igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей техники в Верхней Пышме: самолет лаборатория Ту-16ЛЛ.

В этом году я еще умудрился добраться до авиационного музея "Крылья Победы" в Верхней Пышме. Поэтому начну потихоньку описывать экспонаты из его коллекции. Начнем с уличной экспозиции. До появления М-4, самым крупным самолетом перед корпусом музея был Ту-16ЛЛ — летающая лаборатория для всевозможных натурных испытаний. Значительную часть переоборудованных самолётов составляли лаборатории для испытания новых авиационных двигателей. В грузовом отсеке монтировался агрегат с гидроприводом, который выпускал испытуемый двигатель вниз. Для аварийных случаев имелся механизм сброса. Всего для испытания двигателей было переоборудовано 9 самолётов. Самолёты эксплуатировались 30 лет, и на них были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений. Также было несколько Ту-16 с другими экспериментальными устройствами, все они проходили как «летающие лаборатории». 1 февраля 1971 года на одном из таких самолётов погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.

Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по Ту-16


Ту-16ЛЛ с бортовым номером 05 и заводским 8204105, серийный 41-05. Трудился в ЛИИ Громова (МАП). Построен в апреле 1958 года на КАЗ 22. В 1992 году судя по всему был списан, а в 2017 году попал в музей в Верхней Пышме.


Начиная с 1954 года, на базе Ту-16 был создан ряд летающих лабораторий. Самую большую группу самолетов Ту-16ЛЛ составили универсальные летающие лаборатории для испытаний турбореактивных двигателей. Первым из этих ТРД стал АЛ-7Ф, под который к 1 сентября 1955 года переоборудовали самолет No.1880403.


Всего же для испытаний двигателей переоборудовали девять Ту-16. При этом с самолетов снимали все вооружение, створки грузоотсека заменяли на специальные обтекатели, различные по форме в зависимости от подвешиваемого двигателя (проводились испытания ТРД внешним диаметром до 2 м).


В грузоотсеке монтировался подвижный механизм с гидроприводом, который выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно. Для исключения попадания в испытуемый двигатель посторонних предметов на земле, при взлете и посадке входное устройство закрывалось убирающимся обтекателем. Ту-16ЛЛ оснащался рабочим местом инженера-испытателя, органами управления двигателем, контрольно-записывающей аппаратурой, другим дополнительным оборудованием, а в его системы вносились необходимые изменения.


За 30 лет эксплуатации на Ту-16ЛЛ были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений, а также многие двигатели 4-го поколения, в т.ч.: НК-8, Д-30, Р15Б-300, Д-36, АЛ-7Ф, Р-29, Р-95 и др.


С 1957 года по апрель 1959 года в ЛИИ проводились испытания Ту-16 No.1882808, оснащенного двигателями с реверсом тяги РД-ЗМР, что позволило сократить длину пробега на 30-35% (с 1500 м до 950 м).


По итогам этих испытаний было создано реверсивное устройство для Ту-104. В 1961 году на том же Ту-16 проводились наземные испытания шумопоглощающих сопел лепестковой и трубчатой конструкции. Обе работы по различным причинам не привели к созданию серийных образцов.


Во второй половине 1950 годов один из серийных Ту-16 переделали в ЛЛ для испытаний автомата вздыбливания основных опор шасси тяжелого сверхзвукового бомбардировщика М-50. На машине проводились только наземные исследования.


При создании еще одной машины той же фирмы - высотного самолета М-17, потребовалось проведение летных экспериментов еще до постройки опытных экземпляров этого аппарата. Одна из ЛЛ на базе Ту-16, названная 17ЛЛ-1, с ноября 1978 года использовалась для отладки высотного двигателя РД36-51В.


Другая -17ЛЛ-2 - была создана на базе Ту-16К-10, с которого сняли все вооружение и заменили переднюю часть фюзеляжа, установив вместо нее носовую часть самолета М-17 с комплектом опытного оборудования и подвижной пушечной установкой. В ходе испытаний проводились стрельбы противоаэростатными фугасно-зажигательными боеприпасами по аэростатам-мишеням.


Несколько Ту-16 были использованы для других видов испытаний. Так, Ту-16 со стрелковой установкой ДК-20 предназначался для летных испытаний пушечной установки для Ту-22. При создании беспилотного самолета-снаряда "121", а затем и разведчика "123" "Ястреб" в начале 1960 годов на базе Ту-16 силами ОКБ-156 была оборудована ЛЛ для испытаний телеметрической аппаратуры.


Примерно в то же время с целью ускорения отработки комплекса К-22 для самолетов Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22 была создана летающая лаборатория Ту-16К-22. На другой ЛЛ в ЛИИ проводились испытания противообледенительных систем самолетов. Для этого сверху фюзеляжа вертикально устанавливалась исследуемая поверхность и крепились специальные распылительные устройства.


Как вы можете видеть, что даже в самом хорошем музее, самолет выставленный под открытым небом быстро приходит в состояние требующее периодической реставрации...


Ту-16ЛЛ на фоне корпуса музея.


Крупнее.


Общий вид спереди.


Самолет заботливо поднят на подставки, что упрощает обслуживание стоек и сохраняет резину.


Общий вид.


Воздухозаборник ТРД РД-3М.


Остекление кабины экипажа.


Чуть более общий вид.


Продолжаем рассматривать кабину со всех сторон.


Остекление кабины летчиков.


Основная стойка.


Передняя стойка со створками нишы.


И пробираемся под брюшко. Тут располагается самое интересное: в грузоотсеке смонтирован подвижный механизм с гидроприводом?


Как уже выше писали, этот механизм выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно!


Отдельные элементы крепления.


А это что? Как видите, даже здесь все покрывают ровным слоем краски не особо разбираясь чего и как. Еще лет через пять уже трудно будет различить отдельные элементы под слоями краски.


Основная стойка на подставках.


Поворотный механизм?


Крепления и подводы...


Вид снизу.


И такой необычный обтекатель, отбойник выхлопных газов?


А теперь взглянем со стороны хвоста. Я не могу понять функционал этого узла?


Тут тоже много слоев краски.


Общий вид со стороны хвоста.


И со стороны носа.


Выходное отверстие двигателя закрыто заглушкой.


Блистеры...


А что зто за кракозябля? Это уже позже ее примострячили? Или это изначально для открытия иллюминатора?


А это что за трубы?


Есть ли там двигатель?


Общий вид сзади.


Оборонительное вооружение снято.


Гондола для уборки шасси.


Общий вид самолета сзади.


Оператор испытательного двигателя тут сидел?


Правая консоль крыла.


Хвостовое оперение.


Носовая часть.


Снова основные стойки.


Ниша, вид в сторону носа.


На внутренних колесах резина тертая...


Консоль с хлопунами? Последствия сборки-разборки?


ЛТХ:
Модификация Ту-16ЛЛ
Размах крыльев, м 33.0
Длина, м 34.8
Высота, м 10.4
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
максимальная 1050
крейсерская 850
Перегоночная дальность, км 7200
Дальность полета, км 5925
Боевой радиус действия, км 3150
Практический потолок, м 12300
Экипаж, чел 7

Ну а мы двигаемся к следующим экспонатам...
Tags: 2021, верхняя пышма, музей авиации крылья победы, ту-16
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment