Результаты испытаний показали, что устанавливая Griffon на планер Mk. VIII (похожим образом Merlin-61 устанавливался на планер Spitfire Vc), можно наладить производство высотного истребителя с двигателем Griffon значительно быстрее, чем используя модель 21. Также как и Mk.V и Mk.IXC, Mk.XIV являлся переходной моделью, которая выпускалась в преддверии выпуска окончательной модели Mk.XVIII. В результате оказалось, что переходная модель Mk.XIV производилась и использовалась в большем количестве, чем специально проработанная под новый двигатель версия. Модель Mk.XIV использовала усиленный планер от Mk.VIII с увеличенными радиаторами. Первоначально на этой модели устанавливалось вооружение типа С (крыло типа С). Серийное производство начато в октябре 1943 года. Всего построены 957 машин.
Музей РАФ и РАФ-2
все,что у меня есть по Supermarine Spitfire
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет из музея РАФ в Хендоне: Supermarine Spitfire FR XIVe MT847/6960M, построен компанией Vickers - Armstrongs в 1944 году. Заводской номер 6S-643774. Здесь полная история этого самолета.
В начале 1943 года для испытания новых опытных двигателей выделили шесть Spitfire VIII последних серий. Их переделали под Rolls-Royce Griffon. Моторама и капот по конструкции в целом соответствовали модификации XII, хотя Rolls-Royce Griffon 61 был длиннее и тяжелее, чем Rolls-Royce Griffon II. Чтобы полностью использовать возросшую мощность мотора, установили пятилопастной винт (а на одной машине даже шестилопастной - фактически два трехлопастных, вращающихся в разные стороны). Радиаторы теперь стали симметричными. Вначале самолеты имели стандартное вертикальное оперение поздних "восьмерок", но его площадь была недостаточна для обеспечения путевой устойчивости, и конструкторы создали совершенно новый киль. В таком виде три истребителя вывели на испытания в центре ААЕЕ в Боскомб-Дауне. Они проходили весной-летом 1943 года и, хотя и сопровождались случаями отказа двигателей (две вынужденных посадки), закончились решением запустить новую модификацию в серию после небольших доработок.
К сборке Spitfire XIV ("тип 372"), как назвали новую модификацию, приступили в октябре 1943 года. Ее осуществляла целая сеть небольших предприятий в Южной Англии, размещенных в бывших складах, гаражах, цехах маленьких заводов. Серийные машины имели вертикальное оперение несколько меньших размеров и иных очертаний, чем опытные. Первые истребители получили двигатели Rolls-Royce Griffon 61, а с самолета RB 179 их сменили на Rolls-Royce Griffon 65. В ходе производства изменилось и крыло. По образцу "восьмерки" оно имело дополнительные бензобаки в передней кромке. Ранние серии несли вооружение типа С, но большая часть машин была оснащена по типу Е. Существовали истребители и со стандартными, и с укороченными для малых высот законцовками крыла. С конца 1944 года ввели пониженный гаргрот и каплевидный фонарь кабины пилота с улучшенным обзором.
С осени 1944 года часть "четырнадцатых" выпускали в варианте тактических разведчиков FR XIV и FR ХIVE. Сохранив все вооружение истребителя, они получили перспективный фотоаппарат F.24 на левом борту и дополнительный бензобак в задней части фюзеляжа емкостью 150 л. Всего построили 957 машин. По массовости "четырнадцатый" занимает шестое место среди различных модификаций Spitfire.
Первые истребители этого типа поступили в 610-ю эскадрилью в Эксетере в январе-феврале 1944 года. В марте они прибыли также в 91-ю и 327-ю эскадрильи. Состояния боевой готовности все три достигли в июне. Первый боевой задачей для них стало патрулирование подступов к побережью Англии в поисках самолетов-снарядов V-1. К охоте на "Фау" привлекли семь эскадрилий Spitfire XIV. Наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 крылатых ракеты. Чтобы увеличить и без того немаленькую скорость полета, несколько истребителей переоборудовали под высокосортный бензин N150 и увеличили давление наддува двигателей. Это прибавило Spitfire примерно 30 км/ч.
В операциях по прикрытию высадки в Нормандии эти самолеты не участвовали. На фронт во Францию они попали только осенью 1944 года. В конце сентября в составе 2-х тактических ВВС числились четыре (в том числе одна канадская) истребительных эскадрильи, оснащенные "четырнадцатыми". Они действовали, в основном, как высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени превосходство союзников в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми самолетами противника, кроме реактивных, Spitfire XIV атаковали любые воздушные цели. На высоте 8000 м самолет развивал в горизонтальном полете скорость 721 км/ч. Впоследствии "четырнадцатые" расправились и с несколькими реактивными истребителями противника.
Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики. Бомбовая нагрузка оставалась той же, что и у более ранних модификаций - до 454 кг. На фронте вооружение машины иногда дополняли и реактивными снарядами. В Европе воевали также четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество машин F XIV и FR XIV перед концом войны успели перебросить в Индию. Однако, все три эскадрильи, получившие эти самолеты, достигли боеготовности лишь к моменту капитуляции Японии.
На "четырнадцатом" закончил войну самый результативный летчик, воевавший на Spitfire - Дж. Джонсон. Первую победу он одержал 26 июня 1941 года над Северной Францией, сбив Bf 109. В июне 1942 года, когда он стал командиром 610-й эскадрильи на на его счету было семь с половиной вражеских машин. В марте 1943 года он принял крыло (полк) на "девятках". Через шесть месяцев у Джонсона насчитывалось 14 побед. До конца войны он побыл командиром еще нескольких крыльев и довел результат до 34 машин лично и семи в группе. Только вот на "четырнадцатом" Джонсон никого не сбил - он прибыл в новую часть в апреле.
ЛТХ:
Модификация Spitfire Mk.XIV
Размах крыла, м 11.23
Длина, м 9.96
Высота, м 3.89
Площадь крыла, м2 22.48
Масса, кг
пустого самолета 3040
нормальная взлетная 4663
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Griffon 65
Мощность, л.с. 1 х 2050
Максимальная скорость , км/ч 721
Крейсерская скорость , км/ч 674
Перегоночная дальность, км 1368
Практическая дальность, км 740
Максимальная скороподъемность, м/мин 1396
Практический потолок, м 13560
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки (280 патронов)
четыре 7.62-мм или два 12.7-мм пулемета (500 патронов)