igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

История восстановления М-17 от Дмитрия Осминского ч5: история еще одного М-17 в музее в Монино.

В завершающей части своего повествования, Дмитрий Александрович Осминский расскажет о незавидной судьбе второго летного образца М-17, который также сейчас находится в музее ВВС в Монино... Фотографии тоже Дмитрия Александровича...

Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2
все, что у меня есть по М-17


- Так вот 103-й самолет, по-моему, Генералов перегонял в Монино, - вспоминает Дмитрий Александрович Осминский. - Все благополучно. А 401-й самолет передали до этого. Рассекретили и передали в гражданскую область работы по высотным программам исследования озоновых дыр. И он еще летал.
- Тоже, кстати, про 103-й самолет, написано, что там есть оборудование для изучения озонового слоя.
- Нет, это машина 401. Именно она летала по озоновым дырам, потому что она была рассекречена. Более того, именно на ней было установлено 25 мировых рекордов. В том числе и Архипенко на ней рекорды ставил на скороподъемности. И получается, что и озоновая программа заканчивается из-за того, что ресурс по двигателю подходит. И нужно самолет каким-то образом сохранить. На ЭМЗ понятно, что в первой половине 90-х годов бардак полный, и уже непонятно, что будет. Земля за стоянку начинает реально дорожать. Скорее всего самолет ждет утилизация, как и все остальные. Поэтому родилась идея (я не буду называть фамилии, кто к этому причастен) перегнать второй самолет в Монино. А дальше буду ссылаться на Владимира Васильевича Архипенко опять. Я буду с его слов рассказывать, поскольку он этот самолет перегонял. Все это происходило очень хаотично. Броуновское движение было: то перегоняем, то не перегоняем. Надо срочно, потому что ресурс заканчивается, бардак начался. Любым способом самолет надо было перегнать в Монино, чтобы его сохранить. И он поехал смотреть полосу в Монино, чтобы повторить уже пройденный путь 103-й машины. Приезжает, полоса не готова. Начинает разговаривать с руководством музея, те говорят, что в течение месяца полосу подготовят. Хорошо. Месяц проходит, едет туда повторно: все, как было, ничего не сделано. Я так понял, Монино второй самолет совсем не интересен был, наверное. Т.е. они не очень понимали, зачем им он нужен, а этим надо было скорей от самолета избавиться, чтобы самолет хоть как-то спасти. В итоге, ничего не сделано. Владимир Васильевич принимает решение, что в Монино садиться не будет, а перегонять надо. Было принято решение перегонять самолет ближе к Монино - в Чкаловский. Прилетает, заруливает, его встречает штатный техник какой-то, ставит на стоянку. Он садится в машину и уезжает обратно в Жуковский с мыслью, что дальше этим займется музей. В музей и
передан самолет. Дальше говорит (он занимался Ил-22, периодически Ил-22 перегонял с ЭМЗ в Чкаловский) каждый раз прилетал, самолет как стоял, так и стоит. Потом у него фонарь пропал куда-то. А дальше, я так понимаю, музей решил каким-то образом забрать его себе, делают контрольное взвешивание, подцепляют краном. Я не знаю, кто там был: рабочие, солдаты, - но явно не позвали специалистов, которые могли бы прокомментировать, как это выполнять.


И перерубают хвостовые балки тросами.
- На затяжку?
- На затяжку, да. И в таком виде этот самолет все-таки прибывает в музей. Хвостовая часть отдельно. Как его везли - вертолетом, самолетом, либо по земле - я не знаю. Факт, что в музей он приехал уже разделенный на две части. И какое-то время он так и стоял в экспозиции. До, по-моему, 2005 года. Далее в 2005 году, когда были знаменитые "Крылатые легенды" в Монино, Гончарову надо было убрать это от глаз подальше. И оттаскивают этот самолет в отстойник, по дороге ломая переднюю стойку. Т.е. она просто вывернута из-за этого. Ломают кабину. Доломали, короче. И мы имеем то, что имеем. Мы ездили с моим коллегой с ЭМЗ смотреть: по состоянию эта 401 машина лучше, чем 103-я. На ней частично сохранились вот эти вот стеклянные лазеры. Кто-то отбил уже, но они там есть.


Носовая часть самолета...


А вот история этого самолета с сайта Russianplanes.ru: Мясищев М-17, бортовой СССР-17401. Завод-изготовитель: КумАПП, заводской номер: M-17-4, серийный номер: 4. Списан в 1995 году.
С КумАПП был доставлен речным путем в Жуковский. Собран на ЭМЗ. Имел поисково-прицельную станцию и пушку. 20 марта 1985 года совершил первый полет (летчик В.В. Архипенко). Во время пятого испытательного полета совершил аварийную посадку на запасном аэродроме из-за отказа демпфера курса. В 1985 году участвовал на смотре авиационной техники на а/д Мачулищи в Белоруссии. В 1985-1987 годах совершил 51 испытательный полет, в том числе в ГК НИИ ВВС по программе Госиспытаний. Проходил боевые стрельбы - было сбито 9 аэростатов на высоте 17-21 км. Проходил испытания и иследования пилотажного комплекса ПК-17, прочностных характеристик планера и вибронагрузок, определения загазованности, доводки САУ. Весной 1990 года установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности в подклассе С-11. 28 марта 1990 года поднялся на высоту 21880 метров и совершил там горизонтальный полет (летчик В.В. Архипенко). 6 апреля 1990 года поднялся на высоту 20000 метров за 21 минуту 58 секунд (летчик В.В. Архипенко). 18 апреля 1990 года пролетел по замкнутому 500-км маршруту со средней скоростью 734 км/ч (летчик В.В. Архипенко). 19 апреля 1990 года поднял 2 тонны груза на 12000 метров за 8 минут 44,8 секунды (летчик О.Г. Смирнов). 3 мая 1990 года поднял 2 тонны груза на 15000 метров за 12 минут 54 секунды (летчик Н.Н. Генералов). В декабре 1990 года участвовал в программе "Глобальный резерв озона" для изучения состояния ознового слоя над Москвой. Последний полет совершил в 1992 году по маршруту Жуковский-Чкаловская. Позже передан в музей ВВС в Монино. Впервые замечен в августе 1995 года. Во время транспортировки получил серьезные повреждения. До 2004 года находился в основной экспозиции музея ВВС в Монино с разрушенным (оторванным) хвостовым оперением. В августе 2004 года помещен в остойник музея ВВС в Монино. Сильно разрушен вандалами.


Это уже вокруг него срубили молодую поросль...


После того, как самолет попал в дальний угол, похоже над ним действительно основательно поработали вандалы...


Приборной панели нет...


Повреждения нанесенные самолету при взвешивании...


Общий вид.


Команда восстанавливавшая М-17 СССР-17103 рядом с М-17 CCCH-17401. Возможно тогда были мысли заняться восстановлением и этого борта?


Осмотр кабины еще в зарослях молодняка.. Эта фотография сделана 26 мая 2012 года, это был день 30 летия первого полета М-17. Дмитрий Александрович пргласил в Монино ветеранов ЭМЗ. На этой и последующей фотографиях начальники бригад конструкторского отделения ЭМЗ: Виктор Пурыгин и Вячеслав Хиров.


В начале 1970 годов они пришли после окончания МАИ на ЭМЗ и участвовали в проектировании М-17. Как раз эту кабину они и "рисовали".




И парочка моих фотографий. Специально самолеты в отстойнике я не фотографировал, но случайно в кадр попали: отделенное хвостовое оперение.


Крупнее.


Очень интересно узнать: какую судьбу все же уготовит новое руководство музея этому самолету? Скоро надеюсь музей уже откроют после карантина и можно будет вновь его посетить!!!

Tags: дмитрий осминский, м-17, монино, центральный музей ввс, центральный музей военно-воздушных сил р
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments