igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей дальней авиации в Дягилево: тяжелый транспортный самолет ВМ-Т.

ВМ-Т «Атлант» (он же 3М-Т, «3М, транспортный») — тяжёлый транспортный самолёт опытного конструкторского бюро (ОКБ) Мясищева. Был построен в 1982 году из 3МН-2 - переоборудованный в топливозаправщик бомбардировщик 3МН. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации, оборудованных системой «Конус». Максимальное количество отдаваемого в полёте топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки — 2250 л/мин. Ну а 3МН, это модификация 3М с двигателями ВД-7Б. Ценой повышения ресурса двигателей ВД-7 явилось снижение тяги до 9500 кгс. При общем ухудшении характеристик самолёта, дальность полёта благодаря экономичности двигателей была на 15 % больше, чем у 3МС. Всего было построено две машины ВМ-Т. И обе они сохранились. Один из них все время выставляют на МАКСах и второй наконец посмотрим в музее...

Музей дальней авиации в Дягилево.
все, что есть по ВМ-Т


ВМ-Т построен в 1959 году на ГКНПЦ Хруничева с заводским номером 9301402 и серийным 14-02 как 3МН.
С 1959 года летал как 3МН с бортовым номером 31 в Дальней авиации в Энгельсе.
В 1970 году модернизирован до 3МН-2...
В 1979 году передан в КБ Мясищева (МАП - ЭМЗ).
29 апреля 1981 года поднялся в воздух уже как ВМ-Т с бортовым номером СССР-01402.
С 1992 года ВМ-Т с номером RA-01402 на хранении в Рязани.
В 2015 году немного отреставрировали борт, и переставили на новое место.
RA-01402 1982 года постройки
Недавно музейная стоянка пополнилась само­лётом ВМ-Т. Это переделка танкера ЗМ 1959 года выпуска для транспортирования по воздуху из Подмосковья на Байконур крупногабаритных элемен­ тов конструкции воздушно-космической системы «Энергия» - «Буран». Части ракеты и воздушно-кос­мический самолёт могли крепиться на фюзеляж.
Сказать, что самолёт доработали для решения не свойственных ему ранее задач, будет неверно.
В действительности из самолёта-заправщика сде­лали практически новую машину. Обновили и уси­лили конструкцию планера, изменив и удлинив на семь метров хвостовую часть фюзеляжа. Установили новое двухкилевое оперение, в противном случае
мощные вихри, сходящие с крупногабаритных гру­зов, приводили бы к бафтингу - вибрациям опере­ния, способным разрушить самолёт. Стабилизатор с прямой передней кромкой (максимальная ско­рость полёта с грузом не должна была превышать
450 км/ч) установили с большим углом попереч­ного V, что позволило снизить крутящий момент от вертикального оперения. Большая площадь гори­зонтального оперения способствовала увеличению пикирующего момента по сравнению с самолётом ЗМ и компенсировало кабрирующий момент от раз­мещавшихся на «спине» грузов. Вырез под грузовой люк фюзеляжа закрыли силовой панелью, оставив небольшой лаз для обслуживания находящегося в грузоотсеке оборудования. Сохранив основные опо­ры шасси, пришлось усилить крыльевые стойки из-за возрастающих на них нагрузок при посадке с креном и сноса в случае бокового ветра. Заново сконструировали систему управления самолетом.
Первый полет ВМ-Т состоялся 29 апреля 1982 года. Вскоре открылась уникальная грузовая авиалиния Жуковский-Байконур. Перевозили комплектующие для ракет Энергия, а 23 марта 1988 года ВМ-Т доставил на Байконур космический челнок Буран.
После закрытия программы советского шаттла ВМ-Т остался не у дел. К счастью, уникальную машину не пустили под нож. В июле 2016 года первый летный экземпляр самолета передали со стоянки 360 авиаремонтного завода в Музей Дальней авиации. Состояние машины удовлетворительное, демонтированы блоки СРЗО, остальные агрегаты и оборудование на месте. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Из полетного состояния не выводился.


Во второй половине 1979 года на опытное производство ЭМЗ поступили два выделенных ВВС самолета ЗМН-2 (1402 и 1502). Их переделка велась в тесной кооперации со многими предприятиями министерств авиапромышленности и общего машиностроения, в частности, с заводом им. Хруничева, Ташкентским и Омским АПО. На каждой эмке провели обширный комплекс доработок, в том числе установили новую хвостовую часть и оперение, значительно усилили шасси и планер (например, отъемные части крыла стали трехлонжеронными), зашили бомболюк, демонтировали все вооружение.


В конце 1980 года самолет 1402 передали для проведения наземного цикла испытаний. В марте следующего года начались пробежки, а 29 апреля экипаж, возглавляемый А.Кучеренко, впервые поднял эту машину в воздух. Первый этап испытаний, несмотря на всю их уникальность, завершился в сжатые сроки, и уже в апреле 1982 г. состоялись два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), которыми на космодром были доставлены грузы 1ГТ и 2ГТ.


Новому самолету предстояло перевозить 4 варианта груза: ОГТ - собственно ВКС, весивший более 50 т и ставший самой тяжелой ношей; 1ГТ - водородный бак ракеты-носителя с обтекателями общей длиной около 40 м и диаметром 7,78 м (размеры фюзеляжа эмки 51x3,5 м!); 2ГТ - носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты; ЗГТ - возвращаемые на завод носовой и хвостовой обтекатели от груза 1ГТ.


Интересно, что когда один из этих кораблей, выкрашенный в цвета Аэрофлота и с надписью на борту ЗМ-Т, попал на глаза бдительному режим щику, тот категорически потребовал закрасить обозначение, свидетельствовавшее о бомбардировочном прошлом самолета. Этого делать не стали, но цифру 3 исправили на букву В и получили ВМ-Т, хотя по всем документам машина продолжала проходить под прежним обозначением (когда самолет стали показывать на различных авиа-шоу, некоторые печатные издания расшифровали эти три загадочные буквы, как Владимир Мясищев-транспортный). Позднее самолет получил собственное имя Атлант.


В конце 1984 года машину 1402 вновь оснастили системой дозаправки. Предполагалось, что это позволит выполнять перелеты с грузами без промежуточных посадок. После доработки провели несколько сухих испытательных контактов с танкером ЗМН-2, однако, по имеющимся данным, ни одной дозаправки в воздухе во время транспортных рейсов выполнено не было.


После завершения программы Энергия-Буран, на ЭМЗ им. В.М.Мясищева пытались найти применение уникальным спецсамолетам. В 1990 годы среди различных проектов рассматривался вариант использования ВМ-Т для воздушных испытаний ракетного двигателя на криогенном топливе Д-57, заинтересованность в котором проявляла Индия. Велись также предварительные проработки по созданию на базе самолета ЗМ огромных транспортных систем, предназначенных как для перевозки различных негабаритных грузов, так и для воздушного запуска перспективных ВКС. Однако все эти проекты остались на бумаге.


Ну а мы посмотрим на то, из чего был построен этот уникальный самолет.


Серийный выпуск бомбардировщика 3М шел на заводе No.23 в 1956-59 годы. По сравнению с М-4 новая "эмка" оказалась лучше отработана в технологическом плане, да и переоснащение предприятия уже завершилось, что позволило перейти от постройки одиночных самолетов к сериям. Первая включала 7 машин (0204-0210), затем пошли серии по 5 самолетов. В общей сложности в Филях построили 74 серийных ЗМ.


Так как двигатели ВД-7Б выпускались в ограниченном количестве и в невысоком темпе, то с ними построили примерно половину бомбардировщиков, получивших обозначение ЗМН ("Н" - новый двигатель).


Внешне самолеты почти не отличались (на ЗМС люки мотоотсеков соответствовали М-4, отсутствовали подкрыльевые держатели для ПТБ), однако при взлете верным признаком "эмок" с двигателями ВД-7Б был мощный коптящий выхлоп.


Серийные ВД-7Б производства уфимского завода 26 после кропотливой доводки имели ресурс всего 200 ч - в 6,5 раза меньше, чем РД-ЗМ-500. Надежность их также была хуже, что вкупе с отсутствием чрезвычайного режима значительно снижало безопасность эксплуатации самолета и вызывало обоснованное недовольство заказчика. В 1960 годы часть ЗМН переоснастили РД-ЗМ-500. Интересно, что с нашим самолетом?


По ходу выпуска в конструкцию машины внесли несколько крупных изменений, важнейшим из которых стало увеличение прочности планера за счет толщины панелей обшивки. С 1962 года самолеты стали переоборудовать в заправщики по типу M-4-II, и они получили обозначения ЗМС-2 и ЗМН-2. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полете машин стратегической авиации, оборудованных системой "Конус".


Максимальное количество отдаваемого в полете топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки - 2250 л/мин. В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей.


В общем такая история жизни нашего самолета 14-02: 3МН--3МН-2--ВМ-Т... Ну а теперь посмотрим на него подробнее...


Правая консоль крыла.


Передняя стойка велосипедного шасси с четырьмя колесами.


Вид в сторону хвоста.


Мотогондолы, вид снизу.


Правые мотогондолы.


Мотогондола вид снизу крупнее.


И правая консоль крыла.


Основная задняя стойка.


Ниша уборки стойки.


Еще


Оборудование в боковой нише .


Механизм закрывания ниши.


Еще


Сама стойка.


И ее крепление вверху.


Потолок ниши.


И сюда пробрались птички.


Выбираемся на воздух.


Горизонтальный стабилизатор с шайбой киля.


Хвостовая часть.


Киль...


Общий вид самолета.


Крупнее


Левая консоль крыла.


Руль направления.


И руль высоты.


Вот он крупнее.


Общий вид сзади.


Хвостовая оконечность фюзеляжа.


Вид справа.


Общий вид.


Законцовка правой консоли.


Общий вид справа.


Еще


Панорама


И еще одна панорама.


Посмотрим на законцовку поближе.


Еще


Хвостовая часть.


Выходные отверстия 3 и 4 двигателей.


Шасси на законцовках крыла.


Законцовка левой консоли крыла.


Крупнее


Общий вид слева.


Крупнее носовая часть.


С земли.


И еще


Фото 64.


Общий вид издалека.


Крупнее


Левая консоль.


Фото 43.


Панорама.


Общий вид. самолет стоит чуть в стороне от остальной статики.


Кабина самолета.


Воздухозаборники.


И снова панорама...


Вид из-за дерева.


Общий вид спереди.


Крупнее.


Еще один ракурс.


Вид издалека.


Кабина.


Воздухозаборники.


Общий вид.


Носовой обтекатель.


Штанга дозаправки в воздухе.


Носовая стойка.


Воздухозаборники двигателей 1 и 2.


Законцовка крыла.


Нижнее остекление кабины.


Антенна.


Окончание штанги.


Правая консоль.


Общий вид.


Кабина экипажа.


Остекление кабины.


Верхний блистер.


Боковой блистер.


Надпись Аэрофлот.


Воздухозаборники.


Общий вид слева.


Крыло.


С вертолетами:-))


Мотогондолы.


Панорама вид слева.


Соединение горизонтального стабилизатора с фюзеляжем.


Левая консоль крыла.


Верхняя часть консоли крыла.


Мотогондола...


Антенна на фюзеляже?


Что это за заплата?


Фото 46.


Фото 47.


Законцовка.


А что это под фюзеляжем?


Вид сзади.


Крупнее.


Фото 52.


Фото 53.


Верхняя часть руля направления.


Выступы на фюзеляже с правой стороны.


Еще


Что и для чего?


Выходные отверстия.


Крупнее.


Фото 60.


Антенны.


Еще.


Вентиляция мотогондолы.


Хвостовое оперение.


Носовая часть.


Крупне кабина.


Нижняя часть кабины.


Штанга дозаправки в воздухе.


Блистер.


Вид справа.


Кабина.


Остекление кабины.


Фото 73.


Общий вид самолета.


Крупнее


Из травки...


И еще...


ЛТХ:
Модификация ВМ-Т
Размах крыла, м 53.14
Длина самолета,м 58.70
Высота самолета,м 14.00
Площадь крыла,м2 320.00
Масса, кг
пустого самолета 74500
максимальная взлетная 210000
Тип двигателя 4 ТРД РД-3М-500
Тяга, кгс 4 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 925
Практическая дальность, км 9400
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 8
Полезная нагрузка: 32000 кг груза

Tags: 2021, , вм-т, дягилево, музей дальней авиации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments