igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Технический музей в Шпеере: сельскохозяйственный самолет PZL-Okecie PZL-106BR Kruk.

Продолжаем осмотр экспонатов музея техники в Шпеер. Сегодня посмотрим на самолет PZL-106 Kruk (Ворон). Это польский сельскохозяйственный самолет разработанный и построенный компанией WSK PZL Warszawa-Okęcie (позже PZL "Warszawa-Okęcie" и сейчас EADS-PZL). Первый полет его прототип совершил 17 апреля 1973 года. Строился с 1976 года и вроде как до сих пор. Построено более 275 самолетов.

Technik museum Speyer-Технический музей в Шпеере.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это PZL-Okecie PZL-106BR Kruk с регистрационным номером SP-ZBH и заводским C/N 07810145. На самолете установлен двигатель PZL-Rzeszow PZL-3S Radial.


В начале 1972 года началась разработка нового сельскохозяйственного самолета - расчалочного низкоплана с Т-образным оперением, неубирающимся шасси с хвостовой опорой и закрытой одноместной кабиной. PZL-106 Kruk(ворон) был спроектирован Andrzej Frydrychewicz как последователь PZL-101 Gawron (ворона). Работа над проектом велась в то время, когда авиационная промышленность занималась производством реактивного сельскохозяйственного самолета М-15. Проектировщики взяли за образец такие самолеты, как Piper PA-25 Pawnee.


Прототип P.Z.L.106 поднялся в воздух 17 апреля 1973 года, за ним последовало еще пять прототипов, на одном из которых был установлен такой же двигатель Avco Lycoming IO-720 мощностью 400 л. с, а на остальных - радиальные двигатели P.Z.L.3S, которые ставились позже и на серийные машины. Последние две машины из серии стали прототипами PZL-106A. Прототип с P.Z.L.3S впервые вылетел 25 октября 1974 года. Двигатель PZL-3S(Lit-3) это польская лицензионная версия АИ-26.


Серийный выпуск первой модификации P.Z.L.106A Kruk начался в 1976 году. От прототипов он отличался обычным хвостовым оперением и более вместительным баком для химических реагентов. На P.Z.L.106AR ставился двигатель P.Z.L.3SR с воздушным винтом увеличенного диаметра. Серийное производство началось на заводе PZL в 1976 году. С 1976 по 1983 год на самолете были испытаны различные силовые агрегаты.


Прототип P.Z.L.106AS получил двигатель АШ-621Р мощностью 1000 л. с, который собирала по лицензии компания PZL (после испытаний данным двигателем переоснастили и 60 ранее построенных самолетов P.Z.L.106A).
Как итог, серийно поршневой PZL-106 выпускался в трех версиях: PZL-106A с двигателем PZL 3S и винтом US 132000, PZL-106AR с двигателем PZL-3SR и винтом US 133000, и PZL-106AS с двигателем Asz-62IR (1000 л.с./736 кВт) и винтом AW-2-30.


Модификация P.Z.L.106AT Turbo-Kruk с ТВД Pratt & Whitney Aircraft of Canada PT6A-34AG мощностью 760 л. с. выполнил первый полет 22 июня 1981 года.


В 1981 году было разработано новое крыло типа B с измененным профилем, более короткими обтекаемыми распорками, закрылками с электроприводом и встроенными топливными баками. Прототип P.Z.L.106B с крылом увеличенного размаха впервые поднялся в воздух 15 мая 1981 года. В 1982 году P.Z.L.106B/BR сменили в серии модификации варианта P.Z.L.106A. PZL-106 с крыльями такого типа и двигателями PZL-3SR и ASz-62IR выпускались с 1982 года как PZL-106BR и PZL-106BS соответственно.


В 1989 году была построена турбовинтовая версия на базе чешского двигателя Walter M-601 (600 л.с./442 кВт), она называлась PZL-106BT-601 (это был первый польский турбовинтовой самолет). Было построено 10 самолетов в 1986–1988 годах.


В 1981 году была разработана противопожарная версия со специальным насосом и бункером для специальных веществ.


Другой интересной версией был учебный самолет, в котором бункер разделили на две части, в верхней разместилась кабина для инструктора, а в нижней части остался бункер (объемом 300 литров) для жидких химикатов. Такое решение позволило обучать пилотов с выполнением опыления на одном и том же самолете.


В последующие годы А. Фридрихевич разрабатывал целые семейства многоцелевых самолетов, в том числе даже бронированный вариант. Производство прекратилось в конце 1980 годов, но возобновилось в 1995 году. Всего было изготовлено 147 самолетов A, AR, AS плюс 126 BR, BS и 32 в версии BT. 102 PZL-106 трудились в бывшей ГДР, 72 - в Польше, а остальные самолеты - в Южной Америке. В Польше этот тип уже выведен из эксплуатации.


Последним вариантом, в 1998 году, был PZL-106BTU-34 Turbo Kruk с двигателем Pratt & Whitney PT6A-34AG. Оба варианта турбовинтового двигателя имеют более высокое хвостовое оперение, а BTU-34 отличался рестайлинговым носом, увеличенным топливным баком (780 л), пересмотренной компоновкой кабины и улучшенными характеристиками.


Всего было выпущено 266 PZL-106. Производство было возобновлено в 1995 году, и с 2007 года производитель EADS предлагает PZL-106BT (переименованный в PZL-106BT-601) с Walter M601-D1, а PZL-106BTU-34 с двигателем PT6A-34AG в настоящее время предлагаются производителем -PZL. К настоящему времени выпущено ограниченное количество турбо-круков.


Variants
PZL-106 прототип, первый полет 17 апреля 1973.
PZL-106A базовый серийный вариант с 441 kW (591 hp) PZL-3S радиальным двигателем, строился в 1976–1982
PZL-106AR прототип с PZL-3SR двигателем с редуктором, первый полет 15 ноября 1978
PZL-106AT Turbo Kruk прототип с Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG турбовинтовым двигателем, первый полет 22 июня 1981
PZL-106AS вариант с 736 kW (987 hp) PZL ASz-62IR двигателем, первый полет 19 августа 1981
PZL-106B улучшенный серийный вариант с модернизированным крылом и более короткими стойками, двигатель PZL-3SR, первый полет 15 мая 1981, строился в 1984–1988
PZL-106BS прототип с двигателем PZL ASz-62IR, первый полет 8 марта 1982
PZL-106BT-601 Turbo Kruk серийный вариант с турбовинтовым 544 kW (730 hp) Walter M601D-1, первый полет 18 сентября 1985
PZL-106BTU-34 Turbo Kruk серийный вариант с турбовинтовым 560 kW (750 shp) Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG, первый полет в 1998. Еще летает в Аргентине.


ЛТХ:
Модификация PZL-106A
Размах крыла, м 14.80
Длина самолета,м 9.10
Высота самолета,м 3.30
Площадь крыла,м2 28.40
Масса, кг
пустого самолета 1575
максимальная взлетная 3000
Тип двигателя 1 ПД PZL-3S
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 211
Крейсерская скорость, км/ч 154
Практическая дальность, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин 240
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1000 кг груза



ЛТХ (PZL-106BR)
Экипаж: 1, пилот
Capacity: 1 seat for mechanic (optional) / 1,300 kg (2,900 lb) / 1,400 l (370 US gal; 310 imp gal) hopper for chemicals
Length: 9.25 m (30 ft 4 in)
Wingspan: 14.9 m (48 ft 11 in)
Height: 3.32 m (10 ft 11 in)
Wing area: 31.69 m2 (341.1 sq ft)
Airfoil: NACA 2415
Empty weight: 1,790 kg (3,946 lb)
Max takeoff weight: 3,000 kg (6,614 lb) and max landing weight
3,450 kg (7,610 lb) (restricted category)
Fuel capacity: 560 l (150 US gal; 120 imp gal) in two integral wing tanks with an optinal 390 l (100 US gal; 86 imp gal) auxiliary tank in the hopper compartment
Powerplant: 1 × PZL-3SR 7-cylinder air-cooled geared and supercharged radial piston engine, 450 kW (600 hp)
Propellers: 4-bladed PZL US-133000 constant-speed propeller
Performance

Maximum speed: 215 km/h (134 mph, 116 kn) at sea level
Operating speed: 150–160 km/h (93–99 mph; 81–86 kn) with max chemical load
Stall speed: 100 km/h (62 mph, 54 kn)
Never exceed speed: 145 km/h (90 mph, 78 kn)
Range: 900 km (560 mi, 490 nmi) with max standard fuel
Rate of climb: 3.8 m/s (750 ft/min)
Wing loading: 108.86 kg/m2 (22.30 lb/sq ft) (restricted category)
Power/mass: 0.0777 hp/lb (0.1277 kW/kg) (restricted category)
Take-off run: 250 m (820 ft) (with agricultural equipment)
Landing run: 200 m (660 ft) (with agricultural equipment)


Фото 156.


Tags: 2019, pzl-106, technik museum speyer, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments