?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самолет, который в музее на табличке обозначен как МиГ-21ПФС, на самом деле МиГ-21С (изделие 95) (1965 года выпуска), это второе поколение МиГ-21 с новой бортовой радиолокационной станцией РП-22, получившей название «Сапфир-21» или сокращённо С-21 (отсюда и литера «С» в названии модификации).
Типичным вооружением МиГа-21С стали 4 управляемые ракеты — две Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения и две Р-3Р с радиолокационной ГСН; плюс к этому гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23 под фюзеляжем на центральном пилоне.
МиГ-21С выпускался серийно в Горьком в 1965−1968 годах только для советских ВВС, всего было построено 145 самолетов (1966 – 25, 1967 – 50, 1968 – 70).

Центральный музей ВВС в Монино
все, что у меня есть по МиГ-21
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это вторая машина типа МиГ-21С (тип 95, заводской номер 95210102), построена на базе истребителя тип 94 (МиГ-21ПФМ). Ранее имел бортовой номер 92. Борт использовался для отработки подвески четырёх ракет К-13 или Р-ЗС или РС-2УС. Непонятно только почему сейчас на нем всего две точки подвески?


В 1963 году на МиГ-21ПФ установили опытный радиолокационный прицел "Сапфир-21", созданный в НПО "Фазатрон" и получивший в серийном производстве обозначение РП-22С.


Станция "Сапфир-21" по сравнению с предшественницей имела существенные преимущества. Моноимпульсный метод пеленгации, логарифмический прием в совокупности с каналом компенсации боковых лепестков обеспечили ее высокую защищенность от активных и пассивных помех. Удалось значительно снизить высоту боевого применения и упростить летчику условия обнаружения и захвата целей.


При сохранении тех же углов сканирования, что и у ЦД-30 (РП-21) дальность обнаружения целей типа бомбардировщик возросла в полтора раза и достигла 30 км. Одновременно дальность сопровождения целей увеличилась с 10 до 15 км. Увеличение дальности и зоны обнаружения создало условия для повышения вероятности наведения самолета на цель и обеспечило возможность для ее атаки на ракурсах до 3/4 .


Если летчик самолета-перехватчика, оснащенного станцией ЦД-30, пустив ракету РС-2-УС, вынужден был сопровождать ее до попадания в цель, то РАС "Сапфир-21" лишь "подсвечивала" противника, предоставив ракете Р-ЗР (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) самой определять траекторию движения. Одновременно возросла точность стрельбы по наземным целям.


Новая РЛС обеспечивала в любых метеоусловиях поиск и обнаружение воздушных целей в передней полусфере, опознавание государственной принадлежности, выбор цели, захват и ее сопровождение, выведение самолета на кривую прицеливания, вычисление и индикацию зон возможных пусков ракет Р-3С и Р-3Р, опасных зон сближения и формирование команд "пуск разрешен" и "отворот". Кроме этого РЛС во взаимодействии с оптическим прицелом АСП-ПФ-21 позволяла вести прицельную стрельбу по воздушным и наземным целям из пушек и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). По большому счету РЛС "Сапфир-21" превратилась в систему радиоуправления вооружением.


Постановление правительства о создании новой системы вооружения было подписано весной 1962 года и на эту работу отводилось чуть больше трех лет. Одновременно МКБ "Вымпел" предписывалось разработать ракету К-13М класса "воздух-воздух" с тепловой ГСН и увеличенной дальностью стрельбы.


Конструктивно аппаратура РП-22С выполнена в виде контейнера, не выходившего за обводы планера истребителя.


Заводские летные испытания опытного самолета, получившего обозначение МиГ-21С (заводской No. 0725) начались в конце 1963 года. В следующем году к ним присоединились еще два самолета No. 95210101 и No. 95210102, причем на последнем из них в очередной раз увеличили площадь киля. Отработка как "Сапфира", так и управляемых ракет затянулась и завершилась, когда полыхал пожар войны во Вьетнаме. Возможно, это обстоятельство и стало главной причиной запуска перехватчика в серийное производство, не дожидаясь окончания его государственных испытаний.


В отличие от МиГ-21ПФ, на МиГ-21С, кроме РЛС "Сапфир-21", установили накладной топливный бак большей емкости, под крылом добавили еще два узла подвески вооружения, заимствовав их от МиГ-21Р. Теперь истребитель мог нести одновременно по две ракеты Р-3С и Р-3Р. Кроме этого, допускалась подвеска неуправляемых реактивных снарядов и бомб в различных комбинациях, в зависимости от поставленной задачи. На этих же узлах могли подвешиваться и два дополнительных топливных бака (не считая подфюзеляжного). Как и на МиГ-21ПФМ, под фюзеляжем располагалась гондола ГП-9 с двухствольной пушкой ГШ-23, предназначенной для ближнего маневренного боя и поражения наземных целей.


Хотя, по сравнению с предшественником, МиГ-21С заметно потяжелел, он по-прежнему оснащался двигателем Р11Ф2С-300. Правда, была предусмотрена замена ТРДФ более мощным Р13-300 с увеличенным в полтора раза запасом газодинамической устойчивости. Р13-300 отличался не только повышенной надежностью, но и простотой обслуживания, широким бесступенчатым диапазоном режимов "форсаж" с плавным изменением тяги. Номинальная тяга двигателя составляла 3400 кгс, а на первом форсажном режиме - 6600 кгс, удельный расход топлива на номинале - 0,91 кг/кгс, сухая масса - 1134,6 кг.


Обновилось не только пилотажно-навигационное, но и специальное оборудование. Например, вместо кренового автопилота поставили АП-155, позволявший не только сохранять положение машины относительно трех осей, но и приводить ее к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса. Станция СПО-10 предупреждала об облучении самолета радиолокатором противника, а зеркала в кабине улучшили обзор задней полусферы.


Катапультное кресло КМ-1 (СК-3) обеспечивало спасение летчика во всем диапазоне скоростей и высот, включая взлет и посадку. Усиленная передняя стойка и увеличенная база заделки штока амортизатора основных опор шасси, защита ряда узлов и соединений от загрязнения, а также внешняя герметизация люков фюзеляжа обеспечивали массовую эксплуатацию самолетов даже с малоподготовленных грунтовых аэродромов. Внедрение более совершенных средств наземного обслуживания самолета значительно сократило подготовку его к повторному вылету.


Летные испытания МиГ-21С начались в 1964 году, и в следующем же году Горьковский авиационный завод выпустил первые 25 серийных машин (тип "95").


Носы семейства МиГов....


Хвостовое оперение увеличенного размера.


Женя закрывает двигатель.


Треугольное тонкое крыло.


Так себе макеты ракет:-)))


Общий вид справа.


Крупнее...


Носовая стойка.


Ниша уборки носовой стойки.


Общий вид спереди.


И чуть снизу....


Вид на носовую часть справа.


И общий вид справа.


Хвостовая часть....

Модификации МиГ-21С:
МиГ-21М (изд. 96А) (1968) — представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он также имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но у него был менее совершенный, чем РП-22С, радиоприцел — РП-21М, и соответственно вместо ракет Р-3Р на самолёт подвешивались более старые РС-2УС. Однако, в одном аспекте МиГ-21М превосходил модификацию «С»: на нём была установлена встроенная в фюзеляж пушка ГШ-23Л, так же, как и на строящемся для советских ВВС, более новом МиГ-21СМ, начавшем выпускаться в том же 1968 году (см. ниже). Самолёт строился на московском заводе «Знамя Труда» с 1968 по 1971 годы. В 1971 г. лицензия на его производство была передана Индии.
МиГ-21СН — вариант МиГ-21С, способный нести на центральном подфюзеляжном пилоне атомную бомбу РН-25 (позднее — и других типов). Литера «Н» — от слова «носитель». Выпускался серийно с 1965 года.
МиГ-21СМ (изд. 95М или тип 15) (1968) — МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300, обладавший, к тому же, увеличенным запасом газодинамической устойчивости и широким диапазоном режимов форсажа с плавным изменением тяги. Тяга без форсажа — 4070 кгс, на форсаже — 6490 кгс. По сравнению с самолётами предыдущих модификаций, имеет лучшие разгонные характеристики и скороподъёмность. Максимальная эксплуатационная перегрузка увеличена до 8,5 g.
МиГ-21МФ (изд.96А) (1969) — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт. Самолёт имел такой же двигатель Р-13-300, ту же радиолокационную станцию РП-22 «Сапфир-21» и такой же комплекс вооружения, как «СМ». Фактически, «МФ» почти не отличался от «СМ». Впервые экспортная модификация МиГ-21 ни в чём не уступала своему прототипу, предназначенному для СССР (правда, появилась на год позже). Некоторые самолёты модификации «МФ» попали и в советские вооружённые силы. МиГ-21МФ выпускался серийно на московском заводе «Знамя Труда» в 1969—1974 годах.
МиГ-21СМТ (изд. 50) (1971) — модификация истребителя «СМ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300. Машина предназначалась для Советских ВВС.
Новый двигатель Р-13Ф-300, кроме обычного форсажа, имел режим «чрезвычайный форсаж». Это позволило в полёте у земли со скоростью звука увеличить тягу на 1900 кгс по сравнению с двигателем Р13-300.
МиГ-21МТ (изд. 96Б) (1971) — экспортный вариант истребителя «СМТ» (или можно сказать, что это модификация экспортного «МФ», с увеличенным запасом топлива и двигателем Р-13Ф-300). Самолёт начали выпускать на Московском заводе «Знамя Труда» в 1971 году, однако было построено всего 15 экземпляров, да и те в конце концов попали в советские ВВС.

ЛТХ:
Модификация МиГ-21С
Размах крыла, м 7.15
Длина, м 14.10
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.00
пустого самолета
нормальная взлетная 8150
топлива 2320
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс 1 х 6175
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2230
у земли 1300
Практическая дальность, км
без ПТБ 1240
с ПТБ 1610
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж 1
Вооружение: 23-мм пушка ГШ-23Л
четыре УР К-13 или Р-ЗС или РС-2УС
контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23 или ПУ НАР С-24


Двигатель Р-11Ф2С-300


Фото 50.


Фото 51.


Фото 7.


Фото 22.


Фото 31.


Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow