
Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по М-4
Перед нами М-4М построенный в 1955 году на ГКНПЦ Хруничева. Заводской номер 5302528 и серийный 28. История этого М-4 неизвестна.
В 1958 году этот борт принимал участие в доводке и модернизации системы заправки "Конус" для удовлетворения требований ГК НИИ ВВСЮ изложенных в акте 1/64 выполняя роль заправщика. Всего было выделено 8 самолётов М-4 и 15 самолётов 3М. Во время испытаний данный борт имел номер 03.
21 января 1991 года перегнан (экипажем Анатолия Кононовича Голодюка, а инструктором сидел ген.майор Мохов В.В. это был последний полет данного типа самолета) в Сызрань и установлен на памятник, в 2005 году разобрали и перевезли в Фили ОКБ-23 для установки также в качестве памятника, но так и не собрали.
С 1955 года летал в Дальней авиации с номером 03.
С 1991 года с номером 66 на хранении в Сызрани.
С 2005 года с номером 66 на хранении в Фили. В 2020 году на 10 тралах самолёт был вывезен на аэр. Медынь, где и находился более 5 мес, пока шла подготовка к вывозу очень негабаритной, основной части фюзеляжа. Все работы по вывозу проводились сотрудниками музея Задорожного, имеющего давние партнёрские отношения с Верхне Пышминским музеем. К сожалению борт имеет серьезные повреждения, полученные при перевозке на ЗиХ. Сейчас коллеги из Верхней Пышмы разрабатывают программу реставрации борта. А в 2021 году борт приехал в Верхнюю Пышму. Я его застал в процессе сборки.

Самолет будет установлен перед корпусом авиационного музея, рядом с Ту-16ЛЛ.

Тут как раз велись какие то работы с самолетом.

Центральная часть фюзеляжа.

Кабина экипажа.

Остекление кабины.

Остекление кабины штурмана.

Воздухозаборники левой пары двигателей.

И место их крепления.

Элементы крыла.

Не все в идеальном состоянии.

И снова кабина. мы ее еще не раз будем рассматривать с разных ракурсов.

Так закрыто отверстие центральной части фюзеляжа.

Части корпуса достают из транспортировочного положения.

Первым делом видимо собирают фюзеляж?

Лобовое стекло.

Все четыре воздухозаборника.

Кабина с теневой стороны:-))

Попытка заглянуть в кабину.

Элементы крыла на фоне музея.

Место крепления левой консоли крыла.

Общий вид.

Панорама

Но вот вышло солнышко... Времени у меня на весь музей было немного, поэтому особо ждать его не приходилось.

2×23 мм пушки АМ-23 в верхней установке. Ну пушек то уже нет...

Боковой блистер.

Кабина, вид с тылу. Видна перегородка герметичного отсека.

Крупнее. Непонятно, как все это крепилось к остальной части фюзеляжа.

Элементы мотогондолы.

И консолей крыла.

Воздухозаборники, вид с другой стороны.

Конструкция консоли крыла.

Кран поднимает хвостовую часть фюзеляжа. А всего он разделен на три части.

Консоль крыла с другой стороны.

Кабина хвостового стрелка.

Фото 77.

А так это все выглядело сверху... У меня было несколько подходов к самолету.

Скорее всего ничего не соединяли, а просто подвозили части для последующей сборки.

Кран уехал и у нас есть возможность посмотреть с другой стороны.

Хвостовая часть фюзеляжа.

Центральная.

Нижний люк кабины стрелка отсутствует.

Крупнее: низ кресла стрелка.

Элементы конструкции кабины стрелка.

Само вооружение отсутствует.

Еще

Потом в собранном виде эти элементы не увидишь.

Фото 44.

Элементы крыла.

Люк в нижней части фюзеляжа.

Еще люки.

И прочие непонятные элементы.

Переборка, разделяющая части фюзеляжа.

Попытка заглянуть в люк.

И снова общий вид...

Фюзеляж.

Кабина экипажа.

с разных ракурсов.

Крупнее воздухозаборник.

Место крепления правой консоли крыла.

Элементы крыла и мотогондол.

Канал воздухозаборника.

Вид с правой стороны самолета.

Еще один боковой блистер. Оба пострадали от вандалов:-((

Остекление кабины экипажа.

Общий вид кабины справа.

Элементы мотогондол.

И механизация крыла. Почему только без обшивки?

Основная стойка шасси.

Правая консоль крыла.

Фото 108.

Интересная конструкция места соединения фюзеляжа и консоли.

И продолжение ее на фюзеляже.

Четыре колеса основной стойки. На воздухе они не выглядят такими огромными.

Крыло.

Снова хвостовая часть фюзеляжа.

Привод хвостового оперения с бустером?

Место крепления киля.

Это элементы крыла или стабилизатора?

Привод

Разобрано в свое время было достаточно варварски.

А где то уже и сам металл сдался от такого хранения.

Место соединения левой консоли и фюзеляжа.

Общий вид.

Элементы.

Крепление механизации крыла?

Общий вид центральной части левой консоли крыла.

Элементы канала воздухозаборника.

Сравните размеры с Пе-2...

И еще один общий вид...

Лётно-технические характеристики серийного М-4 1954 года выпуска.
Экипаж: 8 чел.
Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)
Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)
Высота: 14,1 м
Площадь крыла: 326,35 м²
Масса пустого: 79 700 кг
Нормальная взлётная масса: 138 500 кг
Максимальная взлётная масса: 181 500 кг
Силовая установка: 4 × ТРД АМ-3
Тяга: 4 × 8750 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 947 км/ч
Боевой радиус: 5600 км
Практическая дальность: 8100 км
Практический потолок: 11 000 м
Нагрузка на крыло: 565 кг/м²
Тяговооружённость: 0,19
Аэродинамическое качество: 17,45
Длина разбега: 1470 м
Длина пробега: 2610 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: 3×2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках
Боевая нагрузка:
нормальная: 5000 кг
максимальная: 24 000 кг
А мы переходим к самолетам внутри здания...