Речь идет пока о двух технологиях: специальные радары используемые ныне для беспилотных автомобилей и способных распознавать препятствия и flir камеры, работающие в нескольких диапазонах и позволяющие видеть в тумане, осадках, ночью и тп....
Пытаюсь представить все ситуации в которых эти технологии могли бы оказать помощь и прикинуть требования для того, чтобы эта помощь пришла вовремя. Яизложу свое видение и было бы очень здорово узнать ваше мнение?
Начнем пожалуй с выруливания на полосу. Не думаю что на этих этапах пилоту самолета может понадобиться помощь датчиков препятствий: своеобразный парктроник. Скорости на рулении маленькие и делается все визуально, обычно пилот может видеть все потенциально опасные части своего самолета...Помешать это не помешает, но и не сильно нужно. С друой стороны если бы на самолете с хвостовым колесом у вас была бы фронтальная камера пусть и не сочень хорошим разрешением, то это позволило бы передвигаться по перрону более безопасно. Но тоже не первой необходимости вещь.
Итак, мы заняли предварительный и следом исполнительный.
Время взлетать. Скорости и размеры небольших аэродромов почти при любой погоде, когда мы решимся взлетать, позволяют визуально наблюдать за ними. Здесь эти технологии также не являются жизненно важными.
Мы конечно может еще вспомнить например о взлете с неподготовленной площадке, но там сигнал о появившемся препятствии скорее нам помещает и отвлечет, нежели поможет тк обычно на этом этапе если ты неправильно выбрал направление взлета, то быстро отклониться ты не сможешь... И скорее всего сигналов будет много и они будут путать. А вот тут flir камера бы пригодилась, тк вы сможете увидеть препятствия в темноте, тумане и осадках?
Взлетели, начинаем набор. Если вы набираете высоту визуально, то вам ничего не нужно. Но если вы сразу после взлета переходите на полет по приборам, то тут следующая ситуация:
могут быть всякие вышки и тп вещи, высоковольтки у ВПП и в принципе сигнал о препятствии вам бы не помешал. Вопрос на каком расстоянии и как это должно отражаться? При скоростях в 200 км в час, это где то 50-60 м в сек, вам нужно как минимум пару тройку секунд, а то и больше, что принятия правильного решения. Тут наверное надо это делать опять это в комплексе с flir камерой. И эта камера должна давать обстановку как минимум на 500 метров, но лучше на 1000, и идеально на 2000.
При полете по приборам на высотах свыше 200 метров сигнал о препятствиях не нужен тк такой высоты препятствия редки и обычно известны, но если они будут, то это хорошо. При таком полете неплохо иметь flir камеру тк она будет по опыту показывать горизонт и этот горизонт будут отрабатывать все время быстро и правильно. Такой горизонт будет и ночью и в сму.
При полетах на высотах ниже 200 метров, над руслами рек и лесными просеками было бы очень удобно иметь сигнализатор о препятствиях в виде проводов. Они как правило не видны, видны лишь вышки. Сами провода визуально выявляются пилотом метров за 10-20 и обычно он не успевает принять нужное решение и уйти от столкновения. Если самолет летит по прямой то желательно иметь информацию о препятствии в виде провода впереди в достаточно узком луче в 20-30 градусов вперед плюс информация о том выше или ниже или на одной высоте и все это минимум за 200 метров, а лучше еще дальше.
При интенсивном маневрировании у земли может возникать в этом случае масса сигналов о препятствиях в виде деревьев, земли и прочих ненужных вещей, которые скорее всего собьют с толку пилота и он перестанет обращать внимание на них.
Как в такой ситуации поможет flir камера я не знаю...
И наконец заход на посадку.
Здесь помощь от датчиков препятствий минимальна. Обычно если мы заходим на известную площадку, то мы знаем и о всех препятствиях. Столкновения такого рода на мой взгляд очень редки. Тут опять же можно вести скорее речь о flir камере, которая при недостаточной видимости визуальной и полете по приборам, ночью, на неосвещенных площадках, помогла бы пилоту осуществить посадку. Именно на ее мониторе было бы видно горизонт и все препятствия на полосе и саму полосу. Но надо чтобы видимость с этой камерой составляла не менее 500 метров для очень тренированных пилотов и от 1000 до 2000 для обычных.
В общем мой вывод: для малой авиации радар препятствий скорее всего не будет пользоваться спросом в силу своей бесполезности. А вот Flir камера при нормальной цене могла бы сильно помочь пилотам. Правда в любительской авиации часто средства подобного рода лишь толкают пилотов на слишком смелые действия в плохих условиях, в которые они бы не полезли не имея такой помощи....