igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Музей ВВС Монино 030421 ч2: Бор-5 (беспилотный орбитальный ракетоплан)...

БОР-5 (беспилотный орбитальный ракетоплан) — экспериментальный аппарат, габаритно-весовая модель орбитального корабля «Буран» в масштабе 1:8. Использовался для проверки аэродинамических характеристик, распределения давления по поверхности аппарата, определения тепловых нагрузок, проверки методов аэродинамического расчёта, применявшихся при проектировании корабля «Буран». БОР-5 изготавливался на ЭМЗ им. Мясищева при участии специалистов ЛИИ им. М.М. Громова и НПО «Молния». Судя по всему было построено 5 БОР-5, по одному на каждый полет.

Энциклопедия проекта Буран.
Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2


В центральном музее ВВС представлен БОР-5 № 502, совершивший суборбитальный полет 17 апреля 1985 года.


Кроме отработки теплозащиты в процессе создания "Бурана", уже после определения его облика, возникла необходимость проверки в натурных условиях выбранной аэродинамической компоновки орбитального корабля. По отработанной на аппарате "БОР-4" методике с космодрома Капустин Яр в сторону полигона в Сары-Шаган (Казахстан) было проведено 6 суборбитальных запусков (в 1983-88 годах) аппаратов "БОР-5", представлявших собой геометрически подобную копию "Буран" в масштабе 1:8. Наверху задней части летательных аппаратов "БОР-5" NN 501-504 были установлены макеты вспомогательных воздушно-реактивных двигателей (ВРД), что соответствовало первоначальному варианту конструкции "Бурана". На летательном аппарате N505 ВРД уже не было, и он соответствовал летной схеме "Бурана".
Основной целью испытаний были исследования аэродинамических характеристик и условий входа ОК в атмосферу с подтверждением расчетных аэродинамических характеристик "Бурана" и экспериментов в аэродинамических трубах


БОР-5 запускался при помощи ракеты-носителя «К-65М-РБ5» (модификации РН «Космос-3М») с космодрома Капустин Яр в сторону озера Балхаш по суборбитальной траектории. Дальность полёта аппарата составляла 2000 км, максимальная высота траектории — 210 км. После отделения от ракеты аппарат входил в плотные слои атмосферы и совершал управляемый полёт, соответствующий расчётной траектории корабля «Буран».


На высоте 7-8 км аппарат выполнял крутую спираль для погашения скорости полёта, после чего на высоте 3 км выпускался парашют, на котором БОР-5 и совершал приземление с вертикальной скоростью 7-8 м/с. Всего было осуществлено пять запусков БОР-5. Первый пуск, состоявшийся 6 июля 1984 года, закончился неудачно: из-за электрического дефекта модель и ракета не разделились, упав на землю вместе и разрушившись при ударе. Однако последующие четыре запуска в 1985—1988 годах прошли успешно. Полёты прошли нормально и дали специалистам всю необходимую информацию.



Хронология запуска аппаратов БОР-5:
1. Модель 501-06.07.1984 Неудачный
2. Модель 502(наш аппарат) -17.04.1985 Зачетный
3. Модель 503-27.12.1986 Зачетный
4. Модель 504 -27.08.1987 Зачетный
5. Модель 505 -22.06.1988 Зачетный


БОРы-5 можно увидеть в музее техники в Шпайере (Германия) — №505;
ЛИИ им. Громова в Жуковском — ГММ (габаритно-массовый макет).
В центральном музее ВВС представлен БОР-5 № 502, совершивший суборбитальный полет 17 апреля 1985 года.


В частности, целью полетов аппаратов "БОР-5" было:
- определение аэродинамических коэффициентов, качества и балансировочных характеристик орбитального корабля, продольной, боковой и поперечной устойчивости в условиях реального полета;
- исследование распределения давления по поверхности аппарата;
- определение тепловых и акустических нагрузок;
- проверка достоверности методов аэродинамического расчета.


Для этих целей, а также для исследования проблем теплопередачи летающие модели оснащались соответствующими средствами измерений и измерительной аппаратурой (см. таблицу справа). Термопары на внутренней поверхности горячей конструкции, выполненной из молибденового сплава (как и передняя кромка крыла), крепились механическим способом. Для измерения температуры поверхности плиток теплозащиты платина/платина-родиевые термопары устанавливались во внешнем покрытии из боросиликатного стекла толщиной 0,3 мм. В других местах термопары устанавливались по обычной технологии. Термокраски и термоиндикаторы плавления накладывались, в основном, в виде полосок на боковой и верхней поверхностях моделей. Кристаллические индикаторы максимальных температур с размерами 0,3-0,4 мм, не требовавшие электрических проводов или электроники и применявшиеся для измерения температур до 20000С с точностью около плюс/минус 100-150С, устанавливались практически во всех местах теплозащиты и горячей конструкции на клеях различного типа в специальных контейнерах и самостоятельно.


Теплозащита на "БОРе-5" принципиально отличалась от теплозащиты "БОРа-4". Из-за того, что "БОР-5" имел размеры в 8 раз меньшие, чем "Буран", для сохранения аэродинамического подобия с орбитальным кораблем (аэродинамического требования идентичности числа Рейнольдса при соотношении базовых линейных размеров - длин фюзеляжа - 3,856 м для "БОРа-5" и 30,85 м для "Бурана") пришлось снизить высоты полета модели на 15-20 км по сравнению с высотами полета "Бурана" при тех же скоростях.


Носовое покрытие и передние кромки крыла "Бурана" работали на пределе для композиционных материалов "углерод-углерод": в этих местах превышали 1200 С. Габариты "Бурана" позволяли выполнить эти зоны со сравнительно большими радиусами закруглений. Другое дело масштабная модель - при переходе к масштабу "БОРа-5" кромки соответственно заостряются, их температуры повышаются. Таким образом, законы подобия привели к значительному возрастанию внешних тепловых потоков, и как следствие, к необходимости использования теплозащитных материалов с предельными температурами до 2000 С. Поэтому, с одной стороны, для "БОРа-5" было принято решение ограничить полетной число Маха (до М=15), а с другой - использовать для защиты большей части поверхности абляционное теплозащитное покрытие из материала МСП-К (рабочая температура до 17000-18000С) на основе кварцевого волокна и хром-алюминий-фосфатного связующего (минерального стеклопластика). Также на аппарате испытывалась радиопрозрачная теплозащита - стеклопластик с кремнеземным наполнителем.


Ракета (К65М-РБ5, зарубежное обозначение SL-8) с аппаратом массой 1450 кг достигала максимальной высоты около 210 км, после чего верхняя ступень РН дополнительным импульсом ориентировала и ускоряла "БОР-5" для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000 м/с), затем происходило разделение, и "БОР-5" продолжал полет по баллистической кривой. В атмосфере, с высоты около 50 км, полет проходил с программным изменением углов крена и атаки по штатной траектории ОК "Буран", при этом идикаторная скорость была на 30-65% выше предельной для орбитального корабля на этом участке. Как и для "БОРа-4", управление "БОРом-5" вне атмосферы осуществлялось газореактивными соплами, а в атмосфере - рулевыми поверхностями самолетного типа, которые впервые в нашей стране были применены на таких больших скоростях.
Дальность полета "БОРа-5" от точки старта до приземления составляла около 2000 км; с высоты 7-8 км он тормозился по крутой спирали, и на высоте 3 км выпускался парашют, на котором аппарат приземлялся с вертикальной скоростью 7-8 м/с.


С 1984 года было проведено пять запусков "БОРа-5", причем первые два - по программе ЛКИ доработанной РН. В первом пуске, 6 июля 1984 года, из-за электрического дефекта аппарат и ракета не разделились и упали на землю вместе; последующие полеты прошли нормально.


Первые два полета (модели NN501-502) показали, что в большинстве термически нагруженных зон (носовой кок и передняя кромка крыла) имело место повреждение поверхности с существенным изменением аэродинамики аппаратов. Для исключения влияний этих повреждений на аэродинамические характеристики на последних трех аппаратах NN 503-505 носовой кок и передняя кромка крыла были выполнены из тугоплавкого молибденового сплава с дополнительной защитой поверхности специальным покрытием от окисления. После этих мероприятий повреждений не наблюдалось, и аэродинамические характеристики существенно улучшились.


Использование аппаратов "БОР-5" позволило уточнить характеристики продольной устойчивости и управляемости, а также шарнирные моменты и эффективность органов управления при скоростях М=17,5...1,5, числах Рейнольдса Re=1,05...2,1, и углах атаки a=400-160, определить основные аэродинамические характеристики (при этом фактическое аэродинамическое качество оказалось несколько выше расчетного), а также исследовать распределение воздушного давления на поверхности фюзеляжа и крыла и характеристики теплообмена.


"БОР-5" изготавливался на ЭМЗ им.Мясищева при участии специалистов ЛИИ и НПО "Молния". Испытания обоих вариантов моделей ("БОР-4" и "БОР-5") проводились представителями ЛИИ с участием специалистов военного испытательного института, НПО "Молния" и других организаций под руководством Госкомиссии, возглавляемой первым заместителем начальника Главного управления космических средств (ГУКОС) генерал-лейтенантом авиации Г.С.Титовым.


Постепенное свертывание, а затем и полное закрытие программы "Буран" не позволили провести интересные эксперименты по радиосвязи на плазменном участке спуска в атмосфере, для чего на базе "БОРа-4" был изготовлен "БОР-6" со специальными охлаждаемыми антеннами, вынесенными в набегающий поток.


После выполнения космических и суборбитальных полетов аппараты, находившиеся на балансе НПО "Молния", несколько лет подряд выставлялись в качестве экспонатов на различных выставках, включая международные, и некоторые их них постепенно "перекочевали" в экспозиции зарубежных музеев и в частные коллекции.


Носовая часть БОР-5.


Общий вид с БОР-4С и БОР-6.


А что за номер на борту: 8415Г502? Ну 502 как бы его номер, а 84151 это номер БОРов-5?


Управляющая поверхность...


Инвентарный номер и другие интересные надписи...


Смотрительница зала и Татьяна Виноградова, которая также отмывала эти БОРы....


А для чего эти цветные линии?


Двигатели корректировки положения?


Общий вид БОР-5.


Мы то тут работали, а потом откуда то прибыл Евгений Андреевич Овсянников...


И потребовал свою минуту славы, чем чуть не разрушил весь ангар:-)))


Общий вид БОР-5.


Что располагалось в этом кокпите? Парашют?


Крепление для парашюта?


Обтекатели имитирующие двигатели...


Макеты двигателей?




БОР-5 с номером 505 в техническом музее Шпайер....88045Г505


Этот аппарат был бессовестным образом украден из России в 1999 году руководством НПО "Молния" и продан музею...


Кто же продал все эти артефакты? Где осели деньги за это? Но зато благодаря этой продаже он сохранился в отличии от своих собратьев:-(((


А мы переходим к БОР-6...


Tags: 2021, бор, монино, центральный музей ввс, центральный музей военно-воздушных сил р
Subscribe

  • Медынь ч4: самолеты МиГ-25...

    В Медыни мы можем увидеть пять самолетов МиГ-25 различных модификаций. МиГ-25 (по кодификации НАТО: Летучая лисица (Foxbat)) — советский…

  • Ленрезерв ч6

    Завершающая часть рассказа о замечательном музее Ленрезерв.... В этой части мы вернемся снова в первый зал и осмотрим автомобили, которые не успели…

  • Ленрезерв ч4

    Продолжаем рассматривать экспозицию музея Ленрезерв, который рассказывает нам о Ленинграде в суровые времена Блокады... Военно-морской парад в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments