igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Socata TBM-910 в Мячково в сентябре 2020 года.

Продолжим рассматривать самолеты, появившиеся в нашей стране. Наконец в страну добрался один из представителей славного семейства самолетов SOCATA TBM, а именно TBM-910.
SOCATA TBM (сейчас Daher TBM) представляет собой семейство одномоторных турбовинтовых самолетов бизнес-класса выпускаемых компанией Daher. Первоначально он был разработан совместно американской компанией Mooney Airplane Company и французским производителем легких самолетов SOCATA.
Конструкция семейства TBM берет начало от Mooney 301, сравнительно маломощного и меньшего прототипа компании Mooney, разработанного в начале 1980 годов. В 1985 компания Mooney была приобретена французским предприятием Socata. После этого Mooney и SOCATA провели серию всесторонних обсуждений возможностей совместной разработки нового турбовинтового самолета увеличенного размера, на базе более ранней модели Mooney 301. В результате было создано совместное предприятие с целью разработки и производства предполагаемого самолета, получившего обозначение TBM 700. С самого начала упор делался на скорость, высоту и надежность конструкции. После выхода на рынок в 1990 году он стал первым подобным одномоторным турбовинтовым самолетом запущенным в производство.

Вскоре после начала производства TBM 700 получил успех на рынке, что быстро привело к производству нескольких вариантов и улучшенных моделей, часто включающих в себя более мощные двигатели и новую авионику, помимо других дополнений. TBM 850 - это серийное название, присвоенное TBM 700N, улучшенной версии самолета, оснащенного одним двигателем Pratt & Whitney PT6A-66D. В марте 2014 года стала доступна аэродинамически усовершенствованная версия TBM 700N, продаваемая как TBM 900. На февраль 2020 года было построено порядка 980 самолетов различных модификаций.

А TBM 910 это новая версия самолета, представленная в апреле 2017 года, с обновленным комплектом авионики Garmin G1000 NXi.
Снаружи

Внутри

Интересные авиационные события ч2.
все, что у меня есть по TBM-910
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.



Это самолет Socata TBM-910, 2018 года постройки с американским номером N43DK, новым российским RA-07846 и заводским номером 1219. К моменту продажи в Россию он налетал 325 часов и отработал 204 цикла. Изначально на киле был изображен американский флаг.


В апреле 2017 года французский авиапроизводитель Daher представил самолет TBM 910. Машина представляет собой развитие семейства скоростных однодвигательных турбовинтовых ВС делового класса линейки TBM 900. В конце марта на самолет были получены сертификаты от американской FAA и европейской EASA.


Рядом в этом же ангаре для сравнения можно взглянуть на поршневой двухмоторный самолет Cessna-421. В нашей стране все очень непросто. С одной стороны такие самолеты предназначены для полетов по большим аэродромам, а с другой стороны там нет авиационного бензина, а только керосин. А лететь на полосу 700 метров и заправляться до полного это уже превращает полет в искусство...


От базовой версии самолета серии TBM-900, которая оснащена бортовым комплексом Garmin G1000, TBM 910 отличается установкой более совершенной авионики G1000NXi. Этот комплекс оснащен более мощными процессорами, которые позволяют ему работать быстрее предшественника.
Комплекс оснащен модулем Wi-Fi, который позволяет загружать в систему навигационные карты с мобильного устройства с приложением Garmin Pilot.


Салон нового самолета, рассчитанный на 6 пассажиров, оснащен на том же уровне, что и у более дорогой модели TBM 930.


На самолете установлен турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-66D мощностью 850 л. с.(PCE-RV0567). Эта мощность сохраняется у него независимо от внешних условий таких например как внешняя температура. Максимальная крейсерская скорость в зависимости от режима полета составляет 330 kt, максимальная дальность полета - 1,730 nm ( но это видимо перегоночная?).
PT6A имеет одну из самых обширных сетей поддержки в отрасли. Варианты PT6A используются более чем на 100 различных типах самолетов. Безопасность подтверждена годами эксплуатации региональных авиалайнеров и коммерческих самолетов с более чем 43 000 двигателей в полевых условиях (охват более 400 миллионов летных часов), PT6A признан одной из самых надежных авиационных силовых установок из когда-либо построенных. Кроме всего прочего стоит датчик металлической стружки в двигателе, чьи показания отражаются на дисплее...


Каталожная цена нового TBM 910 - 3,68-3,92 млн долл.


Интерес к самолетам класса TBM, со вступлением в марте этого года в ЕС новых правил, разрешающих использование однодвигательных турбовинтовых самолетов для коммерческих перевозок в т.н. инструментальных метеоусловиях (IMC, т.е. выполнении полетов в сложных метеорологических условиях по приборам) и полетах ночью, будет скорее всего расти. Это позволит коммерческим эксплуатантам расширить границы применения однодвигательных турбопропов.


Для взлета требуется полоса длиной 2,380 ft. Те все полосы длиной в 700 метров вполне подходят...
Вес пустого самолета 4,629 lb. 2,097 kg.
Maximum ramp weight (MRW) 7,430 lb. 3,370 kg.
Макс взлетный вес 7,394 lb. 3,354 kg.
Макс вес без топлива 6,032 lb. 2,736 kg.
Макс загрузка 1,403 lb. 636 kg.
Макс загрузка с полным топливом 891 lb. 404 kg.
Макс багаж в багажном отсеке (4 seats) 507 lb. 230 kg.
Макс багаж в багажном отсеке (6 seats) 330 lb. 150 kg.
Макс объем багажного отсека (large net) 30¼ cu. ft. 0.989 cu. m


Самолет получил винглеты высотой 2 фута. В сочетании с аэродинамическими улучшениями элеронов, вертикального стабилизатора и новыми внутренними створками шасси, они значительно уменьшают лобовое сопротивление, улучшая управляемость на низких скоростях и больших углах атаки.


Самолет берет на борт 291 US gal. или 1,100 литров топлива. Ну а топливо у нас керосин, который сильно дешевле авиационного бензина и порой даже автомобильного...


Макс крейсер для максимальной дальности 252 KTAS 467 km/h
Макс крейсер на 28,000 ft. 330 KTAS 611 km/h
Набор высоты 31,000 ft. 18 мин. 45 сек.
Сертифицированная высота 31,000 ft. 9,449 m.


Максимальная дальность при полной заправке и полете на высоте 31,000 ft
252 KTAS крейсерская скорость 1,730 NM 3,204 km
290 KTAS крейсерская скорость 1,585 NM 2,935 km
326 KTAS крейсерская скорость 1,440 NM 2,666 km


Утверждается, что у самолета Direct operating cost на одну морскую милю составляет всего 1,91 доллар, супротив 2,88 у Pilatus PC-12NG.


Ну и стоимость годового обслуживания у TBM-910 "всего" 72044 доллара против 93625 у Пилатуса...


Самолет получил пятилопастной композитный винт HARTZELL, который был разработан специально для интеграции с новым воздухозаборником TBM 910. Он обеспечивает еще большую тягу и в сочетании с другими улучшенными характеристиками улучшает взлетную дистанцию, набор высоты и крейсерскую скорость TBM 900 и его преемника TBM 910. ВИШ с реверсом и флюгированием. На лопастях стоит электрическая антиобледенительная система.


Выхлопная система была переработана для TBM 900 и его преемника, TBM 910, для повышения эффективности, что приводит к максимальному потоку воздуха через двигатель, улучшая характеристики на большой высоте.


Общий вид самолета справа...


Те самые 2 футовые винглеты...


Все аношки, баношки, фары и прочее уже светодиодные...


Общий вид из под крыла самолета.


Механизация крыла...


Хвостовое оперение....


Российский номер и решетка вентиляции! А чего вентиляции? Как мне подсказал Михаил Николаевич Болдырев: решетка - это отвод тепла системы кондиционирования. Испаритель ставится в хвосте, тепло отводится за борт.


Табличка с американским номером...


Горизонтальный хвостовой стабилизатор и руль высоты.


Общий вид сзади...


Вид снизу.


Под фюзеляжем есть вот такие аэродинамические гребни или плавники... Аэродинамические гребни под фюзеляжем - strakes - сильно улучшают аэродинамическое сопротивление при переходе потока из-под фюзеляжа. Препятствуют образованию вихрей, создавая ускорение потока. В результате очень существенно улучшается экономичность. Где-то в пределах 3-4%, а это немало. Есть фирмы, которые ставят такие гребни на разные самолеты старых модификаций, где те не были предусмотрены изначально.(МН Болдырев)


Хвостовой обтекатель TBM 910 был переделан, что сделало его более обтекаемым, уменьшив лобовое сопротивление и повысив эффективность планера. Для улучшения видимости в ночное время производитель добавил дополнительный свет в хвостовой части самолета. Теперь TBM 910 лучше виден другим самолетам в условиях низкой освещенности.


Заводская табличка. видно, что самолет по сертификату до сих пор TBM-700, а все эти 900, 910, 930 это маркетинговые названия...


Общий вид слева...


Анализ с помощью Computational Fluid Dynamics (CFD) воздушного потока, выявил значительную турбулентность в области створок шасси. В результате к TBM 910 была добавлена внутренняя створка, которая уменьшила турбулентность и повысила аэродинамическую эффективность самолета. Тормоза на основных стойках гидравлические. А убираются с помощью электрогидравлического актюатора...


Ниша уборки основной стойки.


Табличка на основной стойке.


Общий вид слева со стороны крыла.


Еще один вид...


Антенна метеорадара GWX 70 с 10” антенной GSR 56 спутникового телефона Iridium.


АНО светодиодное.


Двигатель самолета турбовинтовой P&W CANADA PT6A-66D с термодинамической мощностью 1825 hp, номинальной мощностью 850 shp.


Носовая стойка...


Ниша уборки носовой стойки.


Еще


Носовая часть...


Заглянем под капот...


Бак для масла объемом 12 литров.


Тут гораздо просторнее, чем порой под капотом поршневого самолета.


Навесное оборудование с приводом ремнями...


Все свежее, еще очень аккуратно все лежит:-)))


А что это за пимпочки и для чего они так торчат по периметру?


Между пожарной перегородкой и приборной панелью располагается багажник.


Под потолком у него расположено оборудование, а так здесь обычно возят водило, масло для двигателя и другие полезные для самолета вещи.


Отсек этот как вы понимаете, не герметичный.


Теперь начинаем задумываться о том, что расположено внутри. Кроме большой двери для пассажиров, тут есть еще дверь для экипажа. Пилоту не понадобиться пробираться по головам пассажиров.


Открываем дверь и опускаем складную лесенку.


Салон герметичный, держит 6.2 psi (напоминаю 1 атмосфера это примерно 13 psi те держит по полкило на квадратный сантиметр). Дверь мощная...


Складная лесенка.


Заглядываем на приборную панель сбоку....
Вот список авионики самолета:
Garmin G1000 NXi all-glass integrated flight deck
2 GDU1050A, 10'' PFD high resolution display
1 GDU1550, high resolution multi-function display
2 GIA63W, Nav/Com/ILS/WAAS GPS
2 GEA71, Engine and airframe interface unit
2 GRS79, Attitude and Heading Reference System (AHRS)
2 GMU 44 triaxial magnetometer
2 GDC72B, digital air-data computers w/ dual probe system
1 GTX345R Mode S transponder
1 GCU475 remote FMS control panel with analog-feel joystick
1 GMC 710 autopilot mode controller located in upper central panel
4 GSA 81 torque flight servos (yaw, pitch, pitch trim and roll)
1 GTA 82 adapter for yaw auto trim device
1 MD302 Back up Attitude, Airspeed, Altitude digital display, 2 screens instrument GRA 55 Radar Altimeter
TAWS-B
GTS 820 Traffic Advisory System
WX 500 Stormscope
Crew Alerting System
Voice Alert System
Cabin temperature control (dual zone, with override capability)
Digital Flight time hourmeter
Flight Data Recorder
Garmin Flightstream FS510 Bluetooth avionics


И плюс дополнительно установленное оборудование:
Pilot and Copilot Airbags
RVSM Data Package
GWX 70 Digital Four Color Weather Radar with 10” Antenna GSR 56 Iridium Satellite Phone
Synthetic Vision Technology (SVT) on both PFDs ChartView option for GDUs
GDL69A SXM Satellite Weather & Music
GTX 345R Mode S Transponder(#2) with ADS-B AOA + Electronic Stability Protection


Электрические переключатели.


Педали КВСа.


И проводка за педалями...


Общий вид рабочих мест экипажа.


Нет, это не экипаж отдыхает:-)))


Идем к входу в пассажирский салон.


Размеры салона:
длина 4,39
ширина 1,21
высота 1,22
объем салона м3 6,48
объем багажного отделения м3 0,84


В хвостовой части располагается кресло туалет... Салон имеет звукоизоляцию и теплоизоляцию.


Раскладная лесенка пассажирского входа.


Поднимаемся в салон...


За туалетом такой багажный отсек...


Инструкция по загрузке багажного отсека.


Общий вид пассажирской двери.


И снова смотрим на Cessna-421 RA-67595.


Перехожу на широкоугольный объектив.


Рабочие места экипажа...


Все такое пластмассовое. понятно, что это технологично, но металл привычен...


Верхняя панель...


Центральный пьедестал с РУДом...


Ручка двери экипажа...


Начинаем рассматривать салон изнутри...


На креслах экипажа сзади удобные органайзеры...


Посмотрим на приборную панель с тремя большими мониторами...


Все удобно, компактно и без лишних переключателей... На самолете установлена система хранения и передачи сбора полетных данных (FAST)


С верхней панелью...


Рабочее место КВСа..


Василий Николаевич Бразгин показывает конструкцию туалета в самолете.


Пассажирское кресло...


А так выглядит рабочее место КВСа с закрытой дверью.


Штурвал... Немного выглядит как с симулятора:-)))


FMS и пластиковые ручки...


На всякий случай сфотографировал и чеклист...


Вторая сторона...


Тут тоже все пластиковое. Интересно, сколько это протянет по сравнению


Крупнее FMS и управление системой герметизации и кондиционирования.


РУД


Триммера и закрылки...


Приборная панель второго пилота.


Общий вид сверху...


Рабочее место второго пилота и огнетушитель.


Слева от штурвала КВСа расположена панель антиобледенительной системы. Здесь установлена автоматическая антиобледенительная система.


Верхняя панель. Тут освещение, запуск двигателя...


Кислород?


Что видит КВС со своего рабочего места.


Сейчас в салоне четырехместная компоновка (вместе с пилотами), не считая кресла-туалета. Еще два кресла можно установить в задней части салона, если подвинуть эти.


Под потолком кислородные маски для пилотов. Дополнение от МН Болдырева: За спинками пилотов висят маски. Конструкция и место размещения масок сделаны так, чтобы надеть буквально за секунды при экстренной разгерметизации - на таком эшелоне счет буквально на 15-20 секунд. Пилоту достаточно протянуть руку, сжать пальцами носик маски (надуваются головные охваты) , набросить охваты на голову прямо поверх гарнитуры и отпустить пальцы. Охваты плотно прижмут маску к лицу, подача кислорода начинается автоматически. Далее он может безопасно управлять, организовать экстренное снижение. Далее пассажиры надевают маски по команде - откуда они их берут, я пока не вижу, но тоже где-то поблизости. Там нет таких экстренных требований, как к пилотам: ну отключатся - ну и отключатся. Соответственно, кислородный баллон содержит запас кислорода для пилотов и пассажиров на случай экстренного снижения при разгерметизации и еще продолжения полета какое-то время. Кран кислорода открывается вручную, видимо - судя по табличке проверок. Видимо, это взводит систему.


Слева аварийный выход...


Гарминовский автопилот. Здесь он трехосевой? Дополнение от М.Н. Болдырева: автопилот трехканальный: тангаж (РВ), крены (элероны) и отдельный канал yaw damper (курсовой демпфер) - курсовая стабилизация (РН). Канал yaw damper предписывается отключать перед взлетом и посадкой - поскольку в наборе и на снижении допускается полет со скольжением, и если оставить канал, то пилот начнем воевать с автопилотом за курсовую устойчивость.
Далее там есть куча параметров управления, которые задаются (и стыкуются с навигационными системами) - стабилизация по высоте, по вертикальной скорости, по курсу, по путевому углу, и по отдельным осям (каждую можно отключить). Также соединятся с Flight Director - команды от курсовых и глиссадных маяков, передаются на автопилот. Также команды автопилоту выдает и спутниковая навигация. То есть весь полет от включения и до выключения - автопилот отрабатывает сам, полностью. Пилот только крутит ручки.


Центральный монитор с моим лицом:-))


Монитор на приборной панели КВСа.


Табличка с ограничениями и скоростями...


Кресло второго пилота с подголовниками и ремнями. И ничего резать не будет ремнем. Еще бы чехлы из овчины...


Кресло-туалет. В этой большой части раскладная шторка, чтобы отделить страждущего от остальных людей:-)))


Еще один общий вид салона самолета.


Вид на лесенку сверху...


Лесенка в убранном положении.


Снаружи есть кнопочка, чтобы автоматически закрыть пассажирскую дверь. Такая же есть внутри салона.


Закрывается...


И ручка двери...


На этом осмотр этого замечательного самолета окончен:-)))


ЛТХ:
Модификация TBM-910

Tailplane span 16.36 ft. 4.988 m.

Размах крыла, м 12.833
Длина, м 10.736
Высота, м 4.355
Колесная база, м 2.914
Размах горизонтального хвостового оперения, м 4.988
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2097
максимальная взлетная 3354
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 850
максимальная 1 х 1825
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 611
Крейсерская скорость, км/ч 467
Практическая дальность, км 3304
Cкороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров

Tags: 2020, cessna-421, daher, daher tbm-910, socata tbm-910, мячково
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments