
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это самый первый прототип Lockheed XP-80 с номером 44-83020. Он впервые поднялся в воздух 8 января 1944 года. Прототип получил турбореактивный двигатель de Havilland Halford НВ.1B Goblin тягой 10,94 кН. Последующие два предсерийных прототипа XP-80A оснащались двигателями General Electric I-40 тягой по 17,79 кН. Машины были больше и на 25% тяжелее предшественника, а также имели перепроектированные воздухозаборники и топливные баки на законцовках крыла.

Lockheed в 1943 году было предложено построить один истребитель под двигатель Н.1 В, закупленный в Англии. Клэренс Джонсон вместе с Вилльямом Рэлстоном и Доном Пэлмером создали небольшую команду из 23 инженеров. Группу из 105 рабочих возглавил Вирек, за аэродинамику отвечал Бимэн, летные испытания - Торен. Режим работы был установлен - 10 часов в день при шестидневной рабочей недели.
Группа, запертая в специально построенном здании недалеко от аэродинамической трубы "завода В-1", в короткий срок и в режиме глубокой секретности вела разработку и постройку опытного ХР-80. Конструкторы выбрали крыло ламинарного профиля с минимальным удлинением. Самолет имел обычное оперение и трехстоечное шасси с носовым колесом. Двигатель Halford Н.1В получил воздухозаборники в корне крыла. Сопло двигателя выходило в самый хвост самолета. Пилот сидел в гермокабине под каплевидным фонарем. Вооружение состояло из пяти 12,7-мм пулеметов, смонтированных в носовой части.
Уже 20-22 июля 1943 года была проведена макетная комиссия ХР-80. Комиссия рекомендовала 18 более-менее крупных доработок, и уже началась сборка первого ХР-80 ( 44-83020). Учитывая высокий приоритет работ, изготовление опытного ХР-80 продвигалось очень быстро. Для экономии времени гермокабину на него решили не ставить. Однако возникли трудности с турбореактивным двигателем, так как англичане не могли поставить вовремя даже нелетный образец. В результате Lockheed для сборки самолета и первых испытаний была вынуждена использовать его деревянный макет.
Первый двигатель был поставлен только 2 ноября 1943 года после многочисленных проволочек и задержек. Хотя двигатель был нелетным, его уставили на ХР-80, после чего самолет отвезли из Бербанка на базу Мюрок. 16 ноября 1943 года ХР-80 был формально принят армейскими ВВС США спустя всего 143 дня с момента подписания контракта.
Летный двигатель Halford был поставлен на Lockheed в середине ноября 1943 года. Турбореактивный Halford Н.1В производства de Havilland развивал на стенде максимальную тягу 1362 кг при 10500 оборотах в минуту и статическую тягу 1116 кг при 9500 оборотах. 17 ноября 1943 года Н.1В был впервые опробован на ХР-80 для проведения наземных испытаний. В результате включения произошло разрушение обоих каналов воздухозаборников самолета. Двигатель, получивший в результате аварии небольшие повреждения, решено было обследовать, в результате чего была обнаружена большая трещина в компрессоре, что было связано не с аварией, а с усталостным разрушением. Двигатель эксплуатировать было нельзя. В ожидании нового двигателя каналы воздухозаборников были усилены. Новый двигатель был получен 28 декабря 1943 года и тут же установлен на ХР-80. Через пару дней, в канун нового года, двигатель на прогоне показал полную мощность. Наконец-то самолет был готов для первого полета.
Впервые ХР-80 поднялся в воздух 8 января 1944 года под управлением летчика-испытателя Майло Берхэма. Полет был прерван через пять минут после того, как пилоту не удалось убрать стойки шасси. Кроме того выявилась излишняя чувствительность элеронов. Самолет быстро отремонтировали, и Майло снова взлетел. В течение 20 минут полета Майло проверил самолет на скороподъемность, срывные характеристики, прокрутил бочки, сделал несколько "горок". Только на посадке произошла небольшая неприятность - не полностью выпустились закрылки. К 15 января 1944 года уже было выполнено пять полетов с налетом в 1,67 часа.
17 января 1944 года был взят "тайм-аут" на десять дней для доработок самолета. Проблемы решались одна за другой: "обрубленные" законцовки крыла и стабилизатора были заменены на скругленные; зализы в корне крыла получили острую переднюю кромку; V-образность стабилизатора была увеличена на полтора градуса.
Позже наш ХР-80 был передан 412-й истребительной группе для войсковых испытаний - 12 февраля 1944 года самолет поднял в воздух капитан Лайен. ХР-80 стал первым американским самолетом, превысившим рубеж скорости 800 км/ч. К 29 марта 1944 года самолет имел уже до 20 часов налета. В апреле провели стрелковые испытания, отстреляв из пулеметов до 1200 патронов на ствол в четырех полетах. Совместные испытания с армией были завершены 13 апреля 1944 года.
ХР-80 включили в состав Тактического командования и перегнали на Чаньютфилд в Иллинойсе, где его использовали в основном в качестве демонстрационного образца и проводили на нем отдельные испытания. 8 ноября 1946 года ХР-80 был передан в экспозицию Смитсонианского института. В 1978 году самолет прошел восстановительные работы, но потом еще долго оставался в мастерских, ожидая подготовки подходящего места для экспонирования.

Стоит он в темном углу как не особо важный экспонат... Почему?