Пе-2 (в ВВС СССР — прозвище «Пешка»; по классификации НАТО: Buck) — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства (всего выпущено 11500 единиц). В строевых частях полностью заменил собой бомбардировщики СБ.
Пе-2 83-я серия (Пе-2ФТ «Фронтовое требование»):
Вооружение: вместо пулемётов ШКАС ставились пулемёты УБТ калибра 12,7 мм; доработан под установку тяжёлого пулемёта в задней кабине, так как пулемёт Березина имел длину 136,5 см, а длина ШКАСА составляла 128 см и УБТ под сдвижным фонарём в старой кабине не помещался, а его мощная отдача заставила конструкторов усилить конструкцию фюзеляжа в месте установки турели.
Внешние изменения: изменилось остекление носовой части фюзеляжа и возвратились к старому лючку с двумя петлями для доступа к носовому пулемёту УБ. На воздушных винтах ВПШ-61П этой производственной серии стояли коки более скруглённой формы, верхняя часть мотогондол оснащена дополнительными вентиляционными щелями. По бортам задней части фюзеляжа круглые иллюминаторы заменили турельными установками пулеметов ШКАС, из верхней части кормы фюзеляжа исчез прозрачный астролюк.
Максимальная скорость: 488 км/ч.
Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по Пе-2
Одним из новейших экспонатов музея стал бомбардировщик Пе-2ФТ заводской номер 11-07, восстановленный ООО «АРГ». В ходе работ по реставрации были использованы многочисленные оригинальные элементы: центроплан, консоли крыла, стойки шасси, фонарь кабины, хвостовая часть фюзеляжа, элероны, рули. Обломки самолёта были найдены в Мурманской области (р-не Маятола (Карелия)) в 1999 году. По всей видимости, он относился к 608-му ближнебомбардировочному авиаполку.
В состав его экипажа входили пилот лейтенант Алексей Николаевич Егоров, стрелок-бомбардир
лейтенант Михаил Мартынович Трифонов и воздушный стрелок-радист старший сержант Яков Андреевич Елисеенков. Согласно документам Центрального архива Министерства обороны лётчики не вернулись из боевого вылета 12 августа 1942 года в район Маятала (Карелия). Наличие среди обломков самолёта частей парашютных систем указало на то, что экипаж подбитую машину покинуть не сумел, однако останки лётчиков не найдены.
Пе-2 был восстановлен московскими реставраторами и доставлен в Верхнюю Пышму грузовым автотранспортом. В течение четырех дней на открытой площадке музея была произведена сборка всех узлов. В настоящее время на месте падения самолёта установлена памятная доска.
Отдельным направлением работ было совершенствование оборонительных систем "пешки". Еще до начала войны руководство ВВС потребовало от главного конструктора В.М. Петлякова усилить стрелковое вооружение самолета Пе-2, состоявшее первоначально из четырех пулеметов ШКАС.
Весной 1941 г. это требование было частично удовлетворено: взамен правого носового ШКАСа на серийных машинах появился крупнокалиберный пулемет БК, второй такой же пулемет смонтировали на люковой установке. В июле-августе 1941 г. вооружение серийных Пе-2 дополнил бортовой пулемет ШКАС у стрелка-радиста с магазинным питанием.
Его можно было быстро перекинуть с левой шкворневой установки на правую, а физически сильные стрелки иногда вели из него огонь в верхней полусфере, опирая пулемет на край астролюка. Слабым местом "пешки" ранних серий, как уже отмечалось, являлась турель штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС.
Оценив мощь люкового пулемета, немецкие истребители перестали атаковать Пе-2 снизу. Теперь они предпочитали нападать сзади сверху на повышенной скорости с выходом из атаки на расстоянии 200-250 м. В этом случае огонь штурманского пулемета не представлял серьезной опасности, чего не скажешь о снарядах немецких пушек.
Начиная с осени 1941 г. ОКБ-22 неоднократно проводило испытания стрелковых установок, предназначенных для усиления огня "пешки" в верхней задней полусфере. Так, на самолете No. 9/9 испытывалась спарка пулеметов ШКАС, смонтированных под полусферическим экраном в астролюке стрелка-радиста.
В сентябре 1941 г. впервые предприняли попытку установить пулемет БТ у штурмана - конструкция называлась МВ-7 и представляла собой ограниченно подвижную турель под вращающимся экраном-башней. Позднее эксперименты перенесли на истребитель Пе-3 с тем, чтобы привлечь к этой работе завод No. 39.
Проблема создания удовлетворяющей штурманов верхней стрелковой установки оказалась настолько сложной, что ее решение заняло более полугода. В 1942 г. на серийных машинах последовательно появились шкворневая установка "ФТ", а позднее - турель ВУБ-1. Оснащенные крупнокалиберным пулеметом Березина, обе конструкции были не лишены недостатков.
В мае 1943 г. на испытания в НИИ ВВС был передан самолет No. 7/187, оборудованный новой верхней стрелковой установкой "ФЗ" и увеличенным фонарем кабины пилота. Установка "ФЗ" ("фронтовое задание") представляла собой вращающуюся турель с пулеметом УБТ, укрепленным на трубчатой траверсе. Питание пулемета магазинное (патроны в лентах уложены в коробки-магазины, жестко присоединяемые к пулемету).
Два магазина имели емкость по 50 патронов, а третий ≈ 90 патронов. Благодаря магазинному питанию улучшалась маневренность установки (правда, одновременно появлялись затруднения с перезарядкой: для смены магазина требовалось примерно 30 с).
После проверки в НИИ ВВС самолет No. 7/187 был передан для продолжения испытаний в НИП АВ (научно-испытательном полигоне авиационного вооружения), где был вскрыт ряд дефектов установки "ФЗ", потребовавших возвращения самолета на завод-изготовитель.
В ноябре 1943 г. на повторные испытания была направлена машина No. 3/198 с новым фонарем кабины летчика и установкой "ФЗ". На этот раз нововведения получили безоговорочную поддержку военных и были рекомендованы в серию.
И вот тут началась одна из самых неприглядных страниц в истории "пешки". Все, казалось бы, понимали, что внедрение "ФЗ" обеспечит радикальное повышение обороноспособности самолета, улучшит условия работы пилота и штурмана, повысит безопасность экипажа. Но дело не двигалось.
Наркомат авиапромышленности не давал разрешения на внедрение установки (опасаясь срыва плановых заданий), заводские специалисты не решались повторить опыт с несанкционированным внедрением "ФТ", а руководство ВВС как-то очень скромно настаивало на своем. В результате Пе-2 с установкой "ФЗ" так никогда и не стал серийным.
Общий вид справа.
Еще
И тут выглянуло солнышко.
Панорама кривенькая музейного здания. Это здание именно авиационной части...
Крупнее Пе-2ФТ.
Носовая часть.
Пока не подойдешь ближе, кажется, что это полноценный самолет...
Сам фюзеляж внешне выглядит хорошо.
Основные стойки.
Общий вид спереди.
Крупнее
От земли.
Еще
Общий вид слева.
Табличка с описанием самолета.
Основные стойки. тормозного оборудования на них нет?
Мотогондола.
Крепление отсутствующей бутафорской лопасти винта...
Решётчатые тормозные аэродинамические щитки.
Колесо хвостовой стойки немного загрустило.
Фонарь кабины экипажа.
Сюда не заглянуть.
Хвостовое оперение.
Хвостовая оконечность фюзеляжа.
Общий вид сзади.
Руль высоты, а что это за откидывающийся треугольник?
Крепление руля направления.
На улице все потихоньку приходит в негодность.
Мотогондола, вид сверху.
Механизация крыла?
Ниша уборки основной стойки.
Крупнее колесо основной стойки.
Нижняя часть консоли крыла.
Попытка заглянуть в кабину самолета.
И в завершении еще один общий вид...
ЛТХ:
Модификация Пе-2 ФЗ
Размах крыла, м 17.13
Длина, м 12.66
Высота, м 3.42
Площадь крыла, м2 40.50
Масса, кг
пустого самолета 6020
нормальная взлетная 8300
Тип двигателя 2 ПД М-105ПФ
Мощность, л.с. 2 х 1210
Максимальная скорость , км/ч
у земли 437
на высоте 482
Практическая дальность, км 1170
Практический потолок, м 7800
Экипаж, чел 3
Вооружение: три 12.7-мм пулемета УБ и один пулемет УБТ
Бомбовая нагрузка - нормальная - 600 кг