
Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы.
Фотографии самолета Як-3 в Тушино в 1977 году. А где нынче этот Як-3? как подсказал Евгений лебедев: На фото 1977 года Як-3 1712 Ерёмина, после первого этапа реставрации. Тогда, по по какой то причине в ОКБ Яковлева не нанесли надпись. На выставке этот самолёт посетил его техник, Зуев. Он узнал свой самолёт с которым прошел 1944 и 1945 года и обратился в ОКБ по вопросу восстановления исторической справедливости, но получил отказ. Тогда он написал в ЦК КПСС и делегатам очередного съезда. Ему ответили, была создана комиссия, которая поработав с самолётом вынесла вердикт:
"Вернуть надпись". Результатом стала надпись, которую мы видим на самолёте сейчас и фотографии Б.Н.Еремина у этого самолёта в музее ОКБ Яковлева.

Двигаемся к следующему стенду.

Статья Яковлева Учебный планер в журнале Самолет номер 12 за 1925 год.

Документы из архива Яковлева.

Описание экспонатов.

Черновик статьи Яковлева Учебный планер.

Поздравление Яковлева к 50 летию.

Идем дальше.

Транспортир и готовальня из коллекции Евгения Лебедева.

История жизни А.С. Яковлева.

В музее с 2014 года можно видеть ещё один ценный экспонат - Як-1 из состава 20-го истребительного полка ВВС Северного флота, поднятый за несколько лет до этого поисковиками клуба «Икар» при содействии фонда «Крылатая память Победы» и Музея техники Вадима Задорожного из озера Кривое, расположенного в нескольких километрах от посёлка Малое Сафоново Мурманской области.

28 августа 1943 года младший лейтенант Демидов возвращался с боевого задания по сопровождению североморских конвоев, это был его четвёртый боевой вылет. Во время захода на посадку у лётчика возникла нештатная ситуация, и он был вынужден уйти на дополнительный круг.

Горючего в баках его Як-1 было мало, и поняв, что самолёт не дотянет до аэродрома, Демидов совершил вынужденную посадку на озеро. Самолёт затонул, но лётчик смог выбраться из кабины и был спасён. В дальнейшем в боях Демидов сбил три немецких самолёта.

Планер самолёта был поднят из озера с частично утраченными из-за коррозии элементами силового набора, сгнившей фанерной и перкалевой обшив кой, повреждениями винтомоторной группы и деталей нижней части фюзеляжа, но комплектным: сохранились двигатель, вооружение (не установлено в настоящий момент), силовые части крыла, детали системы охлаждения и смазки двигателя, элементы системы управления, приборы, частично - остекление фонаря кабины.

На восстановление самолёта в реставрационных мастерских музея ушло два года. Было принято ре шение о воссоздании недостающих элементов силового набора, деревянного каркаса крыла и фюзеляжа с сохранением всех неразрушенных деталей. При этом не планировалось полное восстановление обшивки и покраска самолёта с целью дать наглядное представление о конструктивном устройстве Як-1.

В таком частично восстановленном виде машина была показана на выставке в московском Манеже в 201 2 году в честь столетия ВВС России, а затем стала экспонатом Музея техники.

И чуть крупнее.

Фотографии самолетов АИР-2С и АИР-3.

Евгений Лебедев рассказывает о двигателе М-11.

И прочих экспонатах.

Двигатель М-11 во всей красе.

Большое количество самолетов Яковлева получило такой двигатель.

Описание двигателя.

Номер двигателя А 54012552.

Фотографии Яковлева из архива КБ.

Фотография Як-6.

А.С. Яковлев у полномасштабной копии самолета АИР-1 в Тушино в 1977 году.

Портрет А.С.Яковлева.

Женя Лебедев продолжает рассказ об экспонатах выставки.

Кто же делает такие чудные и реалистичные манекены? Уж точно я не хотел бы остаться ночью один в музее:-)))

Визит Яковлева в Германию перед войной.

А мы идем с вами в полевую ремонтную мастерскую.

Что за двигатель восстанавливают эти техники? И опять помог Евгений лебедев: В мастерской идёт работа над М-17Ф. С самолёта Р-5.

Станок.

Ремонт двигателя с другой стороны.

А чем занят этот дяденька?

Верстак.

Боец изготавливает памятники погибшим товарищам.

Набор инструментов.

Бачок с кипятком.

И крупнее эмблема.

Кабина самолета Ил-2.

Общий вид мастерской.

Еще инструменты.

Откуда это?

Крупнее

Винт на антресолях.

Инструкции для работы.

Немецкая аптечка?

Оооо а у меня есть плохонький скан такой книги...

Привод станка?

И снова попытка понять, что за технологический процесс тут происходит?

Выходим из мастерской.

Опять проходим мимо Як-1...

Продувочная модель М-1011...

С замкнутым крылом однако...

Крупнее носовая часть.

Сцены из жизни...

Описание Газ-4...

Это летная форма или НКВД?:-))

Сцена на фоне самолета Як-3 (номер 1712). Находящийся в Музее техники Як-3 - самолёт необыкновенной судьбы. В 1942 году саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый внёс в Фонд Красной Армии сто тысяч рублей. На эти деньги был приобретён истребитель Як-1Б, лётчиком которого был Борис Николаевич Ерёмин.

Он успешно воевал на нём, но в 1943 году из-за износа конструкции Як-1Б Ерёмина перевели в разряд учебных и на нем тренировались начинающие летчики. В 1944 году самолет был списан и отправлен в Саратов в качестве военной реликвии. Узнав об этом Головатый внес в Фонд еще 100 тысяч рублей и 29 мая 1944 года Як-3 производства завода 292 Саратов с дарственной надписью на борту "От Ферапонта Петровича Головатова 2й самолет на окончательный разгром врага" был вручен гвардии майору Еремину.

На нем Еремин завершил войну сбив еще шесть вражеских самолетов и доведя свой боевой счет до 23 побед. С 1947 года самолет находился в Центральном доме авиации им Фрунзе, а в 1958 году передан ОКБ Яковлева, где был восстановлен и в 1970 годы отправлен в музей этого ОКБ. В 1991 году самолет принял участие в Мосаэорошоу на Ходынском поле.
В том же 1991 году ОКБ Як заключило контракт с компанией Museum of Flying на четырехлетнюю аренду самолета.

Он был перевезен в Америку в город Санта-Моника. Через четыре года, после окончания договора машину обратно не вернули. Долгое время все попытки вернуть машину оставались безрезультатными.

Однако в 2014 году ОКБ Яковлева при поддержке МИДа все же удалось решить конфликтную ситуацию, и самолет был возвращен на Родину. В музее техники самолет хранится с 2015 года. Это единственный сохранившийся Як-3 в мире. Но тут поправочка благодаря Евгению Лебедеву: Як-3 не единственный, ещё один стоит в Ле Бурже, а ещё один в музее авиации в Сербии.

Что означает эта сцена?

ПВО того времени...

Демонстрирующийся в музее самолёт с двигателем ВК-105Р находился в ОКБ А.С. Яковлева, а в 2006 году он оказался в Музее техники Вадима Задорожного. На сегодняшний день это единственный оригинальный комплектный экземпляр Як-9.

На борту самолёта надпись «Самолёт Героя Советского Союза И.И. Клещёва» и 14 звёдочек - по общему числу сбитых Клещёвым самолётов. Лётчик-ас погиб в авиакатастрофе 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово в неблагоприятных метеоусловиях.

Описание самолета.

Как мне подсказал Евгений Лебедев: Як-9 0115317 выпущен осенью 1942 года в Новосибирске. Предназначался для И.И. Клещева. После гибели Клещева в авиакатастрофе, остался в ОКБ Яковлева. Первоначально нес черно зелёный камуфляж. В Монино он не экспонировался. Отреставрирован для музея ОКБ в 1970. В музей Задорожного поступил в 2006 году, после отказа Монинского музея от коллекции ОКБ, вместе с остальными экспонатами.

Общий вид.

Перед нами сцена обслуживания самолета техниками.

Фотографии Як-38 и Я-141.

Як-38 на борту авианесущего крейсера.

Вооружение.

И снова перед нами английский истребитель Hurricane 11В нашли в шести километрах от Мурманска в 2003 году. Этот самолёт был направлен в СССР в августе 1941 года в составе 39 истребителей этой марки по программе военной помощи «ленд-лиз». Его приняли в состав 78-го авиаполка, которым командовал Герой Со ветского Союза Борис Сафонов. Самолёт получил по вреждение в воздушном бою 2 июня 1942 года с двенадцатью немецкими Ме-109 над озером Нял-Явр и совершил аварийную посадку на лёд. «Харрикейном» управлял лейтенант П.П. Марков. Он добрался до расположения своего полка на аэродроме Ваенга и доложил командованию подробности боя и аварийной посадки. Когда ремонтно-спасательная команда прибыла за самолётом, то его не обнаружила - истребитель провалился под лёд и утонул.
В 2004 году было решено поднять самолёт. «Харрикейн» лежал на глубине 18 метров. Все металлические части были в хорошем состоянии, сохранилось вооружение из двенадцати 0,303 дюймовых (7,7-мм) пулемётов Браунинг. В целом самолёт оказался комплектным, за исключением большей части деревянных деталей и полотняной обшивки планера. Двигатель Роллс-Ройс «Мерлин XX» отлично сохранился.

Почему все же семерка?:-)))

На этом заканчиваем осмотр выставки...

Панорама экспозиции...

Ну а мы двигаемся дальше....