igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей Дальней авиации в Энгельсе: учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБЛ

Посмотрим на любопытные самолеты из музея Дальней авиации и парка Победы в Саратове: Ту-134УБЛ (по кодификации НАТО: Crusty-B) — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980 годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход лётного ресурса боевых самолётов. Всего построено 109 самолетов. До сих пор стоит на вооружении...
музей Дальней авиации

Парк Победы

Музей Дальней авиации в Энгельсе.
все, что у меня есть по Ту-134УБЛ
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Первый самолет из музея Дальней авиации в Энгельсе, это Ту-134УБЛ с бортовым 45, построен 21 октября 1982 года на ХГАПП, заводской номер: 64700, серийный 69-10. Базировался в Энгельсе. Похоже был списан в 2000 году.


В конце 1970 годов ОКБ разрабатывало учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. Первоначально предполагалось делать его на базе проекта пассажирского Ту-136, но остановились на модификации Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика Ту-22М.


Ту-134УБ-Л с двигателями Д-30 2-й серии предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах. Самолет должен был выполнять полеты в условиях минимума по 2-й категории ICAO. В отличие от предшественника, на Ту-134УБ-Л устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем РЛС "РОЗ-1".


Первоначальный проект машины предусматривал установку в носовой части штанги системы дозаправки топливом в полете, но из-за снятия аналогичного оборудования с Ту-22М, от нее отказались. По составу оборудования он в основном соответствовал Ту-134Б, за исключением радиосвязных и навигационных систем, свойственных боевым машинам. Для курсантов и проверяемых предназначались 12 кресел, установленных в три ряда. В полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.


Серийно-конструкторский отдел Харьковского авиазавода разработал новую машину своими силами. Бригада И.В.Макарова вносила изменения в конструкцию фюзеляжа. Бригада крыла под руководством Г.Г. Куркина усиливала лонжероны несущей поверхности под бомбодержатели. Балочные держатели проектировали управленцы. Электросхемы, оборудованием занимались Н.А. Иванов, Р. Ганопольский и Н. Янатьев. Все летные испытания самолета, как приемо-сдаточные, так и государственные, проводились на аэродроме Харьковского авиазавода.


Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 года. До весны выпустили несколько серийных самолетов, успешно прошедших совместные с заказчиком летные испытания. До 1983 года объединение сдало 90 Ту-134УБ-Л. Для авиации ВМФ изготовили один экземпляр модифицированного Ту-134УБ-К для тренировок штурманов-навигаторов и штурманов-операторов самолетов Ту-22М.


Первый полет совершил в апреле 1981 года. Поднимал в небо первый Ту-134УБЛ заводской летчик-испытатель М.В.Петляков (сын авиаконструктора В.М. Петлякова)


Самолет серийно строился на Харьковском авиазаводе с 1981 до 1984 года. Всего выпущено 109 самолетов.


Последняя серийная машина была переоборудована в вариант Ту-134УБ-К для подготовки штурманов-операторов морской авиации. Ту-134УБК поступил в 1984 году в 33-й Центр боевого применения в Николаеве, но этот самолет так и остался в единственном экземпляре. В 1990 годы несколько серийных Ту-134УБЛ переоборудованы для авиации флота в Ту-134УБК-М.


Самолет предназначен для подготовки летчиков бомбардировочной авиации пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходу на посадку в директорном и автоматическом режимах с осуществлением полетов в условиях минимума по 2-й категории ICAO. Одновременно самолет обеспечивал обучения и тренировки до 12 курсантов, которые располагались в салоне в 3 ряда.


Во время полета курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.


Самолет оснащен носовой частью фюзеляжа, подобной Ту-22М3, оптоэлектронным прицельным и навигационным оборудованием, аппаратурой звездно-солнечной ориентации соответствующих оборудованию бомбардировщиков, находящихся на вооружении дальней авиации Ту-22М, Ту-160 и Ту-95МС.


Как и базовая модель Ту-134 - для обзора земной поверхности оснащен смотровой РЛС «РОЗ-1б».


Для полноты отработки летных навыков предусматривалась и штанга дозаправки в воздухе, однако согласно с советско-американскими договоренностями ее ставить не стали.


Под центропланом возможно размещение учебного вооружения. Конструктивно предусмотрена установка до четырех многозамковых бомбодержателей (типичный вариант для учебного бомбометания - восемь бомб ПБ-50-75 или ПБ-120), однако согласно международным соглашениям бомбодержатели на этот самолет больше не устанавливаются.


Самолет оснащен двумя ТРДД Д-30 (2х6800 лс), созданными под руководством генеральных конструкторов П.А. Соловьева и Ю.Е. Решетникова.


Начинаем плавный обход самолета.


Крупнее


Общий вид слева.


Мотогондола.


Остекление кабины.


Носовая стойка.


Фото 90.


Фото 91.


Горизонтальный стабилизатор.


Двигатели похоже сняты.


Фото 118.


Мотогондола вид сзади. Видно, что двигателя в ней нет.


Основная стойка.


Общий вид сзади.


Антенна на горизонтальном стабилизаторе.


Выхлоп ВСУ.


Вид снизу.


Фото 125.


На фоне Ту-22М3


Вид общий с другой стороны дороги.


Вид спереди.


Фото 113.


Фото 127.


Крупнее


Фото 131.


Из под самолета.


Мотогондолы на пилонах.


Законцовка крыла.


С МиГ-15ути.







Второй Ту-134УБЛ с номером 34 из парка Победы, построен 2 сентября 1981 года на ХГАПП, заводской номер: 64182, серийный 65-09. Полный заводской номер - 03564182.
Бортовой номер по документам - 25-Красный. Служил в В/ч 42152 (22 тбад). С 2000 года на хранении.


Из-за деревьев невозможно было сфотографировать его целиком. Ну или я плохо старался.


Состояние похуже и двигателей тут тоже нет.


Самолет на подставках.


Вид спереди.


Остекление кабины уже разбито.


Мотогондолы пусты.


Носовой обтекатель.


В кабину через разбитое окно заглянули.


Носовая стойка.


Общий вид.


Вид снизу.


Носовая часть.


Основная стойка.


Фото 161.


Лючков нет:-((


Законцовка стабилизатора.


Сам стабилизатор замят.


Вид сзади.


Фото 167.


Стабилизатор вид снизу.


Модификации:
Ту-134УБЛ Тренажёр для обучения лётчиков Ту-22М и Ту-160. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160. Один Ту-134УБЛ был переделан в Ту-134УБК и ещё несколько — в Ту-134УБКМ.
Ту-134УБК Тренажёр для обучения экипажей Ту-22М морской авиации. В 1982 году ОКБ при АРЗ № 20 ВМФ СССР в г. Пушкин разработало на базе «УБЛа» Ту-134УБК. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (установлен на Ту-22М3) и двумя бомбодержателями МБД-3-У6-68Ш в нижней части фюзеляжа. В отличие от Ту-134УБЛ оснащался контейнером И-098 — имитатором крылатой ракеты Х-22М для отработки захвата цели. Максимальная боевая нагрузка составляет 8 ОФАБ-100-120. Переделан из Ту-134УБЛ в единственном экземпляре в 1983 году. После распада СССР достался Украине.
Ту-134УБКМ Конвертация Ту-134УБЛ для подготовки экипажей Ту-22М авиации ВМФ России. В 1996 году на АРЗ № 20 в г. Пушкин был переделан первый Ту-134УБЛ. В 1999 году было переделано ещё несколько «УБЛов».

ЛТХ
Экипаж: 4 человека
Количество курсантов: 12 человек
Длина: 41,92 м
Размах крыла: 29,01
Высота: 9,14 м
Площадь крыла: 127,3 м²
Масса пустого: 29 000 кг
Масса топлива: 14 400 кг
Масса полезной (боевой) нагрузки: 8200 кг
Нормальная взлётная масса: 47 600 кг
Максимальная взлетная масса: 49 000 кг
Двигатели: 2 × ТРДД Д-30 3-й серии
Тяга максимальная: 2 × 6800 кгс (66,7 кН)
Максимальная скорость:
Крейсерская скорость: 890 км/ч
Практическая дальность без дозаправки: 2300 км (с нагрузкой 5000 кг)
Боевой радиус:
Продолжительность полёта:
Практический потолок: 11 800 м
Скороподъёмность:
Длина разбега/пробега: 2150/1980 м
Tags: 2019, музей дальней авиации, парк победы, саратов, ту-134, ту-134убл, энгельс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments