igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl ч.19: Sikorsky CH-53A Sea Stallion

CH-53 Sea Stallion — тяжёлый транспортный вертолёт. Построен компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. Поставки начались в сентябре 1965 г. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии).
Первоначально он создавался для использования корпусом морской пехоты США ,но в итоге получил распространение в Германии,Иране,Израиле,и Мексике. ВВС сша использовали HH-53 "Super Jolly Green Giant" в эпоху завершения вьетнамской войны и после нее, модифицировав большинство из этих вертолетов в MH-53 Pave Low(для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности).
Вы удивитесь,но это один из первых вертолётов, на котором были продемонстрированы бочка и мёртвая петля.
этот же пост,но с маленькими картинками

Naval museum, Pensacola Fl
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В 1960, корпус морской пехоты начал искать замену своим поршневым вертолетам HR2S . 27 января 1961, морская пехота объединила свои усилия с другими родами войск для создания "Tri-Service VTOL transport",и эти исследования вылились в создание Vought-Hiller-Ryan XC-142A tiltwing.
общий вид слева

Получалась очень интересная машина,но корпус морской пехоты вышел из работы, когда понял,что не получит машину в расчетные сроки. Несмотря на то,что XC-142A, была для своего времени очень инновационная разработка,но она так никогда и не попала в производство:-((.

В марте 1962, бюро ВМФ по морскому оружию, действуя от имени морских пехотинцев, разработало требования к "экспериментальному тяжелому вертолету/ HH(X)".Спецификация включала грузоподъемность в 3,600 kg с дальностью действия в 190 km со скоростью в 280 km/h. HH(X) должен был быть использован,как наступательный транспорт , эвакуация поврежденных самолетов,войсковой транспорт и медицинский. В роли транспорта наступления,он должен заниматься перевозкой тяжелого вооружения ,а не войск.
общий вид справа

В ответ, Boeing Vertol предложил модифицированную версию CH-47 Chinook; Kaman Aircraft предложил модификацию британского вертолета British Fairey Rotodyne ; и Sikorsky предложил увеличенную версию S-61R, с двумя двигателями General Electric T64 turboshafts и динамической системой от S-64, и назвал это все "S-65".

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть фюзеляжа герметизирована для обеспечения посадки на воду. Боковые обтекатели обеспечивают дополнительную плавучесть и увеличивают поперечную остойчивость вертолета в воде. В грузовой кабине размерами 3.14х2.23х1.38м пол рассчитан на нагрузку 1460кг/м. В кабине размещается в десантном варианте 38 десантников с вооружением, в санитарном варианте - 24 раненых на носилках и 4 санитара. Вделанные в пол крепежные кольца рассчитаны на усилия 2270, 4535 и 3070кг. Погрузочная рампа с гидравлическим приводом рассчитана на нагрузку 1360кг. В кабине имеются две электрические грузовые лебедки с дистанционным управлением грузоподъемностью по 900кг и буксировочная - грузоподъемностью 3175кг с системой управления скоростью подъема груза. В задней части кабины расположена штанга для буксировки трала. Штанга рассчитана на нагрузку до 3070кг.


Предложение фирмы Kaman быстро умерло,как только Британское правительство сократило поддержку программы Rotodyne . Соревнование между Boeing Vertol и Sikorsky было интенсивным,но Sikorsky все поставил на победу и в итоге был заключен контракт в июле 1962.


Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями летчиков. Предусмотрена установка бронирования для защиты экипажа и основных агрегатов.

Морские пехотинцы первоначально хотели купить четыре опытных образца ,но столкнулись с финансовыми проблемами. Sikorsky, был настроен решительно,постарался сократить расходы и предложил обойтись двумя опытными образцами. В итоге было заключено соглашение в сентябре 1962 и Sikorsky обязался построить меньше чем за 10 млн долларов два прототипа "YCH-53A" , а также макет и образец для наземных испытаний.

Программа разработки шла не очень гладко, из-за нехватки технических ресурсов плюс различные проблемы с поставщиками и правительством, но эти проблемы постепенно преодолевались. Также возникла проблема с U.S. секретарем обороны Robert S. McNamara который считал,что надо использовать Чинук,для унификации техники между родами войск, но руководство пехотинцев убедило оффис McNamarы что Chinook для удовлетворения всем требованиям потребует серьезных и дорогостоящих модификаций.

лобовое стекло

После преодоления всех препятствий первый YCH-53A совершил свой первый вылет на заводе Сикорского в Stratford, Connecticut, 14 октября 1964, приблизительно на четыре месяца позже графика. Пехотинцы уже разместили первоначальный контракт на 16 вертолетов в сентябре. Летные испытания прошли более гладко,чем ожидалось и это помогло наверстать упущенное время. Вертолет получил военное обозначение CH-53A и имя "Sea Stallion". Поставки заводских Ch-53 начались в 1966.
кабина

CH-53A прибыли во Вьетнам в январе 1967 и оказались очень полезными. 141 CH-53A были потсроены, включая два прототипа. Флот сша приобрел 15 CH-53A у морской пехоты в 1971 для систем противоминной защиты(AMCM) . Эти вертолеты имели более мощный двигатель T64-GE-413 turboshafts и получили обозначение "RH-53A"

ВВС сша заказали HH-53B в сентябре 1966 и совершили они первый полет 15 марта 1967. Им добавили систему дозаправки, сбрасываемые топливные баки спасательную лебедку и модифицированный двигатель T64-GE-3 .ВВС использовали HH-53B для службы поиска и спасения (CSAR). HH-53C это модифицированный вариант CSAR с маленьким в 1,700 L баком для улучшения рабочих характеристик. Он также получил более сильную защиту и современные средства связи. Он также использовался ВВС для общих транспортных работ.

Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 4.88м, с шарнирным креплением лопастей. Концевая часть хвостовой балки, на которой установлен рулевой винт, складывающаяся. В конструкции рулевого винта использованы титановые сплавы.

Подъем больших грузов в тропическом климате потребовал более мощных двигателей, так что пехотинцы решили приобрести модификацию, "CH-53D", с новыми двигателями, вначале T64-GE-412 а позже T64-GE-413. CH-53D также включал модифицированную трансмиссию для более мощного двигателя, и переделанный интерьер кабины для размещения 55 пехотинцев..

Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет совмещенные вертикальные и горизонтальные шарниры, снабжен гидравлической системой складывания лопастей. Ступица втулки выполнена из титанового сплава. Лопасти цельнометаллические, из алюминиевого сплава, прямоугольной формы в плане. Хорда лопасти 0.66м, окружная скорость концов лопастей 203м/с.

Первый полет CH-53D состоялся 27 января 1969. CH-53D служил вместе с CH-53A остаток войны во Вьетнаме. Была разработана ВИП версия "VH-53D" и использовалась для полетов предзидента. Флот также приобрел CH-53D . Они назывались "RH-53D" и имели на борту два пулемета 0.50 BMG (12.7 mm) Browning для подрыва мин. Флот получил 30 RH-53D в начале 1973.
левый двигатель

В течении 1980х, парк CH-53 израильских ввс был модернизирован израильской авиационной промышленностью. Проект закончился только в 1997 году – улучшил авионику CH-53 , живучесть и продлил их жизнь еще на пару десятилетий.

В 1989, некоторые из CH-53A были переданы из корпуса морской пехоты в ввс для учебных целей,они стали называться "TH-53As". TH-53A были лишены большинства боевого оснащения.

Двигатели установлены на фюзеляже в отдельных гондолах. Воздухозаборники боковые, снабжены пылезащитными устройствами. Боковые панели гондол откидываются на шарнирах, образуя платформы для обслуживания. Валы двигателей выходят под углом к центральному редуктору и отсеку вспомогательных агрегатов. Выхлопные сопла двигателей отклонены наружу под углом 24". Для защиты от песка установлены фильтры, предотвращающие на 90% проникновение в двигатель частиц, имеющих диаметр более 20 микрон.

правый двигатель,без защитного пылефильтра

Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, промежуточных редукторов, угловых редукторов, главного редуктора, вала и редуктора вспомогательной силовой установки, вала и углового редуктора рулевого колеса. В системе трансмиссии используются титановые сплавы. Масса трансмиссии 124кг.

Топливная система включает два протектированных бака общей емкостью 2350л, расположенные в боковых обтекателях, и две помпы, находящиеся непосредственно у двигателей.

Вертолет,который экспонируется на открытой стоянке музея морской авиации в Пенсаколе ,это CH-53A он имеет номер BuNo 153715 и был поврежден ракетной атакой северовьетнамцев на авиабазу у горы Марбл ,южный вьетнам.Экипаж вертолета дал ему имя "Patches".

основные шасси: Шасси. Трехопорное, убирающееся, со сдвоенными колесами на опорах: передняя опора убирается назад в фюзеляж, задние опоры убираются вперед, в отсеки в боковых обтекателях. Колея шасси 3.96м, база шасси 8м.

** кабина современного варианта

Электронное оборудование включает две радиостанции, радионавигационную систему TACAN AN/ARN-52, радиолокационный опознавательный передатчик, радиолокационный высотомер AN/ARN-117. Предусмотрена установка комплексной системы бортового оборудования IHAS.
** кабина

Электросистема состоит из двух изолированных цепей, одна из которых питается от генератора переменного тока, создающего напряжение 115-120В, а вторая цепь питается от генератора постоянного тока с напряжением 28В. Генераторы приводятся от главного редуктора несущего винта.
** схема

YCH-53A победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966г. было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964г. вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6.
CH-53A первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965г.; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин.
RH-53A 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.
TH-53A вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989г. для подготовки экипажей машин МН-53.
HH-53B восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг.
CH-53C 22 вертолета; оснащены "жабрами" и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга.
HH-53C улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены для Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения.
S-65C-2 (S-65О) экспортный вариант вертолета СН-53С.
S-65-C3 второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийся в Израиль с 1969г.; соответствующие варианту НН-53С. 33 вертолета были дополнены в 1981г. двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries - IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации (MATA Helicopters).
CH-53D улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969г.; построено 124 машины.
RH-53D впервые полетел 27 октября 1972г.; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма.
VH-53D два вертолета СН-53D, поставленных в Корпус морской пехоты США для особо важных персон.
CH-53G вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров.
YHH-53H первый вертолет, оснащенный оборудованием "Pave Low I" (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту "Pave Low II" с внешними "жабрами" и топливными баками.
HH-53H восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту "Pave Low III"; оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.
MH-53H модификация вертолета НН-53Н; все машины стандарта "Pave Low III" модифицированы в стандарт МН-53J.
MH-53J модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта "Pave Low III Enhanced"; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг (1000 фунтов) титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19050 до 22680 кг (с 42000 до 50000 фунтов).
YCH-53E два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 9789 кВт (13140 л.с.).
CH-53E трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа "чайка" и наклоненным рулевым винтом.
MH-53E Sea Dragon он сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие "жабры" и зеркала для обзора задней полусферы.
VH-53F шесть вертолетов для особо важных персон.
S-80M-1 вариант миноискателя для ВМС Японии.
** общий вид
 ЛТХ: 		
Модификация 	                  CH-53C                            СH-53D
Диаметр главного винта, м 	  22.02                              22.01
Диаметр хвостового винта, м 	   4.88
Длина,м 	                                     20.47                              
Высота ,м 	                                     7.60
Масса, кг 	 
  пустого 	                  10691                              10740
  нормальная взлетная 	          17344                              15227
  максимальная взлетная 	  19051                              19100
Внутренние топливо, л 	           2385
ПТБ, л 	                       2 х 1703
Тип двигателя 	  2 ГТД General Electric T64-GE-7       2× General Electric T64-GE-413 turboshaft
Мощность, лс 	               2 х 3980                            2x3925
Максимальная скорость, км/ч 	                     315
Крейсерская скорость, км/ч 	                     278
Практическая дальность, км 	  2075                             1640
Дальность действия, км 	           878                             1000
Скороподъемность, м/мин 	   631                              750
Практический потолок, м 	  6220                             5106
Статический потолок, м 	          3565
Экипаж, чел 	                                       2
Полезная нагрузка: 	 до 64 солдат или 13608 кг груза в кабине или 9072 кг на подвеске
 2 или 3 7.62-мм шестиствольных пулемета GAU-2B/A Minigun

Tags: 2011, ch-53, naval aviation museum, pensacola, sikorsky, вертолет, музей, пенсакола
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments