igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К-26

Второй самолет Ту-16 в музее это Ту-16К-26 (Badger-G(mod)) дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года. Надеюсь мне предоставиться возможность как нибудь рассмотреть эти самолеты подробнее...

Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2
все, что у меня есть по Ту-16
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет в музее, это Ту-16К-26 с бортовым номером 53 и заводским №4201004, серийным (порядковым) номером: 10-04. Построен в 1954 году на КАПО. За время эксплуатации налетал 1550 часов, совершил 1122 посадок. В музее демонстрируется с учебными версиями ракет КСР-5. До 1977 года борт использовался для стажировки курсантов училища, затем был передан в музей.


Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г. Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.


В состав системы входили:
самолеты-носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5;
два самолета-снаряда КСР-5 с обычными и специальными боевыми частями, а также КСР-2 или КСР-11;
система управления "Взлет". Самолет-носитель Ту-16К-26 ("НК-26", "НК-4") обозначался в производстве как "заказ 386" и представлял собой модификацию самолета-носителя Ту-16К-11-16. Ту-16К-26 был приспособлен для использования самолетов-снарядов типа КСР-2, КСР-11 и КСР-5. Самолет мог использоваться в варианте бомбардировщика в том случае, если базовый Ту-16К-11-16 переделывался из Ту-16А. Отличие самолета Ту-16К-26 отсамолета Ту-16К-11-16 заключалось только в новом ракетном вооружении и доработках, связанных с обеспечением подвески и пуска самолетов-снарядов КСР-5. Основные изменения заключались в следующем:
установлена РЛС типа "Рубин-1КВ", которая представляла собой серийную станцию, доработанную в части введения режима обзора местности и выбора цели с помощью аппаратуры ВС-К самолета-снаряда КСР-5;
доработана система управления пуском КСР-2 и КСР-11 для обеспечения пусков КСР-5, введена аппаратура связи "Рубин-Рица";
введена система наддува в полете аппаратурного отсека самолетов-снарядов;
вместо балочных держателей БД-352 установлены БД-352-11-5.


Самолет-носитель Ту-16КСР-2-5 ("НКСР-2-5", "НК-5", в производстве - "заказ 386А") представлял собой модификацию самолета-носителя Ту-16КСР-2 и являлся носителем самолетов-снарядов КСР-2 и КСР-5. Доработка Ту-16КСР-2 в Ту-16КСР-2-5 была аналогична мероприятиям по Ту-16К-26, за исключением установки аппаратуры связи "Рубин-Рица".
Самолет-снаряд КСР-5 был разработан филиалом ОКБ-155 (МКБ "Радуга") в конце 1950 - начале 1960 годов. КСР-5 могла снаряжаться обычной боевой частью фугасно-кумулятивного действия или специальной боевой частью. Подрыв обычной боевой части происходил при встрече КСР-5 с целью, подрыв специальной боевой части осуществлялся или при встречи с целью, или на заданной высоте.


По аэродинамической схеме планер КСР-5 представлял собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом и нормальным хвостовым оперением. Фюзеляж - тело вращения большого удлинения. Крыло треугольной формы в плане, малого удлинения, со срезанными концами, тонкого симметричного профиля. Хвостовое оперение состояло из управляемого стабилизатора, работающего в режиме элевонов, верхнего управляемого киля и нижнего складывающегося фальшкиля.


На КСР-5 устанавливался двухкамерный, трехрежимный ЖРД типа С5.35 разработки ОКБ А.М. Исаева с турбонасосной подачей топлива и автоматическим регулированием режимов работы. Запуск двигателя производился автоматически через 3 с после отцепки самолета-снаряда от носителя. Для двигателя применялось самовоспламеняющееся двухкомпонентное топливо (горючее - ТК-02, окислитель - АК-27П).


Аппаратура управления, размещавшаяся на КСР-5, включала в себя бортовую систему управления БСу-7 на базе электрического автопилота, радиоаппаратуру активного самонаведения ВС-К. Для обеспечения нормальных тепловых режимов работы бортовой аппаратуры самолета-снаряда предусматривались специальные средства теплозащиты и теплосъема. В качестве источника электропитания постоянного тока в автономном полете использовались импульсные батареи одноразового действия. В качестве источника переменного тока служили электромашинные преобразователи. До отцепки питание потребителей КСР-5 осуществлялось от бортовой сети самолета-носителя. Связь систем КСР-5 с носителем осуществлялась через специальные электрические отрывные разъемы и воздушные клапаны системы обогрева специальной боевой части и наддува аппаратурного отсека.
В дальнейшем, в ходе серийного производства эти данные были значительно улучшены. Появилось несколько модификаций КСР-5 (КСР-5П, КСР-5М, КСР-5Б, КСР-5Н) по назначению, по составу оборудования и с данными, отличавшимися от базового начального варианта, а также крылатые мишени типа Д-5НМ (МВ).


Летные испытания системы К-26 начались в октябре 1964 года на двух Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5, переоборудованных соответственно из Ту-16К-11-16КС 8204022 и Ту-16КСР-2А 5202010. В январе 1967 года систему предъявили на совместные Государственные испытания, которые она не прошла ввиду неудовлетворительной точности стрельбы по морским целям. Через год К-26 повторно поступила на ГИ, до момента окончания которых (30 ноября 1968 года) два опытных ракетоносца выполнили 87 полетов с общим налетом 288 часов. Часть полетов по программе совершили другие самолеты, Ту-16К-26 4200703 и Ту-16К-10-26 1793014. По морским и наземным целям было выполнено 13 пусков КСР-5, после чего комплекс вновь подвергся усовершенствованиям. Лишь через год, 12 ноября 1969 года, Постановлением Совмина СССР No.882-315 комплекс К-26 приняли на вооружение ДА и Авиации ВМФ.


Начиная с 1969 года, на ремонтных предприятиях ВВС и Авиации ВМФ в Ту-16К-26 были доработаны 15 самолетов Ту-16К-11-16КС. В вариант Ту-16КСР-2-5-11 - один из основных ракетоносных вариантов Ту-16 - были переоборудованы 125 ракетоносцев Ту-16КСР-2-11. Внешним их отличием от Ту-16К-26 стали цельные створки грузоотсека (без следов входного люка оператора). В вариант Ту-16КСР-2-5 были доработаны 110 Ту-16КСР-2А. В отличие от Ту-16К-26 они имели коллиматорный прицел ПКИ, систему слепой посадки СП-50 и, позднее, - станции РЭП СПС-5М "Сирень". От Ту-16КСР-2-5-11 внешне эти самолеты отличались отсутствием антенны станции "Рица" на фонаре кабины штурмана и наличием носовой пушечной установки. От исходного Ту-16КСР-2А внешне Ту-16КСР-2-5 отличался антенной станции "Роговица" на фонаре кабины летчиков.


На небольшое количество Ту-16КСР-2-5-11 в 1973 году была установлена комплексная радиолокационно-оптическая система "Рубин-М", созданная на базе РЛС "Рубин-1KB" и отличавшаяся увеличенной дальностью обнаружения. После оснащения этой системой носители приобрели характерный внешний вид: штатное место установки антенны РЛС было гладким, а большой обтекатель антенны станции "Рубин-1М" располагался снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком. Из-за необходимости размещения аппаратуры новой РЛС с самолета пришлось снять топливный бак No.3. Дальность пуска КСР-5 увеличилась до 450 км. На этом варианте носителя пушечная установка ПУ-88, как правило, демонтировалась. Станция "Рубин-1М" аналогичным образом устанавливалась и на Ту-16КСР-2-5. От предыдущего варианта самолет отличался отсутствием аппаратуры "Рица".


Вслед за основным вариантом КСР-5 была создана противорадиолокационная модификация этой ракеты с пассивной головкой самонаведения, получившая обозначение КСР-5П. Самолет-носитель стал называться Ту-16К-26П, а вся система - К-26П. Ее составной частью являлась система управления и наведения Плот, состоявшая из установленной на носителе и сопряженной со станцией Рица аппаратуры разведки работающих радаров АНП-К, аппаратуры пассивного самонаведения ракеты ВСП-К, автопилота ракеты БСу-7Н.


Комплекс К-26П обеспечивал с одного захода пуск двух КСР-5П по одной цели, а также пуск двух КСР-5П по двум целям, одна из которых находилась на продольной оси самолета, другая - в секторе с углом раствора 7,5 градусов. После пуска самолет имел полную свободу маневра. Подобно обычному К-26, комплекс К-26П мог применять ракеты КСР-5, КСР-2 и КСР-11. Разработка системы К-26П велась согласно Постановлению Совета Министров СССР 123-43 от 7 февраля 1964 года. Опытный Ту-16К-26П передали на заводские испытания летом 1967 года, Госиспытания начались в апреле 1972 года, а Постановлением Совмина 643-205 от 4 сентября 1973 года система была принята на вооружение Авиации ВМФ. В 1975 году на флотских ремзаводах Ту-16КСР-2-5-11 стали переоборудовать в Ту-16К-26П.


Для применения новых ракет КСР-5М комплекс К-26П был модернизирован и получил обозначение К-26ПМ, а самолет стал называться Ту-16К-26ПМ или изделие НК-26ПМ. На нем установили аппаратуру АМП-М, служившую для сопряжения РЛС самолета с аппаратурой ракет. Вариант ракетоносца, оборудованный для индивидуальной защиты станцией радиоэлектронного противодействия ЛО07, обозначался Ту-16К-26-07.

Модификации:
Ту-16К-26 (Badger-G(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.
Ту-16К-26П (изделие НК-26П) Носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5) Носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
Ту-16К-10-26 (Badger С(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
Ту-16К-10-26Б Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.

ЛТХ:
Модификация Ту-16К-26
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37730
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
максимальная 980
крейсерская 800-850
Перегоночная дальность, км 4800
Боевой радиус действия, км 1900
Практический потолок, м 11500
Экипаж, чел 7
Вооружение: семь 23-мм пушек АМ-23
боевая нагрузка - 13000 кг в отсеке оружия
бомбы до ФАБ-9000,
2 КР класса воздух - поверхность КСР-5
Tags: 2018, монино, ту-16, туполев, центральный музей ввс, центральный музей военно-воздушных сил р
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment