igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

По Карелии на доме на колесах ч6: Соловецкий монастырь.

Ну и видимо завершающая часть рассказа, про наше семейное путешествие на доме на колесах в Карелию... В этой части мы посмотрим на сам Соловецкий монастырь. Еще раз напомню, что фотоаппарат я с собой не брал и это такие неожиданные фотографии, сделанные просто по дороге...

По Карелии на доме на колесах 2019.
все, что у меня есть по Chevrolet Tioga


Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Соловецком Приморского района Архангельской области на Соловецком острове в Белом море. Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.


Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.


При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, также создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995-м — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


Первое монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобный Савватий и Герман, проведшие здесь в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви — Преображения Господня и Николая Чудотворца. Ахиепископ Иона прислал сюда игумена Павла, которого в 1442 году сменил игумен Зосима. В 1485 и 1538 годах здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 году было начато каменное строительство церквей, а в 1590-1594 годах отстроена оборонительная гранитная стена. В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.


Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царём праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы.


Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
5 августа 1621 года в Соловецкий монастырь пришла царская грамота, в которой говорилось, что, поскольку Соловки «место украинное» (окраинное), монастырь необходимо укрепить, соорудить каменные жилые дома для служилых людей и надлежало «ров около Соловецкого города, который почат выкладывати каменем… докопати, и каменем выстлати и чеснок побити»


В центре Никольская церковь (1832-1834 гг.) построена на месте каменного храма XVI века, разобранного из-за ветхости. Старинный храм был одноглавым, имел двускатную крышу и собственную звонницу. Новая Никольская церковь, построенная на фундаменте старой, имеет внушительные размеры. В архитектуре храма нет стилевого единства, в ней присутствуют элементы разных строительных эпох. Сооружение располагается на высоком подклете, в котором размещались хозяйственные помещения. Храм имеет пятиглавое завершение, боковые главы широко разнесены (по образцу и подобию Спасо-Преображенского собора). Церковь реставрировалась в 1980-х гг.


Справа Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.), построенный сразу после Успенской церкви, представляет собой значительный, во многом уникальный памятник древнерусской архитектуры. Его стены, достигающие в толщину у основания 6 метров, имеют интересную особенность: они наклонены внутрь. Собор завершается щипцовой кровлей с ярусами килевидных кокошников. Необычный вид сооружению придают расположенные по углам здания приделы, имеющие вид четырехугольных башен, увенчанных луковичными главами на глухих барабанах. Центральный восьмигранный барабан изначально завершался шатром (что находит отражение на древних рисунках). Сооружение луковичной главы связывают с реформами патриарха Никона середины XVII века, запретившими строительство шатровых храмов. Внутри собор, как и большинство других сооружений монастыря, имеет ярусную структуру. Нижний ярус представляет собой подклет с хозяйственными помещениями. Второй ярус занимает собственно храм. Это помещение, прямоугольное в плане, имеет крестовые своды, поддерживаемые двумя мощными пилонами. Алтарь отделен от основного пространства каменной стеной. Третий ярус составляют чердачные помещения и четыре угловых придела, соединенные между собой галереей. Подняться сюда можно по лестницам, проложенным в толще стен. Помимо четырех угловых, собор имеет еще два придела, расположенных у восточной стены: придел Архангела Михаила и придел Зосимы и Савватия. Здание собора неоднократно переделывалось и перестраивалось: уже к началу XVIII века кровля была переделана на четырехскатную. В 1923 году пожар нанес большой ущерб собору: сгорели все пять его глав. Реставрация памятника проводилась в 70-х - 90-х годах XX века под руководством В.В.Сошина и О.Д.Савицкой. Восстановлены кровля в первоначальном виде, луковичные главы над приделами и центральным барабаном.


Соловецкий колокол был отлит в 1860 году. Его появление связано с событиями Крымской войны. 6 июля 1854 года к Соловецкому монастырю подошли два английских шестидесятипушечных фрегата - "Бриск" и "Миранда". Прибыл парламентёр с предложением сдать обитель со всем гарнизоном. Обитель ответила отказом, и фрегаты удалились. Через некоторое время они подошли снова и произвели несколько выстрелов по монастырю. Надо сказать, что настоятель монастыря архимандрит Александр долгое время служил полковым священником и обладал некоторыми военными познаниями. По его распоряжению две шестифунтовые пушки открыли ответную стрельбу. Она велась столь удачно, что фрегат "Миранда" был поврежден и вынужден уйти для починки.
На следующий день корабли подошли снова и открыли стрельбу изо всех ста двадцати орудий. Английские корабли выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб. Превосходство англичан в вооружении оказалось бессильным перед мужеством защитников и мощью крепостных стен. К вечеру яростное сопротивление монастыря вынудило английские суда уйти. Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием человеческих жертв в их стане. Незначительно были повреждены лишь некоторые постройки. Одно из последних ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Божией Матери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем. Замечательное событие было решено запечатлеть в памятном колоколе.
По личной инициативе императора Александра II, для обители на колокололитейном заводе Ярославля (завод С.Д. Чарышникова) был отлит колокол весом в 75 пудов из металла, взятого из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений при погребении Николая I, в царствии которого и отличился Соловецкий монастырь. 19 июля 1860 года в Соловецком монастыре происходило большое торжество - приём прибывшего из Архангельска колокола, который был назван "Благовестником". После молебна архимандрит с братией постановили: звон к каждой службе начинать в новый колокол тремя ударами. Позже для него была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетках стояли те самые пушки, что повредили английский фрегат.
Часовня, к сожалению не сохранилась до нашего времени, но сам колокол чудом уцелел и сегодня его можно видеть стоящим у стены монастырского собора.


Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в 1635 году со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальным старцем скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь.


Коллекция колоколов монастыря.


А мы идем внутрь... в Успенскую церковь с трапезной палатой, построенная в 1552-1557 гг., которая стала первым каменным зданием монастыря. Строили ее новгородские мастера. Сооружение располагается на высоком подклете, в нижней части здания находились хозяйственные помещения. Особенно грандиозное впечатление производит трапезная палата. Это сооружение, представляющее в плане почти точный квадрат, имеет площадь около 480 кв.м. Своды трапезной поддерживает мощный, круглый в основании столп. Трапезная палата была расписана в 1820-х гг., однако ныне она представлена в том виде, который имела ранее, т.е. без росписи. Конструкция Успенской церкви аналогична конструкции трапезной палаты: это также одностолпное сооружение, но столп имеет восьмигранную форму. Успенская церковь трехглавая, главы расположены в один ряд, кровля храма имеет характерное для монастырских сооружений этого периода щипцовое завершение. В комплекс зданий вместе с церковью и трапезной входит помещение келарской палаты, сооруженной в тот же период и имеющей похожую конструкцию. Все три здания объединены переходами. Реставрация Успенской церкви проводилась в 1970-х - 1980-х гг.


Такая вот табличка.


Каменное возглавие святителя Филиппа


Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты. Бальтазар Койэтт, приехавший в Архангельск в 1675 году в составе голландского посольства, в воспоминаниях записал рассказ лоцмана, что монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов и что монахи, имея 300 орудий и припасов на 30 лет, храбро защищались. Однако впоследствии голландцы узнали, что монастырь был захвачен, так как большая часть монахов разбежалась.


Трапезная палата


Успенский Трапезный комплекс возводился в 1552–1557 годах. С его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре.
В 1485 году сгорела Успенская церковь с Трапезной палатой и всеми хранившимися в ней припасами. Возобновили ее вновь деревянной. В 1538 году монастырь выгорел полностью.
Возводился комплекс во время игуменства святителя Филиппа. Зодчими были приглашенные новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа.
Основную часть здания занимает Трапезная палата, с юга-востока к ней примыкает церковь Успения Пресвятой Богородицы, а с северо-востока – Келарская палата. Все эти помещения находятся на втором ярусе. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфоренная служба, а также печи, обогревающие здание. Как в северном русском доме все здесь находилось под одной крышей. В случае нападения врага братия могла за мощными стенами выдержать долгую осаду, имея под рукой все необходимое.
Своеобразным украшением Трапезной была колокольня с часами и двумя колоколами над ее западным фасадом.
Своды опираются на массивный столп диаметром 4 метра, сложенный из тесаного известкового камня. Необычна форма окон палаты. Их глубокие внутренние ниши закруглены в углах, что позволяет мягко и ровно освещать помещение. На восточной стене палаты находятся два портала, ведущих в Успенскую церковь и в Трапезную палату. Портал в церковь богато оформлен, вход в Келарскую более скромен.
Для отопления палаты в подклете была устроена печь, от которой в стенах проложены ходы. По ним теплый воздух поднимался на второй этаж. В 1800 году печь устроили непосредственно в Трапезной, она сменила древнюю систему отопления.
Интерьер Трапезной неоднократно подвергался изменениям.
В 1745 году, как сообщает «Летописец Соловецкий», «в братской Успенской Трапезной и Келарской сделаны большие окна и вместо слюдяных окончин вставлены стекольчатые». В 1800 году портал в церковь растесали и устроили арку прямоугольной формы, чтобы находящимся в Трапезной было видно помещение храма. В 1826 году Трапезная была расписана.
Реставрация Трапезной палаты проводилась в 60–70-х годах XX века. Это один из первых отреставрированных памятников на Соловках. Палата воссоздана в своих первоначальных формах XVI века, такой она была до начала перестроек.


Галереи...


Виды на Белое море...


Работ еще очень много, но видно, что идут они достаточно активно.


В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613—1626).
В те же времена монастырь боролся за природные ресурсы. В середине XVII века монастырь получил во владение деревню Удор около Серёговского соляного промысла (в 770 км от Соловков) на реке Выми (ныне Республика Коми). Для основания промысла соли руководство монастыря направило в Серёгово троих полномочных представителей. Вместе с ними прибыли 170 человек, включая 50 стрельцов. Между Соловецким монастырем и купцом Филатьевым (в 1678 году открыл небольшой промысел соли), с одной стороны, и местным солеваром Панкратьевым, с другой стороны, началась «война», описанная в челобитной второй стороны так: «… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли». Панкратьев в Москве сумел возбудить судебное дело против конкурентов, добился смены яренского воеводы (покровителя Филатьева), нанял и отправил в Серёгово 20 «своих» устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришёл в упадок, а Соловецкий монастырь отказался от своих притязаний на добычу соли. В честь этой победы в «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Филатьева в 1684 году был поставлен крест на берегу реки.


Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было около 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Дважды, 7 июля 1694 года и 10 августа 1702 года, монастырь посещал царь Пётр Алексеевич, а в июне 1844 — князь Константин Николаевич. После посещения монастыря Пётром I к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешёл под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.


Часовенка рядом с захоронениями...


Захоронения...


В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.


Общие виды...


Надгробия...


Фото 33.


Элементы росписи.


Спасо-Преображенский собор. Иконостас


Крупнее


Еще


И с другого края


Святитель Филипп...


Еще крупнее


Это все насколько я понял, было восстановлено с нуля?


Фото 45.


Роспись...


Немного истории монастыря в фотографиях...


Еще


И еще


Пока все потихоньку приводят в порядок.


Фото 52.


Захоронения внутри монастыря.


С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 года через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.
Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года, когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 года. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Это могила П. И. Калнышевского?


И снова общие виды.


Пока конечно не хватает цветов и прочей буйной растительности...


Восстановление Спасо-Преображенского собора (1558-1566 гг.).


Кельи?


Общий вид.


И снова храм и снова великолепная роспись...


Фото 65.


Виды через бойницу наружу...


Галереи на крепостной стене...


Фото 68.


Многие постройки ждут восстановления.


Рассказ об истории Соловков...


Фото 71.


Крымская война добралась и сюда...


Внутренние дворы.


Орудия.


В башнях организованы музейные залы...


А что за точки?


Фото 77.


Монастырские-крепостные улочки...


Общий вид окрестностей монастыря.


Дома местных жителей.


Прокат велосипедов, кафе...


Снова монастырь...


Монастырская крепостная стена и вид на озеро Святое.


Фото 91.


Фото 92.


По этим дорожкам мы и гуляли под веселое щебетанье комариков:-)))


Макет монастыря.


С другой стороны.


Рассказ о местных промыслах и ремеслах.


Фото 102.


Похоже список узников?


Немного полезной информации: О поклонах и крестном знамении.


Продолжение.


И еще


А на следующее утро у нас была дорога на большую землю и далее путь домой.....

Tags: 2019, chevrolet tioga, дом на колесах, соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments