igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей в Пенсаколе: многоцелевой штурмовик Douglas A-4L Skyhawk.

Немного неказистый самолет ожидающий своего восстановления, это многоцелевой штурмовик Douglas A-4L Skyhawk. Это 100 A-4C восстановленных для Marine Corps Reserves и Navy Reserve squadrons. Оснащен авионикой от A-4F (включая горб на фюзеляже ("hump")) но с двигателями J-65 и крылом с тремя пилонами.

Naval museum, Pensacola Fl
все,что у меня есть по A-4
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это A-4L Skyhawk с военным номером 145077 USN и заводским 12323.


Немного истории:
построен как A4D-2N.
в 1960 поступил на службу в United States Navy с BuNo 145077.
передан в Attack Squadron 125 (VA-125), NAS Lemoore, CA.
с 1960 по 1963 передан в Attack Squadron 153 (VA-153), NAS Lemoore, CA.
нес маркировку: NL-311
сентябрь 1962 переобозначен как A-4C.
с 1963 по 1967 передан в Attack Squadron 112 (VA-112), NAS Lemoore, CA.
нес маркировку: AJ-513
с ноября 1966 по сентябрь 1967 Развернут для боевых действий во Вьетнаме на борту USS Kittyhawk.
со 2 октября 1967 по 1970 передан в Attack Squadron 44 (VA-44), NAS Cecil Field, FL.
февраль 1970 конвертирован в A-4L для U.S Naval Reserve.
с 1970 по 1971 передан в Attack Squadron 203 (VA-203), NAS Cecil Field, FL.
нес маркировку: AF-301
1974 передан в Attack Squadron 205 (VA-205), NAS Atlanta, GA.
1975 передан в Attack Squadron 204 (VA-204), NAS Memphis, TN.
передан в Aircraft Ferry Squadron 31 (VRF-31), NAS Norfolk, VA.
нес маркировку: SH-00
в 1977 передан в Attack Squadron 204 (VA-204), NAS Memphis, TN.
4 января 1978 списан из United States Navy.
1978 передан в Naval Air Technical Training Center, NAS Memphis.
в сентябре 1999 попал в состав NAS Pensacola, Pensacola, FL.


В 1969 году часть штурмовиков А-4С и A-4F была модернизирована в вариант A-4L, имеющий усовершенствованное БРЭО. Так как часть его уже не умещалась внутри планера, экстерьер штурмовиков "украсили" гаргроты (как у A-4F).
Skyhawk, имеющий прекрасную репутацию у пилотов морской авиации, дожил до конца вьетнамской войны, хотя на заключительном этапе его заметно потеснил A-7 "Корсар" II. Впрочем, замена А-4 на А-7 в эскадрильях "регулярной" палубной авиации ВМС США оказалась достаточно длительным процессом и растянулась с 1967 по 1976 год.


Однако новые "Корсары" поступали только в авианосные авиакрылья ВМС США. Морская пехота по-прежнему летала на Skyhawk. Для нее в 1970-1979 годах было построено 158 самолетов А-4М, получивших неофициальное имя Skyhawk II. По сравнению с предшествующими модификациями эти машины имели значительно большую тяговооруженность, достигнутую за счет установки двигателя J52-P-408А (1x5080 кгс). Это обеспечило уменьшение взлетной дистанции почти на 20%. Для сокращения посадочной дистанции при базировании на наземных аэродромах, лишенных аэрофинишеров, был введен тормозной парашют.


Существенно повышалась боевая живучесть А-4М: самолет превратился из "палубного истребителя-бомбардировщика" (каковым были А-4А, А-4 В, А-4С, А-4Е и A-4F) в "почти настоящего" (в российском понимании этого слова) штурмовика. В частности, на нем появилось дополнительное бронирование кабины, защищающее летчика не только сзади и, частично, с боков, но и спереди, а также снизу. Была усилена защита дублированной гидросистемы, а топливные баки получили дополнительное протежирование.


Масса пустого самолета А-4М достигла 4747 кг, а максимальная взлетная масса - 11113 кг. Бомбовая нагрузка (размещенная на семи узлах внешней подвески) возросло до 4150 кг. Максимальная скорость штурмовика составила 1102 км/ч, а боевой радиус действия с бомбовой нагрузкой 1800 кг (без ПТБ) достиг 550 км. На самолете был применен новый, более выпуклый фонарь кабины, обеспечивающий летчику улучшенный обзор, установлены тормозной парашют, новая штанга дозаправки топливом в полете и усовершенствованная система опознавания "свой-чужой". Уже в ходе серийного производства на А-4М применили новые кабинные индикаторы и усовершенствованную систему предупреждения о радиолокационном облучении.


Первый А-4М поднялся в воздух 10 апреля 1970 года, а последний серийный штурмовик этого типа был передан авиации Корпуса морской пехоты США в 1979 году. Как уже говорилось, в отличие от подразделений палубной авиации США, эскадрильи КМП не перевооружались на "Корсары" II, поэтому там, а также в эскадрильях Резерва морской пехоты (Marine Corps Reserve) Skyhawk продержались до середины 1980 ходов, после чего были заменены штурмовиками с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" II.
В процессе службы Skyhawk II должны были пройти очередную модернизацию, получив лазерно-телевизионную систему бомбометания ARBS (Angle Rate Bombing System Хьюз) AN/ASB-19 (для модернизированного самолета даже зарезервировали название A-4Y). Однако в дальнейшем от этого проекта отказались.


Собственно, на А-4М серийное производство Skyhawk и завершилось. По 1979 год включительно было построено более 2960 машин всех модификаций: более 2400 одноместных и около 560 двухместных. В дальнейшем (в основном, за пределами США) велись лишь работы по модернизации ранее произведенной техники.
В целом, эволюция самолета Skyhawk характеризовалась постепенным насыщением его различным оборудованием и системами: электроника (благодаря внедрению пальчиковых ламп, а затем транзисторов) делалась все более миниатюрной и появились возможности найти ей место даже в максимально "обжатом" планере Skyhawk. Однако эти возможности были небезграничными, следствием чего стал A-4F с его "горбом". Увеличение веса новых модификаций штурмовика компенсировалось установкой все более мощных двигателей. Самолет, задуманный как вызов неуклонному возрастанию веса боевых машин, сам стал жертвой этой тенденции, упершись в лимиты конструкции.


Сверстники А-4 оказались лучше приспособленными к постоянно меняющимся требованиям времени. Так, ровесник Skyhawk, палубный истребитель F-4 "Фантом" II, закончил службу на авианосцах США (для чего он, собственно, изначально и создавался) в 1990 годах. Тогда же "ушли на пенсию" советские МиГ-21 и Су-17, прототипы которых, как и XA4D-1, появились в середине 1950 годов.
А в 1970 годах, когда палубный штурмовик А-4 на своей родине, в Соединенных Штатах, окончательно "сошел со сцены", все вышеперечисленные самолеты лишь достигали пика своей "военной карьеры", продолжая активно совершенствоваться.


Корпус морской пехоты США, где Skyhawk несли службу до 1980 годов, является весьма специфической, чисто американской структурой, не имеющей прямых аналогов ни в одном другом флоте мира. Требования к вооружению для морских пехотинцев (в том числе и вооружению авиационному) тоже весьма специфичны. А уникальное оружие, как правило, живет долго. Поэтому можно предположить, что, возьмись американцы разрабатывать замену Skyhawk в КМП самостоятельно, А-4М и его возможные модификации сохранились бы у "бритых затылков" значительно дольше - до 1990 годов, а то и до начала 21 века. Да и сама замена Skyhawk для "морпехов", вполне возможно, представляла бы собой логическое развитие линии А-4 (с новой авионикой, вооружением, силовой установкой и т.д.). Но появление первого в мире серийного самолета с вертикальным взлетом и посадкой ВАЕ "Харриер" (во многом случайное, вызванное удачным стечением технических, политических и экономических обстоятельств) обещало дать авиации экспедиционных сил дополнительные тактические возможности, перевешивающие недостатки "Харриеров". В результате еще далеко не совершенный, по многим параметрам уступавший тому же А-4М, штурмовик AV-8, запущенный в серийное производство в компании "Макдоннелл-Дуглас", быстро вытеснил Skyhawk из авиации Корпуса морской пехоты США.
Дальнейшее развитие "ястребка Хейнеманна" шло по учебно-тренировочной линии, а также по линии недорогого многоцелевого самолета, ориентированного на экспорт (главным образом, в относительно небогатые страны "третьего мира").

ЛТХ:
Модификация А-4M
Размах крыла, м 8.38
Длина самолета,м 12.27
Высота самолета,м 4.72
Площадь крыла,м2 24.16
Масса , кг
пустого самолета 4707
максимальный взлетная 11113
Тип двигателя 1 ТРД Pratt Whitney J52-P-408A
Тяга нефорсированная, кгс 1 х 5080
Максимальная скорость, км/ч 1102
Крейсерская скорость, км/ч 1040
Практическая дальность, км 3225
Боевой радиус действия, км 550
Максимальная скороподъемность, м/мин 3140
Практический потолок, м 12880
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки Mk.12 с 200 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 4150 кг на 5 узлах подвески
3 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
8 AGM-45 Shrike
3 УР AGM-12 Bullpup
3 Управляемые бомбы AGM-62A Walleye,
3x 907-кг бомбы Mk.84, 9 454-кг бомбы Mk.83,
14x 227-кг бомбы Mk.82,
3 контейнера SUU-23/A c пушкой М61А1 с 1200 патронами,
2 контейнера Hughes Mk.4 c 20-мм пушкой с 750 патронов.
4 ПУ LAU-3/A c 19х69(85)-мм НУР, а так же
напалмовые бомбы BLU, кассетные бомбы CBU
Tags: 2014, a-4, douglas, naval aviation museum, pensacola, музей, пенсакола
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments