
Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2
все, что у меня есть по М-17
И вновь обратимся к рассказу Дмитрия Александровича Осминского: Но самое главное заключалось в том, что увидит посетитель музея на табличке, кроме того, что это "Высотный экспериментальный самолет"? Для чего этот самолет нужен?
Рисунок пушки без обтекателя.

И с обтекателем.

- Назначение его было - высотный перехватчик, - поясняет Осминский.
- Аэростатов?
- Не только аэростатов. Еще можно перехватывать тот же самый U-2. Встал вопрос установки пушки на этот самолет. Но сначала надо было найти, как эта пушка выглядела. Я эту пушку помню визуально еще с 1986 года, когда только пришел на ЭМЗ. Вот стояли два самолета: один с пушкой, другой без пушки.
Фото из книги...

Я визуально помню, что она была. Начинаю спрашивать у коллег. Да, была. Вопрос - на каком самолете? Их два: 401 и 103.
- Там по-другому: М-17 03
- Да, М-17 03, но у одного 401, а другой 103-й. Вопрос - на каком пушка была?
- На обоих.
- На ЭМЗ никто не помнит. Давайте поднимем архивы?! Еду на ЭМЗ, поднимаю архивы, нет. Такое ощущение, что тема пушки раз и навсегда закрыта. Но давайте все же найдем пушку. Где-то же она должна сохраниться?
- Может быть, на даче у кого-нибудь?
- Может быть, на даче%-))

Но выяснилось, что на ЭМЗ пушек нет. Хотя кто-то из ветеранов помнит, что было 10 комплектов, но сейчас их нет, исчезли. Где они еще могут быть? На всевозможных полигонах. Мне дают координаты Фаустово - полигон, где точно этот комплект пушек был. Звоню туда, представляюсь. Мне говорят: "Хочешь пушку, приезжай, забирай"
- В машину влезет?..

- Было приятно, что люди всегда шли на встречу. Но тут говорят: "Позвони через неделю, мы здесь посмотрим. Да, помним, что она была. А вот куда делась?"...
Через неделю звоню. И говорят, что, оказывается весь 23-й калибр по распоряжению Федеральной службы безопасности был уничтожен на полигоне.
В этот момент Дмитрий Александрович готов был впасть в отчаяние. Нет никаких следов пушки: ни ее самой, ни чертежей. Но он не сдался и стал думать, кто мог заниматься проектированием таких арт-систем.

- Был московский справочник предприятий, - вспоминает Осминский. - Смотрю - "Дзержинец". Ага, а сейчас "Дзержинец" - это какое предприятие? Набираюсь наглости, звоню туда генеральному директору. В ответ так же просят перезвонить через неделю. Звоню. "Подъезжайте!". Подъехал, захожу. "Подождите минут 15-20!". Хорошо. Сижу в кабинете, жду. И вдруг: "Мы для вас специально рассекретили комплект общих видов этой пушечной установки".
- А я думал, придут два дяденьки в пиджаках, и завернут тебе руки.
- Да! - улыбается. - Рассекретили! Сняли гриф. На самом деле ситуация была такая.

Мы и на ЭМЗ с этим столкнулись. Вот это все лежит, и настолько никому не нужно, что даже никто не занимается утилизацией этих документов. Но формальность есть формальность. Раз документы находятся под грифом, надо снять этот гриф. Таким образом через год после начала занятий этой пушкой я стал обладателем чертежей общих видов, рабочих. И фотографию мне дали. Дальше обратно иду в "НИК" в Жуковском, к Корнееву. Говорю: "Александр Николаевич, выделяйте людей для проектирования макета!". И он выделил ведущего конструктора Сергея Кислицина. Кстати, он сам по себе интересный человек. Сейчас ведущий, или главный конструктор Ка-226.

Сережа загорелся этой идеей и организовал у себя в "НИКе" коллектив, который выпустил КД по макету. Следующий этап - где делать? У нас хорошие связи с фирмой 'Сухого". Товарищи там работают, помогают. И в Монино помогали очень много. И в течение 2-3 месяцев по этим чертежам макет был изготовлен.
- Из каких материалов?
- Оригинальных: сталь, никакого дерева. Все, как полагается. Задача была сделать 100-процентный макет, чтобы это выглядело по-настоящему.
- А его внутренняя конструктивная часть?
- Конструктивная другая, конечно.
- Т.е, главное - внешне?
- Да. Это понятно. Чтоб она функционировала, вращалась, стволы двигались - это самое главное... Чтоб было представление, какой самолет должен быть на самом деле. Через два-три месяца звонок: "Можешь приезжать забирать эту пушку". Представляешь - забирать пушку?

Перевозка готовой пушки:-)) - В Америке знаешь как? Вот ты едешь по улице, и везут прицеп, на нем пушка, потому что у них очень распространены реконструкции, особенно гражданской войны. И они возят, из этих пушек стреляют.
- Мы едем забирать эту пушку в Жуковский. Подъехали, заехали на территорию, метров 300-400 осталось, в этот момент звонок раздается: "Дим, не приезжай пока. Тебя не должно быть. Через час перезвоню. Не могу ничего говорить!". Хорошо. Час гуляем, смотрим на самолеты. Через час звоню: "Ну, что, можно?" "Да, приезжай". Заходим. Что случилось-то? Видим цех, где стоят Т-50. Нежданно-негаданно рядом с этими самолетами стоит и наш макет.
Приехал господин, тогда главный конструктор, Погосян, с группой индийских товарищей, чтоб показать, как идут работы по самолету Т-50. Ходят они, ходят, и в какой-то момент все увидели эту пушку. Встал вопрос: "А это каким боком?" Тут международным скандалом попахивает... Индусы подумали, что от них что-то скрывают. Начальник цеха получил выговор за нашу пушку. Кого-то премии решили. Но тем не менее мы эту пушку получили и отвезли ее в Монино.

Далее Сергей Кислицын начал еженедельно приезжать в Монино и помогать в работе по монтажу пушки на самолет. И в сентябре 2014 года закончился второй этап работы по восстановлению М-17.
Демонтаж старого обтекателя.

- Есть одно НО! - уточняет Дмитрий Александрович. - Поскольку самолет был рассчитан на уничтожение аэростатов, мало взлететь, достичь такой высоты, надо было еще эту цель как-то найти. Найти ее было очень сложно.
- Неужели отражающая способность такая?
- Да, радиолокационная способность минимальная, т.е. в этом диапазоне они были
невидимы практически, хотя это огромная оболочка. Поэтому изначально было решено сделать поисковую систему в оптическом диапазоне.
- Оптическую автоматическую?
После снятия.

- Да, там все намного сложнее было. Дело в том что скорость истинная на этой высоте приблизительно 750 км/ч. При скорости по прибору порядка 250 км/ч. Соответственно скорость сближения с целью очень большая. Пилот не успевает.
- Вираж у него же очень большой получается.
- Да. Это другая тема. Этот самолет в отличие от У-2, который летал на этой высоте прямо и долго, мог выполнять маневры на этой высоте. Т.е. на самом деле он мог летать выше. Он мог маневрировать. Это самолеты совершенно разного уровня. Можно было фактически вести воздушный бой на этой высоте. Так вот для того, чтобы процесс уничтожения цели сделать гарантированным, был создан автоматический комплекс поиска и уничтожения цели.
Установка основания.

Подготовка и покраска обтекателя

Для поиска была разработана специальная оптическая станция. Это приблизительно 300 кг бочка с аппаратурой и три датчика, визуальных: два лазера, которые сканировали по азимуту, тангажу и отдельно дальность измерял. Эти лазеры, датчики располагались в носовой части. А сигнал от них приходил в общий блок. Общий блок обрабатывал их и передавал уже в систему управления самолетом, которая дальше уже управляла системой вооружения и открытием огня на поражение. Т.е. комплекс был очень сложный. Более того встал вопрос: прицелы-то вообще где?
Планируется третий этап - восстановить всю стеклянную носовую часть. Более того, если б это все удалось сделать, то прицелы бы нашли. На 15-й год они еще были живы. Другое дело, что не удалось их на самолет установить, но они были. Физически родные, которые летали.

- Т.е. у него сейчас нос не такой, как был?
- Нет. Сейчас там стоят технологические заглушки. Когда самолет готовили к перелету, все специальное оборудование с него было снято. Потому что пушка была сверхсекретная, и эта прицельная станция тоже была сверхсекретная. На самом деле, сейчас уже можно говорить, по этой прицельной станции нам очень сильно помог и спонсировал всю работу по этой пушке Александр Николаевич Панин, это компания "Гефест". Это единственная компания, которая у нас занимается высокоточным оружием.
Установка на самолет

Т.е. вот эта система высокоточного бомбометания на СУ-24 установленная, которая в Сирии применяется на СУ-22...
- Обычными бомбами?
- Да, обычными бомбами. Высокоточными. Это как раз разработка Александра Николаевича и компании "Гефест". Он начал всем этим заниматься как ведущий конструктор по системе наведения самолета М-17. Т.е. здесь прямая преемственность.
- А вот это высокоточное появилось позже?
- Да. Александр Николаевич занимался разработкой прицельной станции для М-17, и дальше в 90-е года продолжил этим заниматься. Дальше все это у него вылилось в отдельное направление. Вот эта компания "Гефест", которая сейчас является ведущим нашим разработчиком. Вот, кстати, можно сказать - ему присвоили звание героя труда России за эти работы. Он в свое время очень сильно помог: и финансово как спонсор, и помог найти все оборудование.
Окраска?

Еще очень сильно помог Геннадий Беляев - ведущий программ высотных самолетов на ЭМЗ, который занимается М-55. Это история восстановления.
- Вопрос не столько по восстановлению, сколько по самой пушке. Я правильно понимаю, на такой высоте в принципе пушка должна быть не шибко откатной? Иначе можно в общем-то сорвать самолет? Вот эти вторые трубы, которые там
под стволами...
Готовый самолет

- Почему это появилось - двухбалочный самолет - откуда это все? Это было связано с установкой вот этой пушки. Т.е, пушка имела отдачу порядка семи тонн.
- Это сколько же она выплевывала?
- Выплевывала очень много. И вот эта отдача естественно на такой высоте давала разбалансировку по всему, что только можно. Больше скажу, чуть позже пытались установить более мощное орудие вместо вот этой - ГШ-23. И когда посчитали, 30-й что ли калибр хотели поставить. Когда посчитали в бригаде динамики полета (мои друзья еще в 86-87 году), по-моему, 30-ти миллиметровой дальности, просадку
после каждого выстрела на 1 км получили. И от этой идеи сразу отказались. Именно эта пушка была доработана. Была установлена система охлаждения. Вот этот сверху бак, спиртовой бак, который должен был быть охлаждающим элементом.

- Боеприпасы какие-особенные были?
- Особенные. Более того, настолько особенные, что когда самолет снаряжали для стрельб, по всему периметру ставили охрану. И только в присутствии этой охраны самолет заряжался. В самолете действительно боеприпасы особенные. Боеприпас после выстрела раскрывался, как зонтик. И дырявил, и имел очень высокий, эффективный контактный взрыватель. От оболочки срабатывал. Т.е. вот это спецбоеприпас - его в общем виде даже не сохранилось. Это было сверхсекретно. Я, правда, не искал его. Так вот, почему компановка такая была, потому что сила отдачи очень большая и соответственно нужно было разместить пушку максимально к центру тяжести. Чтобы не было разноса масс, не было больших моментов инерции, двигатель и пушка должны были быть вместе. Получается двигатель в центре, а если двигатель в центре, значит большое сопло, а большое сопло - большие потери, от сопла надо отказаться, а раз от сопла надо отказаться, значит фюзеляж уже не имеет смысла делать, значит появляются две балки. Вот таким образом родилась эта схема.

- А все остальные системы сейчас у того же самолета, кабина в полноценном
состоянии?
- Да, кабина полностью в полноценном состоянии. Но, естественно, она стояла без чехлов, поэтому требует серьезной реставрации, она под
ультрафиолетом пострадала. Для того, чтобы туда никто не залезал, мы герметиком все замазали.
- Т.е. попасть в кабину, что-то сфотографировать, нельзя?
- Да, попасть в кабину сейчас нереально. Более того и внутри сохранились все блоки
- Там есть какие-то полости?
- Да, там внутри есть люки, через которые был доступ к приборному оборудованию. И к этой прицельной станции. Все это сохранилось. Все это
мы открыли, смазали. И зафиксировали так, чтобы это все было работоспособно. В идеальном состоянии.
