Выставка рассказывала этапы становления Александра Сергеевича, как советского авиаконструктора, от первых школьных планеров, до современных самолетов, разработанных в конструкторском бюро уже в 21 веке. Всего более 200 экспонатов, в том числе предметы и фотодокументы, которые ранее не демонстрировалась в открытом доступе.
Мне довелось попасть на эту выставку 27 апреля. Экскурсию мне провел Евгений Лебедев, за что ему огромное спасибо!!!
Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы.
Продувочная модель М-1110. Беспилотник?
СГМ М-1110
И с других ракурсов.
И сразу же окунаемся в фотовыставку: женская семерка? под командованием летчицы Анны Бодрягиной на аэродроме Тушино, 1954 год. Из коллекции Евгения Лебедева.
Фотографии Як-130 и Романа Таскаева...
Лопоухие бойцы:-))) Ну они тут всегда...
Модель МС-21...
Описание этой демонстрационной модели.
Тогда еще была надпись Як на борту... Пора возвращать нашим самолетам нормальные названия... А не это вот SSJ и МС-21:-(((
И фотографии вокруг.
Тут же можно увидеть двигатель М-105Р (с 1943 года — ВК-105) — авиационный поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения конструкции В. Я. Климова. Было построено около 91 тысячи двигателей в различных вариантах. В ходе войны двигатели Климова изменили наименование с М («мотор») на «ВК» — по инициалам создателя.
М-105Р (редукторный) — двигатель для бомбардировщиков, имел уменьшенное передаточное число редуктора (0,59 вместо 0,666). Устанавливался на Пе-2 и другие.
Является глубокой модернизацией двигателя М-100 — лицензионного двигателя Hispano-Suiza 12Y[en].
По сравнению с двигателями М-103А и М-104, М-105 подвергся значительной конструктивной доработке, главной из которых было принципиальное изменение схемы самого мотора: для улучшения наполнения цилиндров на каждом из них были поставлены по два впускных клапана вместо одного, сечение клапанов впуска увеличилось почти в полтора раза, а клапанов выпуска — на 15 %. На коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки вала устанавливались противовесы. Полностью переработана конструкция блока цилиндров и система газораспределения. Установлена двухскоростная передача к ПЦН от мотора М-104 со значительными доработками.
Описание двигателя...
Попытка разглядеть номер...Р115-144...
В качестве моторного топлива применялись этилированные бензины и бензосмеси:
3Б-78 — авиационный бензин Б-78 с добавлением 0,3 % антидетонационной присадки Р-9 или В-20 (октановое число 93).
1Б-95 — импортный авиационный бензин с октановым числом 95 и с добавлением 0,1 % антидетонационной присадки Р-9 или В-20.
смесь 1 — 60 % Б-70, 20 % изооктана и 20 % неогексана (октановое число 95).
смесь 2 — 60 % Б-70, 20 % алкилбензола и 20 % неогексана (октановое число 95).
резервное топливо: 4Б-74 — авиационный бензин с октановым числом 74 и с добавлением 0,4 % антидетонационной присадки Р-9 или В-20 (октановое число 92).
Форсированные модификации мотора М-105 не допускались к эксплуатации на топливе с октановым числом менее 95 (использовались: смесь 1, смесь 2, 1Б-95, 4Б-78).
Такие двигатели использовались на:
ЛаГГ-3 — истребитель
Як-1 — истребитель
Як-3 — истребитель
Як-7 — истребитель
Як-9 — истребитель
P-40 Kittyhawk — истребитель (в СССР под М-105 было переделано несколько самолётов при отсутствии оригинальных двигателей «Эллисон»)
Як-4 — двухмоторный бомбардировщик
Пе-2 — двухмоторный пикирующий бомбардировщик
Ар-2 — двухмоторный пикирующий бомбардировщик
Ер-2 — двухмоторный дальний бомбардировщик
И на импортном Morko Moraani — финская глубокая модернизация французских истребителей Morane-Saulnier MS.406 с использованием советских трофейных двигателей.
Зенитный пулемет Максим:-)))
Евгений Николаевич Лебедев демонстрирует вооружение наших самолетов...
Крупнее
Як-9 Героя Советского Союза Ивана Клещёва
Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы - 14 579 самолётов).
Демонстрирующийся в музее самолёт с двигателем ВК-105Р из ОКБ А.С. Яковлева, а в 2006 году он оказался в Музее техники Вадима Задорожного. На сегодняшний день это единственный оригинальный комплектный экземпляр Як-9.
На борту самолёта надпись «Самолёт Героя Советского Союза И.И. Клещёва» и 14 звёдочек - по общему числу сбитых Клещёвым самолётов. Лётчик- ас погиб в авиакатастрофе 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово в неблагоприятных метеоусловиях.
Возвращаемся к экспозиции выставки о А.С. Яковлеве.
Крупнее А.С. Яковлев и макет Як-40.
Немного о Як-40 и Як-42...
О гражданских лайнерах Яковлева...
Олег Мутовин и Як-40, фотография Е.Н. Лебедева.
Экспонаты выставки.
ЗШ и противоперегрузочный костюм.
Дипломы ФАИ о мировых рекордах наших летчиков.
И рекордная медаль...
Черный ящик:-)))
Модель Як-130.
Описание экспонатов.
Общий вид.
Модель СВВП на струйном стенде, фотография...
Описание экспонатов.
Винт БПЛА.
Зарубежная печать о Як-36 и авианесущем крейсере Киев.
Принципиальная схема струйной установки.
Подарок Яковлеву от ММЗ Союз.
Оснащение палубного летчика, ВСМК-4 и ЗШ-7. На манекене в ВМСК-4 надета индивидуальная подвесная система ИПС-72, использовавшаяся летчиком-испытателем Героем России Андреем Александровичем Синицыным на самолёте Як-141 при установлении 12 мировых рекордов. Это подсказал Евгений Лебедев...
Модель БПЛА на базе Як-38.
Летчик-испытатель, герой России А.А. Синицын у Як-141.
Двигаемся дальше...
Приборная панель с Як-23УТИ.
В центре гермошлем ГШ-4...
Описание экспонатов.
Документация.
Описания Як-15 и Як-23...
Французские истребители авиаполка Нормандия-Неман.
Следующий стенд.
Крупнее
Модель опытного истребителя И-26.
Поздравление Яковлева с юбилеем...
Описание экспонатов.
Сотрудники конструкторского отдела с главным конструктором.
Як-3 Рене Шаля...
Шлемофоны...
И еще
Следующий стенд.
Альбом основных схем Як-1.
Описание экспонатов.
Формуляр истребителя Як-3 1712.
Двигаемся дальше...
Модель самолета АИР-6 с номером С254.
Журнал Самолет номер 5 за 1938 год, статья о УТ-2.
Описание экспонатов.
Уникальные фотографии поршневого экспериментального учебного самолета Як-200. Весной 1953-го построили Як-200, предназначенный для обучения летчиков, и в марте летчик-испытатель ОКБ Ф. Л. Абрамов (ведущий инженер В. А. Забора) опробовал машину в полете.
Як-200 представлял собой двухмоторный цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси. Однолонжеронное крыло с отъемными консолями набиралось из профилей Кларк YH относительной толщиной 15% у корня и 5% на концах. Силовая установка - звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-21 номинальной мощностью у земли 570 л. с., укомплектованные двухлопастными воздушными винтами изменяемого шага ВИШ-IIIВ-20А. Экипаж, вопреки заданию правительства, состоял из двух человек - курсанта и инструктора, причем сиденья их размещались в ряд. Управление уборкой и выпуском шасси, открытием фонаря и тормозами колес - пневматическое.
Казалось, все шло хорошо, и машине уготована счастливая судьба, но в соответствии с мартовским 1956-го постановлением правительства все работы по Як-200 /210 прекратили.
Следующий стенд.
Макет самолета АИР-3 Пионерская правда.
Описание экспонатов.
Книга Авиационные приборы, ч3.
Еще
Авиационная литература...
Но нас ждет еще вторая часть рассказа...