
Ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos. 100 лет финским ввс.
официальный сайт
страничка на фейсбуке
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Борт на статике это NH90 TTH построенный в мае 2009 года,серийный номер 1044,регистрационный NH-205. Используется Maavoimat (Finnish Army).

Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 - вертолет НАТО 90 годов) компаниями Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 года. В апреле 1987 года Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 году образовали консорциум NH Industries, в который вошли компании Agusta (26,9%), Eurocopter Deutschland (24,0 %), Eurocopter France (42,4%) и Fokker (6,7%).

Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает Eurocopter France (Мариньян); центральных частей фюзеляжей - Eurocopter Deutschland (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов - Agusta (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из Голландии (Йепенбург); лопастей - производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси - также голландцы.

Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter - вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса "поверхность-поверхность", выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle - вертолет для наземных испытаний), изготовленного Agusta, начались 28 сентября 1995 года. Первый летный прототип РТ1 (бортовой F-ZWTH) покинул завод компании Eurocopter France 29 сентября 1995 года. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 года. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 года.

Второй летный прототип РТ2 (бортовой F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 года. Его первый полет состоялся 19 марта 1997 года. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом вместо механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 года. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 года, четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 - в варианте NFH на заводе компания Agusta. Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 года.

Чем больше стран создают "единый" образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 - не исключение. Сначала планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 - для вооруженных сил Франции, 272 - Германии, 214 -Италии и 20 - для Нидерландов). В июле 1996 года их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 года. Бочку меда традиционно "украсила" ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на четыре года (до 2007 года) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152 вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 годах); четыре NFH (поставка в 2007 году) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 года) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 года); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.

NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту "в наследство" от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.

"Первой ласточкой" в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября 2001 года. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь - в поисково-спасательном. Их поставка - в 2005-2008 годах. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти поисково-спасательных NH-90.

Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж - три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных "корабль-вертолет" Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.
Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР "воздух-воздух" общей массой до 700 кг.

ЭДСУ полетом Eurocopter France - четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом - разработки SFIM и Alenia. Имеется радиотехническая система захода на посадку "Thomson-CSF" и "Marconi". Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.
Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из композитных материалов. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт - четырехлопастной, с эластомерными упругими элементами, втулка - из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из композитных материалов. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт - четырехлопастной бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из композитных материалов и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Силовая установка - два турбовальных двигателя Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9. Система управления цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина - 1,17 м, диаметр - 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД Alfa-Romeo/General Electric Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Шасси компании "DAF Special Products" -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка - двухколесная, основные -одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

А вертолет,который будет участвовать в летной программе,это NH Industries NH90 TTH постройки декабря 2008 года,с заводским номером 1051, и регистрационным NH-206 из Maavoimat (Finnish Army).

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 сек при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках - 1902 кг

Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс "Thomson-CSF TSC-2000 IFF" и внутреннее переговорное устройство "Rohde & Schwarz". Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков - пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.

Легко оторвался в эту жару от земли.

И не убирая шасси начинает кружить перед публикой. Зато можно рассмотреть это огромное количество трубочек и всяких датчиков.

Сзади большая рампа...

А вот теперь шасси убраны.

Отстрел тепловых ловушек в висении над ВПП.

Далее выходит так...

Фото 167.

Фото 169.

Он там ориентацию не теряет?:-)))

И после этого начинает движение.

С той стороны открыта дверь

Заглянем к экипажу

Фото 18.

Видео снимают местные финские фотовойска:-)))

Фото 5.

Фото 7.

Пока просто носится по кругу

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Потихоньку усложняют свой полет...

Фото 21.

Фото 22.

Фото 24.

Оттормаживается.

Еще круче

Открывается дверь...

Фото 29.

Что за гигантская перчатка? Да еще и белая?

Фото 31.

Покрутился с открытой дверью...

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 38.

Фото 40.

Фото 39.

Фото 41.

Фото 42.

Крупнее

Его наверное укусила оса за руку?:-)))

Модификации:
NFH: NATO Frigate Helicopter- — корабельный транспортно-боевой вертолёт, предназначен для решения противолодочных и противокорабельных задач. Используется с палубы корабля. Может считаться заменой вертолётов Westland Lynx или AB 212ASW.
Основной задачей версии NFH считается автономная противолодочная борьба(ASW) и борьба с поверхностной техникой (ASuW). Эти вертолеты оснащены для полетов днем и ночью,при неблагоприятной погоде и серьезной качкой корабля. Дополнительные задачи: поддержка противовоздушной войны, vertical replenishment (VERTREP), поиск и спасение (SAR) и транспорт. Франция разделила свои покупки на "NFH version combat" за €43.3m в 2013 и "NFH version soutien" (поддержка) за €36.4m в 2013.
SH-90A обозначение итальянского Navy с 2012 для NH90 NFH.
NH90 NFH Caïman обозначение французского Navy для NH90 NFH.
NH90 Sea Lion модификация для германского Navy development из NH90 NFH. Sea Lion имеет расширенный набор датчиков и авионики позволяющий осуществлять более широкий спектр операций. Первый полет 8 декабря 2016 и поступление на службу ожидается в 2019.

TTH: Tactical Transport Helicopter — транспортно-десантный вертолёт, предназначен для решения десантных задач, однако мог оборудоваться для решения поисково-спасательных задач, в том числе в боевых условиях, ведения РЭБ и перевозок VIP-персон.
Основная задача версии TTH это перевозка 20 пехотинцев или более 2,500 kg груза, десантных операций и поиска и спасения. Он может быть быстро адаптирован для миссий MEDEVAC/CASEVAC путем установки до 12 носилок или возможности доставки грузов. Дополнительные задачи: спецоперации, РЭБ, воздушный командный пункт, выброска парашютистов, ВИП транспорт и обучение.
HKP14 обозначение шведских ВВС для NH90 TTH: шведы купили версию High Cabin Version (HCV) вертолета TTH, в которой высота кабины увеличена на 24 cm (9.4 in) до 1.82 m (6.0 ft). Шведские вертолеты имеют Tactical Mission System разработанную SAAB и имеющую обозначение HKP14. Финские и шведские TTH порой называют Tactical Troop Transports (TTT).
HT-29 Caimán обозначение испанской армии для NH90 GSPA TTH.
MRH-90 Taipan обозначение австралийских военных для NH90 TTH.
NH90 TTH Caïman обозначение французской армии для NH90 TTH.
UH-90A обозначение итальянской армии с 2012 для NH90 TTH.

ЛТХ:
Модификация NH-90
Диаметр несущего винта, м 16.30
Диаметр рулевого винта, м 3.20
Длина,м
фюзеляжа 15.89
общая 19.56
Высота ,м 5.44
Ширина, м 4.37
Масса, кг
пустого вертолета (NFH) 5400 (6430)
нормальная взлетная 8700 (9100)
максимальная взлетная 10000
Топливо, л 2500
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9
Мощность, кВт
максимальная 2 х 1690
нормальная 2 x 1266
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практическая дальность, км 1150
Боевая дальность, км 950
Боевой радиус действия, км 250
Продолжительность полета, ч.мин 4.50
Максимальная скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 4250
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 1-4
Полезная нагрузка: 14- 20 солдат или 12 носилок или 2500 кг груза в кабине и 700 кг на внешней подвеске (NFH)
Вооружение (опционально): Боевая нагрузка - 700 кг:
УР воздух-воздух , воздух-поверхность , ПКР АМ-39 Exoset и противолодочные торпеды Murena, Мк.46 или А244, глубинные бомбы.
Немного видео: