igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Museo del Aire ангар 1: реплика спортивного самолета Morane-Saulnier G.

Morane-Saulnier G это двухместный спортивный и гоночный моноплан, строившийся во Франции до Первой мировой войны. Самолет был разработан Léon Morane и Raymond Saulnier после ухода из компании Borel. Первый полет в 1912 году.

Museo del Aire, Мадрид(Испания).
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.



Самолет в музее это реплика Morane-Saulnier G. Музей его получил в результате обмена с Французской ассоциацией Nord-Aero в 2000 году.


Компания - "Акционерное общество самолетов Моран-Солнье" была основана во Франции 10 октября 1911 года братьями Леоном и Робертом Моранами в содружестве с Раймондом Солнье. Впоследствии она получила широкую известность созданием и развитием серии классических монопланов. Первый самолет компании Morane-Saulnier Type A появился в конце 1911 года. Он представлял собой одноместный моноплан с ротативным двигателем "Гном" мощностью 50 л. с. Как и большинство монопланов того времени, он управлялся по крену с помощью гоширования (перекоса) крыльев. Самолет представили в Технический отдел FAM (Frence Avation Militaire - Французская военная авиация), где он произвел положительное впечатление и был принят на вооружение под обозначением M.S.11.


Новый аэроплан понравился не только во Франции. Царская Россия проявила к нему большой интерес и выдала компании заказ на несколько самолетов с более мощными двигателями в 80 л. с. Эти машины получили обозначение М.S. тип G. Правительство Румынии также заказало два самолета.
В 1912 году появились Morane-Saulnier G и Н, ставшие дальнейшим развитием выбранной схемы. Тип G был двухместным, пилот и пассажир размещались в кабине на одном сиденье, по форме напоминавшем гитару. Тип Н имел такой же фюзеляж, но был одноместным. Главным отличием этих модификаций стал размах крыла. У типа Н - 9,3 м, a y G - 10,2 м. Площади их соответственно составляли 14 и 16 кв. м. Отсюда и различие в пилотажных характеристиках. Н более скоростной, но менее грузоподъемный. Визуально это различие проявлялось в лишней паре расчалок (по 2 и 3 на крыло) и отсутствии одного лонжерона. Часто путают обозначения этих самолетов, называя оба типом G с 14-и 16-метровым крылом (эта неточность отражена в справочнике В.Б.Шаврова).


Конструкция этих монопланов была общей для всех ранних Morane-Saulnier. Фюзеляж четырехугольного сечения, сходивший к хвосту на острую горизонтальную грань. Каркас фюзеляжа из деревянных реек. Самолет обшивался полотном. Швы были заклеены текстильной лентой с зубчатыми краями. Профиль крыла тонкий, сильно вогнутый, сделан по аналогии с птичьим крылом. Оперение не имело киля и стабилизатора и состояло из цельноповоротных рулей высоты и направления. Их каркасом служили стальные трубы, обтянутые полотном.
Шасси двухколесное с хвостовым костылем. Стойками служила ферма из стальных труб каплевидного сечения. Амортизация - резиновыми шнурами. Элероны отсутствовали. Гоширование крыльев производилось с помощью штурвала. Вся проводка управления тросовая. Эти Morane-Saulnier, как и все последующие, имели по два топливных бака. Первый располагался непосредственно за мотором и имел отдельную емкость для масла, второй - за кабиной пилота. Винт деревянный типа "Интеграл". Запакованный в ящик аэроплан можно было собрать и подготовить к полету всего за десять минут.


Первым дальним перелетом, предпринятым на самолетах компании, стал полет Мориса Табюта из Парижа в По. Причем общественный резонанс после его успешного завершения можно было сравнить с полетом Гагарина в космос. Вторым значительным успехом Morane-Saulnier стал перелет Париж - Мадрид, предпринятый в том же 1911 году.
В 1912 году в Тунисе пилот Роланд Гарро на самолете Morane-Saulnier установил рекорд высоты в 5610 метров. Надо сказать, что этот пионер авиации очень много сделал для развития летательных аппаратов с маркой "М.S." и создания их прочной хорошей репутации.
В 1913 году в Великобритании английский пилот Густав Хэмел выиграл на Morane-Saulnier Н с серийным номером 482 кубок Воздушного Дерби, показав скорость 122,3 км/ч. Причем его аппарат имел дополнительные растяжки на крыльях для повышения прочности, чем очень напоминал тип G и затруднял идентификацию самолета. Впоследствии он был передан в Центральную летную школу RFC - Королевского воздушного корпуса.
Вскоре за этим, 23 сентября, Роланд Гарро на Morane-Saulnier G с 60-сильным мотором "Гном" пересек Средиземное море. Стартовав из Сан-Рафаэля и пролетев 740 км за 8 часов, он благополучно приземлился в Бизерте. 14 января 1914 года летчик Марк Пурп отправился в воздушный рейд по маршруту Каир-Хартум-Каир, протяженностью 4400 км, который он с успехом закончил 3 февраля.
Столь значительные успехи побудили авиационную компанию Гремаха Уайта, расположенную в Хендоне, купить лицензию на производство самолета Morane-Saulnier тип Н. До начала войны там построили и передали в RFC 34 машины, предназначенные для обучения летного состава. А общее количество построенных во Франции Morane-Saulnier типов Н и G составило 94 машины. Причем последние строились в двух вариантах - GA и GB, отличавшиеся моторами - "Рон" 80 л. с. на первом и "Гном" 80 л. с. на втором.


Большое распространение получили Morane-Saulnier в России. Производство их было развернуто на нескольких отечественных заводах. Так, предприятие В. В. Слюсаренко, эвакуированное с началом войны из Риги в С.-Петербург, выпускало в 1916-1917 годах от 5 до 15 аппаратов, типа G и Н в месяц. Небольшое количество этих машин построил на своем заводе в С.Петербурге А.А.Пороховщиков. Кроме того, С.-Петербургский завод В.А.Лебедева получил заказ выпустить к 1915 году 60 Morane-Saulnier, но выполнена была только половина заказа.
Наиболее мощное производство русских Morane-Saulnier развернулось на заводе "Дукс" в Москве. Его владельцем был обрусевший немец Ю.А.Меллер, сменивший с началом войны фамилию на Брежнева. Завод, под его руководством, отдавал предпочтение иностранным, надежно освоенным машинам. Довоенное производство на предприятии составляло 10-12 самолетов в месяц, треть из которых - Morane-Saulnier типов G, H и L. Кроме того, только завод "Дукс" совместно с Аэротехническим заводом строил эти самолеты с лыжным шасси. После начала боевых действий выпуск резко возрос.
Московский завод итальянского конструктора Моска выпускал в среднем по 5 самолетов в месяц, это были "Ньюпоры" и Morane-Saulnier типов G и Н. В 1916 году Моска начал производство самолета собственной конструкции - "Моска МБ", являвшегося ничем иным, как несколько видоизмененным аналогом Morane-Saulnier. Небольшое количество Morane-Saulnier G произвел перед войной завод А.А.Анатра в Одессе.
В России перед войной на Morane-Saulnier был предпринят целый ряд дальних полетов. Самые крупные и известные из них - перелет французского авиатора Бриндежона де Мулине из Парижа в Москву и перелет А.А.Васильева, Л.Летона и Л.А.Галанчиковой из Москвы в Париж, предпринятый в 1913 году. 11 июля 1914 года состоялся знаменитый перелет П.Н.Нестерова из Москвы в С.-Петербург за 5 часов на Morane-Saulnier G.
Morane-Saulnier типа G и Н обозначались у нас, как типы "Ж16М" и "Ж14М", встречалось и сокращенное название "Морже".


Самолет Morane-Saulnier G имел тонкий профиль крыла, сильно вогнутый, почти такой, как у современных свободнолетающих моделей. Найденный интуитивно по аналогии с птичьим крылом, он, как показывают расчеты, был оптимальным для малых скоростей.
Оперение не имело киля и стабилизатора - лишь рули высоты и поворота. Их каркасы были сделаны из стальных труб.
Шасси двухколесное с хвостовым костылем. Его ферма - из стальных труб каплевидного сечения. Амортизация шасси и костыля - резиновые шнуры.
Управление рулем высоты осуществлялось продольными перемещениями штурвала, а рулем поворота - педалями. Элероны на аэропланах тогда еще не ставили, и управление по крену выполнялось перекашиванием (или, как тогда говорили, гошированием) крыльев, для чего на Morane-Saulnier G следовало повернуть штурвал. Вся проводка управления была тросовой. Поначалу Morane-Saulnier оснащался семицилиндровым ротативным двигателем "Гном" мощностью 50 л. с, а с 1916 года - аналогичным двигателем "Рон" мощностью 80 л. с.
На моноплане Morane-Saulnier G было два топливных бака, причем передний разделялся перегородкой на две части - для масла и для бензина. За кабиной пилота располагался дополнительный бензобак. Баки наддувались воздухом от расположенного на двигателе компрессора, и топливо к жиклеру карбюратора поступало под давлением.
Двигатель приводил во вращение деревянный винт типа "интеграл", названный так за характерную форму лопастей, напоминавшую известный математический символ.
Morane-Saulnier G считался одноместным, хотя размеры кабины позволяли размещаться в ней и двум членам экипажа. Приборная доска отсутствовала, а все оборудование состояло из тахометра и двух стеклянных колпачков, под которыми при нормальной работе мотора пульсировало масло.
Самолет обтягивался полотном светло-кремового цвета. После пропитки эмалитом оно приобретало желтоватый оттенок. Н элементам каркаса ткань пришивали нитками, после чего швы заклеивали текстильной лентой с зубчатыми краями. Металлические детали, в том числе и капоты, не окрашивались. С 1914 года на крыльях русских аэропланов появились опознавательные знаки.



Модификации:
Type GA версия с двигателем 40 kW (60 hp) Le Rhône
Type GB версия с двигателем 60 kW (80 hp) Gnome
Type WB версия для экспорта в Россию с остекленной носовой частью
MoS-2 официальное обозначение французкого правительства STAe для G
Thulin B построенный по лицензии компанией AB Thulinverken в Швеции
Grahame-White Type XIV построенный по лицензии компанией Claude Grahame-White в Великобритании
Различные версии STAé имели обозначения MoS-2, MoS-14 (GB), MoS-15 (GB), MoS-17 (G), MoS-18 (G) и MoS-19 (GA).

ЛТХ:
Модификация Type G
Размах крыла, м 10.20
Длина, м 6.70
Высота, м 2.10
Площадь крыла, м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 508
нормальная взлетная 610
Тип двигателя 1 ПД Rhone
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость , км/ч 115
Крейсерская скорость , км/ч 92
Продолжительность полета, ч.мин 1.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 100
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1-2
Вооружение: один-два 7.7-мм пулемета
Tags: 2017, morane-saulnier g, museo del aire, мадрид, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments