Внутри компании Focke-Wulf типам самолётов в качестве дополнительного описания давали имена птиц. FW-190 получил имя Würger — «Сорокопут» (небольшая хищная птица).
Что же такое версия Focke-Wulf FW-190 A-3? Производство FW-190A-3 началось весной 1942 года. От A-2 он отличался только более мощным двигателем BMW 801D-2 мощностью 1700 л. с. (1270 кВт) с увеличенной степенью сжатия и более мощным нагнетателем. Для нового двигателя требовалось высокооктановое топливо — C3 (октановое число 96) вместо B4 (о.ч. 87). Вооружение осталось тем же, что и на FW-190A-2. В передней части козырька кабины устанавливалось бронестекло толщиной 50 мм под углом 25 градусов относительно продольной оси машины. На A-3 впервые появились заводские модификационные комплекты (Umrüst-Bausätze). Они предназначались для расширения возможностей самолёта и адаптации его для решения новых задач. Оригинальный A-3 сохранился только в музее в Норвегии. А тут мы посмотрим на реплику....
Auto- und Technikmuseum Sinsheim-Технический музей в Зинхайме.
все, что у меня есть по Fw-190
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
В техническом музее в Зинхайме мы можем увидеть под потолком макет Focke-Wulf Fw 190 A-3 с бортовым номером 10.
С августа 1941 года, из сборочного цеха завода компании Arado в Варнемюнде стали выходить строившиеся по лицензии истребители FW 190А-2. В октябре к выпуску самолетов этой модификации приступили также завод Focke-Wulf в Мариенбурге, а также предприятие компании "Аго" в Ошерслебене. Головной серийный FW 190А-2 (заводской номер 120201), он же прототип V14, впервые был оснащен двумя 20-мм пушками MG 151 в корневой части крыла вместо пулеметов MG 17. На верхней поверхности крыла в районе казенной части пушек появилась характерная выштамповка-обтекатель.
Бронированное лобовое стекло толщиной 57 мм было установлено под углом 63 градуса. За ним монтировался прицел Revi-C/12d. Система управления оружием позволяла вести огонь из любой пары пушек или только из пулеметов. Переключая соответствующие тумблеры в кабине, пилот мог подключать к гашетке и "смешанные" варианты: только пушки, пару пушек и пару пулеметов, все оружие одновременно. Бронирование состояло из 14-мм заголовника, 8-мм бронесидения и бронеспинки, а также небольших плиток такой же толщины, прикрывавших пилота от огня противника сзади-сбоку.
Самолеты модификации А-2 оснащались усовершенствованными двигателями BMW 801 С-2, основные "выходные" характеристики которых, однако, не отличались от данных моторов серии С-I. Часть Focke-Wulf относилась к типу A-2/U1, получившему помимо обычной радиостанции FuG VII и самолетного ответчика FuG 25 еще и радиокомпас PKS. Летом 1942 года небольшое число самолетов серии А-2 модифицировали путем увеличения толщины брони; эти машины получили наименование A-2/U3. На истребителях серии А-2 конструкторы Focke-Wulf применили механический индикатор-солдатик выпущенного положения стоек шасси, но на более поздних модификациях от него отказались.
Пустой самолет FW 190A-2 основной модификации весил 3170 кг. При установке дополнительных пушек "Эрликон" MG/FF во внешней части крыла масса пустой машины увеличивалась до 3250 кг. Нормальная полетная масса в зависимости от варианта вооружения варьировалась от 3850 до 3980 кг. Максимальная скорость истребителя на высоте 5500 м составляла 625 км/ч, а при использовании чрезвычайного одноминутного режима - 660 км/ч на высоте 6400 м. Практическая дальность при скорости полета 445 км/ч не превышала 900 км. Истребители FW I90A-2 поступали в первую очередь на вооружение всех трех авиагрупп эскадр JG2 и JG26, затем II, III и IV групп эскадры JG1 также дислоцированных на Западе.
Весной 1942 года компания BMW наладила серийное производство двигателя BMW 801D-2 взлетной мощностью 1800 л.с. На номинальном режиме у земли мотор развивал мощность 1570 л.с, а на высоте 5200 м - 1420 л.с. Двигатель серии D-2 отличался от двигателей серии С-2 увеличенной степенью сжатия смеси в цилиндрах (с 6,5 до 7,22), иным передаточным отношением от коленвала к валу приводного центробежного нагнетателя, а также некоторыми другими усовершенствованиями.
По некоторым данным, серия А-3 насчитывала 580 машин, в этом случае общее число изготовленных Focke-Wulf FW-190 A-2 не превышает 329 единиц (в литературе встречается информация об иных объемах выпуска самолетов серий А-2 и А-3: 426 и 425, соответственно, но они противоречат обшей сумме в 909 машин, которую указывает германский историк П. Родайке).
Прототипами для варианта А-3 стали три самолета, переоборудованных из FW 190А-0 (заводские номера 014, 025 и 028). Внешне самолеты серии А-3 отличались от А-2 формой обтекателей всасывающих патрубков нагнетателя (выпуклости на боковых поверхностях капота). Если прежде выпуклость была симметрична относительно продольной оси самолета, то на А-3 ее верхняя образующая стала прямой, а "хвостик" обтекателя приподнялся вверх. "Жабры" постоянного сечения на выходе из мотоотсека были заменены управляемыми створками. Вооружение А-3 состояло из четырех пушек и двух пулеметов, аналогично довооруженным FW 190А-2.
В октябре 1942 года - марте 1943 года в рамках программы "Гамбург" была построена экспортная серия из 72 истребителей FW 190А-3 для Турции. На "турецких" машинах вместо крыльевых пушек MG 151 снова установили пулеметы MG 17 (по типу A-1/U1). Интересно, что в тот же период времени англичане продали Турции некоторое количество своих "Спитфайров". В небе этой страны можно было наблюдать удивительную для воюющей Европы картину: FW 190 и "Спитфайр" мирно летали бок о бок.
Несколько самолетов серии А-3 были использованы как опытные:
A-3/U2 в качестве носителя реактивных снарядов "Рейнметалл-Борзиг" RZ 65;
один из A-3/U3 для испытания тропических фильтров, установленных на выведенные наружу всасывающие патрубки нагнетателя;
A-3/U7 в качестве высотного облегченного истребителя, построенного в трех экземплярах и отличавшегося отсутствием крыльевых пушек MG/.T и фюзеляжных пулеметов, а также применением наружных всасывающих патрубков нагнетателя.
Три варианта с заводскими доработочными комплектами выпускались серийно. Это A-3/U1 - вариант дальнего истребителя-бомбардирошика (Grosser Jabo), построенный десятками экземпляров, A-3/U3 - истребитель-бомбардировщик с различными вариантами держателей для подвески бомб (II машин; применялся, в частности, и с 8xSC50), а также A-3/U4 - самолет-разведчик с аэрофотоаппаратами Rb 50/30 и Rb 75/30, выпущенный в количестве 12 экземпляров, половину из которых в феврале 1942 года передали в отряд 9(H)/LG 2.
Масштабы производства FW 190А в 1942 году заметно выросли. Так, если в 1941 году было построено всего 228 FW 190 (Люфтваффе принята 191 машина), то в 1942 году - уже 1918 самолетов этого семейства, в том числе 1850 истребителей и 68 истребителей-бомбардировщиков (приняты 1645 и 50 машин, соответственно).
Наращивание числа боевых подразделений Люфтваффе, вооруженных FW 190А, вызвало серьезную обеспокоенность англичан. Складывалась ситуация, когда Истребительное командование было весьма заинтересовано в отыскании слабых мест оппонента, а для этого надо было получить в распоряжение хотя бы один Focke-Wulf FW-190. Выдвигались весьма оригинальные идеи. Один из пилотов, к примеру, предлагал воспользоваться трофейным Bf 109Е, нарядить в форму офицера Люфтваффе английского летчика, владеющего немецким языком, а затем устроить имитацию воздушного боя с "вынужденной посадкой" на аэродроме Focke-Wulf. Далее планировалось, что "разгоряченный боем" псевдонемец каким-то образом окажется в кабине FW 190 и угонит его из-под носа охраны...
Более реалистичный, но тоже авантюрный сценарий предлагали офицеры коммандос. Основываясь на успешном опыте похищения блоков германской радиолокационной станции в ночь на 28 февраля 1942 года, они разработали план операции, предусматривающей кратковременный, на несколько десятков минут, захват вражеского аэродрома британскими парашютистами. В числе диверсантов должен был быть квалифицированный пилот, а остальное, дело техники. Этот план всерьез обсуждался и даже получил кодовое название Airthief- Объектом нападения выбрали аэродром Абвиль. Но по воле случая все эти намерения остались неосуществленными. Дичь сама вышла на охотника.
В ходе боя со Spitfire над юго-западной Англией 23 июня 1942 года адъютант группы III/JG 2 обер-лейтенант А. Фабер потерялся и принял Бристольский канал за Ла-Манш. Считая, что он находится над территорией оккупированной Франции, Фабер совершил посадку на первом подвернувшемся аэродроме. Этим аэродромом оказался Пембри в Южном Уэльсе. Так в руки англичан попал совершенно исправный FW 190А-3 (заводской номер 130313). Самолет немедленно переправили в центр боевого применения в Дансфорде, где его использовали для проведения сравнительных испытаний с несколькими типами истребителей союзников.
Единственным из имевшихся летом 1942 года на вооружении союзников типом истребителя, способным более-менее достойно противостоять FW 190А-3, был Spitfire IX. Но в конце июля 1942 года Истребительное командование располагало всего двумя эскадрильями истребителей Spitfire IX (64-й на аэродроме Хорнчерч и 611-й на аэродроме Редхилл), в то время как Люфтваффе получили от промышленности уже более 1000 самолетов семейства FW 190, из которых свыше 400 находились в частях первой линии.
К концу лета 1942 года Третий рейх достиг пика своего могущества, впервые за всю историю получив контроль (вместе со своими союзниками) почти над всей территорией Европы. Этот период совпал с зенитом боевой карьеры истребителя FW 190. Вооруженные данной машиной подразделения немецких истребительных эскадр сравнительно легко брали верх над любым соперником, встреченным в небе. В дальнейшем положение Focke-Wulf FW-190 стало ухудшаться, что потребовало от его конструкторов быстрых и эффективных решений.
Модификации :
FW.190A-2 с двигателем BMW.801C-2. Отличался 2 пушками MG-151/20 вместо крыльевых синхронных пулемётов. В сентябре 1941 - июле 942 года изготовлено 426 самолётов.
Fw.190 A-3/U1 экспериментальный вариант, построенный в единственном экземпляре. (W.Nr.130270, заводской код PG + GY) Моторама была выдвинута вперёд на 15 см. Самолет явился прототипом новой модификации A-5.
Fw.190 A-3/U2 тестовый вариант, построенный в единственном экземпляре (W.Nr.130386). На этом самолете испытывались пусковые установки 73 мм ракет RZ 65.
Fw.190 A-3/U3 вариант истребителя-разведчика с установленной в фюзеляже камерой Rb 50/30, также построенный в единственном экземпляре. Консольные пушки MG FF были сняты.
Fw.190 A-3/U4
истребитель-разведчик, на котором могли устанавливаться две камеры Rb 12.5/7x9 смонтированные в фюзеляже и камера gun EK 16 для фиксирования попаданий, либо миниатюрная камера Robot II, вмонтированная у основания щитка закрывавшего колеса шасси в корне левого крыла. Вооружение этого варианта также было ослаблено демонтажем консольных MG FF. Однако подфюзеляжные пилоны ETC 501 остались. К ним были добавлены полосы-стабилизаторы и самолет мог нести 300 л подфюзеляжный ПТБ. Построено 12 экземпляров.
Fw.190 A-3/U7 попытка постройки на базе Fw.190 высотного истребителя с уменьшенным весом. Из вооружения оставлены только синхронные MG.151/20 E пушки. Построено три экземпляра (W.Nr. 130528, 130530 и 130531). На них также были видоизменены воздухозаборники нагнетателя.
ЛТХ:
Модификация Fw.190a-3
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 8.80
Высота, м 3.95
Площадь крыла, м2 17.70
Масса, кг
пустого самолета 2900
нормальная взлетная 3980
Тип двигателя 1 ПД ВМW-801Dg
Мощность, л.с.
взлетная 1 х 1800
в полете 1 х 1500
Максимальная скорость , км/ч
у земли 500
на высоте 610
на форсаже 668
Крейсерская скорость , км/ч 445
Максимальная скороподъемность, м/мин 864
Практический потолок, м 10600
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами на ствол и две 20-мм пушки MG-FF c 55 снарядами на ствол,
два 7.9мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол в
носовой части фюзеляжа