igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Толгский женский монастырь 8 и 9 мая 2019 года.

Во время нашего визита с Ил-2 в Ярославль на Парад Победы, нам устроили замечательную экскурсию в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Здесь я собрал фотографии, которые разрешили мне делать во время экскурсии.

Парад Победы в Ярославле 9 мая 2018 года и 2019 года.


Толгский Ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богоро́дицы монастырь — женский монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви, расположенный в Ярославле на левом берегу Волги.
Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором (в схиме Трифоном) на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толги. В 1987 году после почти шестидесяти лет закрытия вновь открыт как женский.


7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 вёрстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении образа Божией Матери дошла до Ярославля, откуда стеклось множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню была отстроена церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освятил её во имя Введения во храм Богородицы, внёс в неё образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же установил всегдашнее празднование явлению её в восьмой день месяца августа. В тот же день Прохор благословил при сей церкви быть монастырю и определил в него настоятеля-игумена.


Мозаика над входом в монастырь.


Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл) языках означает «птичье перо».


За стенами монастыря располагаются хозяйственные постройки.


За стенами монастыря.
В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.
В 1609 году в Смутное время поляки убили иноков Толгского монастыря[1]
В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм.
В 1654 году — второе спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построен Никольский храм, а в 1681—1683 годах — Введенский собор.
В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.


Памятная доска.


В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Тучков.
В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов). В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.
В 1893 году на территории монастыря была построена часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил император Николай II с семейством.
В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею в монастыре были проведены большие ремонтные и реставрационные работы под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).


Еще одна памятная табличка на Спасском храме, который во время Отечественной войны 1812 года был отдан под лазарет.


В 1928 году Толгский монастырь был закрыт советскими властями.
В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.
В 1988 году мощи Игнатия (Брянчанинова), обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.
В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Тучкова (Тучкова 1-го).
В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.
С 24 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в монастыре пребывали икона, частица мощей и ковчег с башмачками святителя Спиридона Тримифунского, которые были доставлены в монастырь с Корфу.


Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная). Построена в 1893 году на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.


Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)
Построен в конце XVII — начале XVIII века. Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.


Элементы храма.


Свято-Введенский собор, построен в 1681–1683 годах. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 года (большей частью восстановлена). Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.


Мы еще поднимемся на эту колокольню.


В монастыре 160 монашек если я правильно понял и это по этому критерию самый крупный женский монастырь в России.


Деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя был построен в середине XVI века после посещения монастыря Иоанном Грозным. В числе подарков, сделанных царем в благодарность за исцеление у Толгской иконы, был Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона стала святыней монастыря и почиталась как чудотворная.


В монастыре разводят Мейн кунов и они тут чувствуют себя вольготно.


Небольшой, одноэтажный каменный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя поставили в 1710 годах. В убранстве его фасадов использовали лепнину и скульптурные элементы. Купол храма увенчан девятью главами: одной большой и восьмью маленькими.
Первоначально на южной стороне храма был устроен придел в честь Воскрешения праведного Лазаря. В 1793 году он был упразднен по ветхости, а в 1798 году усердием графа А. И. Остермана возобновлен и освящен в честь святителя Димитрия Ростовского.
К церкви с западной стороны был пристроен двухэтажный корпус, который называли больничным: в нем с 1757 года жили нуждающиеся в уходе отставные офицеры. В 1798 году здесь разместилась монастырская больница.


Мешаем мы его жизни спокойной явно:-))


В 1806 году в Спасском храме расположились классы Ярославской духовной семинарии, а позднее — уездно-приходского училища. В 1836 году обветшавший больничный корпус вернули монастырю. При ремонте здания второй этаж был разобран.
В 1880 году Спасский храм реконструировали, пристроили к нему новое крыльцо. С 1888 года здесь находились подсобные службы: трапезная, кухня, посудная, хлебопекарня.
В 1911 году в храме был произведен ремонт — стены покрашены масляной краской, каменные полы заменены деревянными, купола покрыты алюминием. В церковь вели два входа — парадный и обыденный, со стороны больничных палат.


Колокола.


На месте погребения сорока шести иноков, погибших от рук польских завоевателей в 1609 году, долгое время стоял памятный камень. Братскую могилу посещали паломники и увозили отсюда горстки земли, считая ее святой.
На средства наместника монастыря архимандрита Германа (Ханова), и насельников в 1893 году над братской могилой была установлена часовня.


В 1911 году ее расписали и пробили в стенах два окна. Внутри находилось распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. На мраморных плитах написаны имена погибших братьев.
В летнее время в часовне служат панихиды, в зимнее - в Крестовоздвиженском храме.


Вдоль аллей расположены стенды, которые рассказывают об истории монастыря.





Фото 29.


Некрополь на территории монастыря.


В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: "Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского".
В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.
Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.


По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его "подняли" на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.
В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.
К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.


Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и - в составе артели Гурия Никитина - церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.
Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.
Среди других известных имен - Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные - молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.


В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это "новаторство" с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что "... власть духовная преболе светской есть".
В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 - алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей


Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам "Отче наш" и "Символ веры"; пятый описывает "Страсти Христовы", шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из "Сказания...".
В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы - "по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде". Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.


И еще стенды с историей.


Схема расположения зданий монастыря.


И их названия.


Стенд рассказывает о делах монахинь.


И о праздниках.


В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются "по тем же чертам". Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.
"Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции", - к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.


Вид на другой угол монастыря.


Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)


И снова Свято-Введенский собор: под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.
В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.


В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: "Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости..."
Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.


Специалисты "Ярреставрации" в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.
В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.
7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.
В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.


Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.
В 1996 году между трестом "Ярреставрация" и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.


В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача - максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.


В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма. 25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.


Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
Построен в 1672 году. Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца. Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.


Во второй половине XVII века при возведении каменной ограды был построен парадный въезд в монастырь - Святые ворота. Со стороны Волги к проезду примыкали две круглые башни. При игумене Гордиане на средства ярославских купцов Семена и Ивана Матвеевых-Сверчковых в 1672 году строительство ворот с надорванным храмом было завершено. В 1684 году на пожертвования Н. Я. Львова была сделана южная пристройка к воротам. В 1691 году, когда артель художника расписывала Введенский собор, украсили живописью и стены ворот.


На втором этаже над сводчатым проездом ворот располагалась квадратная в плане одноглавая Никольская церковь, состоявшая из основного помещения, трапезной и алтаря.
В XVIII веке переделали окна храма, изменили облик фасадов. В 1815 году первоначальное шатровое завершение заменили на шестигранное со шпилем. В церкви был позолоченный пятиярусный иконостас. Во время пребывания в монастыре архиереев храм была домашним при архиерейских кельях.
С конца 1920 годов церковь использовалась для нужд новых хозяев монастыря, в 1930 годах - под жилье. Проезд со стороны Волги был заложен кирпичом. В нем устроили гараж.


В 1990 годах Никольский храм восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него были переданы Ярославским музеем-заповедником.


Арку Святых ворот расписала бригада мастеров А. Сурикова, реставрацию сохранившихся фрагментов стенописи выполнили специалисты ООО ЯХМ "Реставратор".
Никольский храм освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 16 мая 1997 года.


Во время реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарной стене появилось изображение семьи последнего императора России - Николая II, выполненная к ее канонизации.


А мы позже пойдем сюда.


Элементы Свято-Введенского собора.


Мозаика


Здесь так же есть стенды с новейшей историей монастыря.


И с архивными фотографиями.


Фото 63.


Фото 64.


Во всем видна женская рука. если я правильно понял, то и мужчины тут тоже могут работать, но проживают они за пределами монастыря.


И ведь это еще не распустилось в полную силу...


Табличка на Никольском храме.


Деревянная часовенка.


А мы выходим через врата к реке.


Дальше с этой стороны стены мирская жизнь.


Вход в монастырь.


Мозаика


И еще


И элементы лепнины у ворот, где в сове время устроили гараж:-((


А мы идем в собор...


Спасский храм.


Оглядываемся с первого яруса колокольни.


Купола Свято-Введенского собора.


Колокол и лестница на следующий ярус.


Вид сверху на надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая


Фото 87.


Вид сверху на Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)


Крупнее


Пруд с черными лебедями.


Хозяйственные постройки за стенами монастыря.


Колокола.


Общая фотография экскурсантов: Владимир Барсук, Артем Попов, Светлана Капанина,..., Михаил Скворцов и ваш покорный слуга...


Фото 98.


Мы все выше и выше...


Река совсем рядом. На следующий день мы смогли полетать над монастырем.


Тут бы расчистить выход к реке...


Чуть левее кедровая роща.


Крест над куполом Свято-Введенского собора.


Фото 108.


Убранство собора внутри.


Мозаика над выходом в кедровую рощу.


И по бокам от выхода...


Фото 115.


Памятная табличка...


Под завершение нашего визита стало темнеть и пошел дождь. Но мы не могли пройти мимо черных лебедей, которые живут на пруду.


Фото 120.

Я надеюсь, что судьба еще не раз приведет меня в сию обитель...


Tags: 2019, монастырь, ярославль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments