 1-й границе высотности — на 20 км/ч, на 2-й границе высотности — на 19 км/ч и на высоте 5000 м — на 17 км/ч. Превосходство над Як-9 достигало 50-53 км/ч во всем диапазоне высот.
Як-3 ВК-105ПФ2 (серийный). Самолёт, в целом, был идентичен модели Як-1М «Дублёр», за исключением незначительных, но многочисленных изменений, внесённых для устранения дефектов, выявленных на государственных и войсковых испытаниях, а также изменений, сделанных с целью упрощения обслуживания и эксплуатации самолёта на земле.
Як-3П ВК-105ПФ2 — серийная модификация с чисто пушечным вооружением. Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулемётов УБС с запасом по 150 патронов на Як-3П были установлены одна мотор-пушка Б-20М (120 снарядов) и две синхронные Б-20С (по 130 снарядов). В связи с этим изменилась компоновка установок вооружения. Масса оружия и боекомплекта стала на 11 кг меньше, чем у серийных Як-3. Вес секундного залпа составил 3,52 кг/с. Выпуск начался в апреле 1945 и продолжался по 1946 год. Всего выпущено 596 экземпляров.



Як-3 с ВК-107А — Опытный Як-3 смешанной конструкции с двигателем ВК-107А взлётной мощности 1650 л. с.,и винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м. Был произведён вариант с крылом как смешанной конструкции, так и с металлическим крылом.
Як-3 с ВК-108 — версия с более мощным двигателем ВК-108 («потомком» ВК-107А), развивавшим мощность на взлёте 1800—1850 л. с. Новый мотор имел новый двухскоростной нагнетатель с лопатками Поликовского и очень напряжённый тепловой режим, был не доведён и очень ненадёжен. Модификация Як-3 с ВК-108 стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.
Як-3К — версия с крупнокалиберным орудием НС-45, оказавшаяся менее удачной, чем Як-9К, из-за сильной отдачи при меньшем весе.
Як-3ПД — высотная модификация Як-3 ВК-105ПФ2 с двигателями ВК-105ПД и ВК-105ПВ.
Як-3РД c ВК-105ПФ2 и РД-1 (Як-3Р) — модификацией серийного самолёта Як-3 с ракетным двигателем РД-1 конструкции В. П. Глушко. Двигатель РД-1 развивал максимальную тягу в 300 кг в течение 3 мин.
Як-3Т — опытная противотанковая версия с 1×Н-37 (25 снарядов) и 2×Б-20 (100 снарядов). По внешнему виду Як-3Т отличался от серийных Як-3 выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, который поглощал до 75 % энергии отдачи пушки.
Як-3Т-57
Як-3ТК — использован мотор ВК-107А с турбокомпрессором
Як-3У — созданная в 1945 году версия со звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН.
Як-3УТИ
Як-3М — ОКБ Яковлева в 1992 году построило 12 экземпляров для коллекционеров по оригинальным чертежам цельнометаллического Як-3. Вооружение отсутствует, двигатель 1 ПД Allison 2L мощностью 1325 л.с, вес пустого самолёта 2210 кг


ЛТХ Як-3
Экипаж: 1
Длина: 8,49 м
Размах крыла: 9,20 м
Высота: 2,38 м
Площадь крыла: 14,83 м²
Масса пустого: 2105 кг
Масса снаряжённого: 2650 кг
Силовая установка: 1 × ВК-105ПФ2
Мощность двигателей: 1 × 1240 л.с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 645 км/ч
Крейсерская скорость: 600 км/ч
Практическая дальность: 648 км
Практический потолок: 10 700 м
Скороподъёмность: 1 111 м/мин
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК,
2 × 12,7-мм пулемёта УБС
Tags: 2021, верхняя пышма, музей авиации крылья победы, як-3, яковлев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments