?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще один МиГ-21 в коллекции Центрального музея ВВС в Мрнино, это МиГ-21бис (изд. 75 — для ВВС и авиации ПВО СССР, изд. 75А — для социалистических стран и изд. 75Б для капиталистических и развивающихся государств) (1972) — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 году.

Центральный музей ВВС в Монино
все, что у меня есть по МиГ-21
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это МиГ-21бис с бортовым номером 48 и заводским s/n: 75021148. История его мне не известна....


С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ "Союз" создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука - 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис - последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году.


Кроме нового ТРДФ доработали топливную систему, при этом найденные резервы (в основном за счет большего накладного топливного бака) позволили увеличить ее объем почти на 230 литров, что компенсировало потерю дальности из-за возросшего расхода горючего.


К чести моторостроителей, они выполнили задание. Р25-300 развивал тягу на чрезвычайном режиме - 7100 кгс, а на первом форсаже - 6850 кгс. Сохранив габариты предшественника, сухой вес двигателя возрос незначительно и не превышал 1215 кг.


В действительности тяговые характеристики Р25-300 превзошли заданные, что позволило увеличить, например, скороподъемность машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М= 0,9).


Следует отметить, что к тому времени практически все резервы планера, включая его внутренние объемы, были исчерпаны. Уровень технологии приборостроения и элементная база радиоэлектронного оборудования (авионики) не позволяли тогда существенно улучшить параметры радиолокационного прицела столь небольших размеров и расширить боевые возможности машины. Исключение составили лишь управляемые ракеты, но и здесь выбор был невелик.


В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место Р-60.


По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на "бисе" модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование, значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел "Сапфир-21"; оптический прицел АСП-ПФД-21; пилотажно-навигационный комплекс ПНК "Полет-ОИ", включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С.


На самолете сохранились помехозащищенная линия связи "Лазурь", обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления "Воздух-1"; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.


В 1972 году Горьковский авиационный завод построил первые тридцать пять МиГ-21бис, и в том же году самолет приняли на вооружение. Истребитель завоевания превосходства в воздухе МиГ-21бис по сравнению самолетами предыдущих модификаций имеет лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета приближается к соответствующим характеристикам зарубежных истребителей четвертого поколения F-15, F-16, "Мираж" 2000. ЭПР самолета близка к аналогичному параметру истребителя F-16.


С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие "75" - для ВВС и авиации ПВО СССР, "75А" - для социалистических стран и "75Б" для капиталистических и развивающихся государств. Но и здесь были вариации. Так, для ПВО машины комплектовались аппаратурой наведения "Лазурь", другие - системой слепой посадки, допускавшей заход на ВПП при облачности высотой не ниже 100 м и видимости до 1000 м.


Экспортные "бисы" комплектовались РАС "Алмаз" (видимо, доработанная ЦД-30, разработанная на НПО "Алмаз", с возможностью применения ракет Р-ЗР и Р-13М) с дальностью обнаружения цели (ЭПР = 5 м2) 14 км и автосопровождения - 10 км. Самолет допускал применение УР Р-55 и Р-60.


Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип "75Л") была Индия. Для начала туда поставили шесть самолетов этого типа и 65 комплектов агрегатов и деталей для сборки на заводе корпорации HAL в городе Насик. Хотя по другим источникам они лишь собрали 220 самолетов из комплектов поставленных из СССР.


В середине 1982 года появилось предложение о включении в состав вооружения МиГ-21бис усовершенствованных самонаводящихся ракет ближнего боя Р-60М.


На базе МиГ-21 было сделано немало летающих лабораторий для различных исследований. Не стал исключением и МиГ-21бис.


МиГ-21бис и по сей день состоит на вооружении ВВС ряда стран.


Треугольное крыло...


Хвостовое оперение.


Постепенно обходим самолет.


Общий вид сзади.


Заглянем в ТРДФ Р-25-300.


Крупнее


Теперь с другой стороны.


Общий вид справа.


Воздухозаборник двигателя.


Общий вид.


А что за выступы на конусе? Как подсказал Женя Овсянников: там не хватает детали, явно нет кольцевого обтекателя, который крепился на эти выступы и фигурный фланец серого цвета, расположенный чуть глубже. Похоже она титановая и вероятно ее сперли в 90е.


Флюгарка.


В воздухозаборник далеко не заглянешь...


И на фоне Ту-114.....

ЛТХ:
Модификация МиГ-21бис
Размах крыла, м 7.15
Длина, м 14.10
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 5460
нормальная взлетная 8726
топлива 2390
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-25-300
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 69.60
форсированная 1 х 97.10
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2175
у земли 1300
Практическая дальность, км
с ПТБ 1470
без ПТБ 1210
Максимальная скороподъемность, м/мин 13500
Практический потолок, м 17800
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1
Вооружение:
встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

Фото 134.

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow