Берлин

Мадрид
Технический музей Берлина (Deutsches Technikmuseum Berlin (DTMB)).
Museo del Aire,Мадрид(Испания).
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет это Klemm L-25B с регистрационным номером F-PCDA (ранее D-1611, TS-AAB, EZ-AAB) и заводским 138. Ранее самолет выставлялся в терминале аэропорта Tempelhof.

Наряду с известными английскими учебными самолётами компании Miles в середине 1920-1930 годов большим успехом пользовались самолёты немецкой компании Klemm. Одна из наиболее успешных моделей L-25 появилась в 1928 году. Её конструкция основывалась на более раннем варианте L-20 и представляла собой цельнодеревянный двухместный низкоплан с неубираемым шасси. Первый прототип L-25 оснащался двигателем Mercedes мощностью 25 л.с., однако на последующих вариантах сменили по крайней мере шесть типов двигателей.

На самолёте устанавливали двигатели Salmson, BMW, Gipy Poorboy, Siemens, Argus и Hirth HM-60R. Для серийного производства наиболее подходящими признали 100-сильные двигатели, с которыми и стал выпускаться самолёт. До 1939 года собрали 600 экземпляров L-25, часть которых экспортировали во многие страны мира. Самолеты оставшиеся в Германии находились как в частных руках, так и в учебных авиашколах Luftwaffe, где они использовались как самолёты начальной подготовки.

Затем Klemm выпускает удлиненный и усиленный вариант L-26, вариант L-27 с увеличенной передней кабиной, L-28 для высшего пилотажа, оснащенный двигателем Siemens Sh 14a мощностью 150 л.с., и вариант L-30, подобный сериям L-25/L-26, но предназначенный для самостоятельной сборки в аэроклубах.

В 1933 году была основана компания British Klemm Aeroplane Company для строительства этого самолета в Великобритании. Британский прототип впервые совершил полет в ноябре 1933 года, и отличался тем, что некоторые части конструкции были усилены в соответствии с нормами летной годности Великобритании.

По конструкции самолет представлял свободнонесущий низкоплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой рулевых поверхностей, и имел складывающиеся крылья, две тандемные открытые кабины пилотов, неубирающееся шасси с хвостовым костылем и надежный двигатель малой тяги.

Первоначальная серийная версия получила обозначение British Klemm L.25C 1A Swallow (ласточка). Прототип и еще пять самолетов имели поршневой двигатель British Salmson A.D.9 мощностью 85 л.с., все остальные, за исключением одного, получили радиальный двигатель Pobjoy Cataract II мощностью 85 л.с.

После того, как были построены первые 28 самолетов, то конструкция крыла, стабилизатора, киля и руля направления приобрела угловатые очертания. В это время компания изменила свое название на Aircraft Manufacturing Company, в результате чего British Klemm L.25C 1A Swallow была переименован в British Aircraft Swallow 2. Более 100 самолетов были построены с двигателями Pobjoy Cataract III мощностью 90 л.с. или Blackburn Cirrus Minor 1 с такими же характеристиками.

Было изготовлено около 30 различных модификаций Kl 25, которые оснащались двигателями мощностью от 32 до 70 кВт (от 43 до 94 л.с.). Фюзеляж был покрыт фанерой.

В зависимости от модели, вес самолета составлял от 620 до 720 кг (от 1367 до 1587 фунтов), а его размах крыла составлял от 10,5 до 13 м (от 34 до 43 футов). Скорость на взлете 50 км/ч (31 миль/ч), а максимальная скорость составляла от 150 до 160 км / ч (от 93 до 99 миль/ч).

По сравнению с аналогичными самолетами того времени конструкция была очень простой, и это сделало его очень популярным. Согласно рекламным проспектам, только 25% мощности двигателя было необходимо для поддержания полета самолета по сравнению с бипланами того периода, которые требовали 50% мощности двигателя.

Около 600 самолетов было построено в Германии в период с 1929 по 1936 год. Они использовались в различных организациях летной подготовки, с колесами, лыжами или поплавками. 15 самолетов было продано Великобритании до Второй мировой войны, плюс еще 28 были построены British Klemm Airplane Company как B.A. Swallow. Производство в Соединенных Штатах осуществлялось компанией Aeromarine-Klemm, которая пользовалась умеренным успехом, а также развивала модели для американского рынка в отрыве от материнской компании. Всего в США построили около 120 самолетов.

Museo del Aire Klemm L25b I с регистрационными номерами 30-22 (бывший D-ENAF) и заводским 277. Этот самолет был построен в 1931 году и на нем летал ас первой мировой войны Ernst Udet. Самолет попал в коллекцию музея в 1997 году вскоре после того, как он был окончательно списан и с тех пор самолет демонстрируется в музее в ливрее первых испанских L-25.
В Испании в период с 1929 по 1932 года летало 5 подобных самолетов. Первый самолет прибывший в страну после вооружения использовался в в Национальных силах под номером 30-22, в то время как остальные четыре самолета использовались в Республиканских ввс в качестве учебных.
Модификации:
Германия:
L 25 a строились с 1927 по 1929, с двигателем Daimler F 7502 (22 PS)
L 25 I строились с 1928 по 1929, с двигателем Salmson AD.9 (45 PS)
L 25 Ia
L 25 IW
L 25 b постройки 1931, с двигателем 22 PS Daimler
L 25 b VII постройки 1931, с двигателем Hirth HM 60 (60 PS)
L 25 d II постройки 1933, с двигателем Siemens Sh 13 (88 PS)
L 25 d VII с двигателем Hirth HM 60 R (80 PS)
L 25 IVa с двигателем Armstrong Siddeley Genet
VL 25 Va: трехместный вариант, с закрытой кабиной, с рядным двигателем Argus As 8 (103 PS/75.7 kW)
L 25 Ve (как L 25E) для Europa Rundflug 1930
L 25E(L 25 Ve) специальный вариант для соревнований (E значит для Europa Rundflug 1930), с закрытой кабиной, уменьшенным размахом крыла, с рядным двигателем Argus As 8 (103 PS / 75.7 kW)[5]
Великобритания:
British Klemm Aeroplane Company B.K. Swallow
British Aircraft Manufacturing Co. B.A. Swallow II
США:
Aeromarine-Klemm AKL-25
Aeromarine-Klemm AKL-26
Aeromarine-Klemm AKL-27
Aeromarine-Klemm AKL-60
Aeromarine-Klemm AKL-70
Aeromarine-Klemm Model 70 Trainer
Фото 63.
И еще
ЛТХ:
Модификация L-25 I
Размах крыла, м 13.00
Длина, м 7.70
Высота, м 2.00
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 290
нормальная взлетная 500
Тип двигателя 1 ПД Salmson AD 9
Мощность, л.с. 1 х 40
Максимальная скорость , км/ч 140
Крейсерская скорость , км/ч 125
Практическая дальность, км 450
Практический потолок, м 6500
Экипаж 2