igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

100 летие финских ввс и Suomen Ilmavoimamuseo-авиамузей центральной Финляндии: учебный SAAB 91 Safir

Saab 91 Safir — трёх(91A, B, B-2) или четырёхместный (91C, D) учебный самолёт, производившийся в 1946-1966 годах в Линчёпинге, Швеция компанией Saab AB и компанией De Schelde в Дордрехте, Голландия. Всего было построено 323 самолета.
летающие

кокпит

из музея

Ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos. 100 лет финским ввс.
Suomen Ilmavoimamuseo-авиамузей центральной Финляндии.
официальный сайт
страничка на фейсбуке
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет на статике это SAAB 91D Safir 1960 года выпуска с регистрационным номером OH-SFJ,бортовым SF-24 и заводским 91-412.


После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C мощностью 130 л. с.


После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.


ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года.


Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" - "учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.


Safir строился компанией Saab вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).


Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были перенесены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.


Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью 180 л.с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.


Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air France" и "Lufthansa".


Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).


В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания Saab, в основном выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания De Schelde также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.


Заглянем в кабину этого экземпляра. позже мы ее подробно рассмотрим в музее.


Видно влияние немецкой школы на конструкцию...


Руль высоты обтянут тканью и имеет триммер.


Удобное покрытие для пилотов.


Сзади еще два кресла для пассажиров.


Заводская табличка с заводским номером.


Капоты открываются как на Фокке-Вульф-149 или Дорнье-27,те боковые вверх и нижняя половина целиком вниз.


Хороший обзор. Антенна КВ приемника...


И наконец немного полетов...


SAAB 91D Safir с OH-SFN,бортовым 16 и 91-362,после небольшого разбега самолет перестает походить на немецкую овчарку с постоянно подгибающимися задними лапами. Он выпрямляется...


Фото 3.


Подъем носовой стойки.


Отрыв.


Тут тоже вместо закрылков щитки и их используют на взлете...


А теперь посадка


Фото 196.


Касание на три точки. Щитки уже выпущены больше.


На стоянку.


Наш знакомый заправляют по всем правилам...


день второй


Самолеты готовятся к летной программе.


Стройные ряды самолетов


SAAB 91D Safir 1960 года выпуска,OH-SFP с бортовым 22 и 91-410.


Выкатывают вручную....Для этого тут достаточно волонтеров.


Подготовка самолета к вылету


Как то без водила справляются:-)))


SAAB 91D Safir 1953 года выпуска OH-SFA с бортовым 36 и 91-246. Ан нет,водило есть:-)))


Фото 6.


Экипаж в самолете.


Готовы к запуску


Фото 18.


Фото 19.


Вместе с Винками на исполнительный... Но об этом будет отдельный рассказ...


SAAB 91D Safir OH-SFF с бортовым 4, 91-350 с гражданской пожаркой.


Порулили.


Хвосты



Ну и наконец переходим к музею:

Здесь фрагмент фюзеляжа с кабиной самолета SAAB 91B Safir SF-8 91354.


Посмотрим на это поближе...


Табличка


Кресла под парашюты...


Все просто и понятно,без изысков.


А вот зачем в центре столько серьезных ручек? ни у кого нет случайно РЛЭ этого самолета?


Сзади еще одно место и стойка под аппаратуру или багаж?


Общий вид панели приборов. Все как на немецких послевоенных бортах...


Рабочее место второго пилота.


КВСа...


Центральная панель.


Крупнее. Все надписи на финском...


И загадочные ручки...





Ну и борт в музее,это SAAB 91B Safir SF-2 2 с заводским номером 91348.


Крупнее


Описание двигателя самолета.


И сам двигатель Lycoming O-360 A1A


Носовая часть прямо как на Do-27....


Фото 69.


Вид спереди.


И с другого бока


Прямоугольное крыло с толстым профилем.


Фото 60.


Хвостовое оперение с триммером управляемым руля направления...


Пытаемся заглянуть в кабину.


Кабина


Здесь тоже только три места.


Вид сверху


В музее самолеты стоят очень плотно,но зато под крышей...


Это форточка в углу?


Общий вид...


На этом рассказ об этом самолете завершаем...

Модификации :
91A первый серийный вариант с двигателем de Havilland Gipsy Major 10.
Sk 50 вариант УТС для ВВС Швеции с двигателем Lycoming O-435-A.
91B гражданский вариант Sk 50.
91B-2 вариант 91B с ВИШ.
91C четырехместная версия.
91D четырехместная версия с двигателем O-360-A1A и рядом модификаций.


ЛТХ:
Модификация SAAB 91A SAAB 91D
Размах крыла, м 10.60 10.60
Длина, м 7.80 8.03
Высота, м 2.20 2.20
Площадь крыла, м2 13.60 13.60
Масса, кг
пустого самолета 580
нормальная взлетная 955 1205
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major 10 1 ПД Lycoming O-360-A1A
Мощность, л.с. 1 х 145 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 265 270
Крейсерская скорость , км/ч 248 235
Практическая дальность, км 960 1060
Скороподъемность, м/мин 300 243
Практический потолок, м 4600 6100
Экипаж, чел 1 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира 3 пассажира

Tags: 100 лет финских ввс, 2018, ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos, saab 91d safir, suomen ilmavoimamuseo, кокпит, музей, финляндия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments