?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще один уникальный сразу по нескольким параметрам экспонат данного музея: Hiller XH-44 первый американский вертолет коаксиальной (по нашему соосной) схемы с цельнометаллическими лопастями несущих винтов. Вертолет был спроектирован и построен 17 летним Stan Hiller (XH означало 'Experimental Hiller', 1944 год первого полета). Существовал в единственном экземпляре и на радость нам вполне сохранился... В этом смысле история вертолетостроения представляем меньше белых пятен...

National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год.
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш вертолет это Hiller XH-44 с регистрационным номером NX30033 и заводским номером 1!!! Построен в 1944 году, 4 июля 1944 года совершил первый полет под управлением своего создателя. Уже к 1945 году он исчерпал свой испытательный потенциал и Stan Hiller перешел к созданию следующих, более совершенных моделей.
После того, как Stan Hiller списал XH-44, он подвесил его под потолок своего завода в Palo Alto, Калифорния. Smithsonian National Air and Space Museum купил XH-44 у Hiller в 1953 году и отреставрировал его в 1974 году. В течении 1997 года, National Air and Space Museum давал на время вертолет Stanley Hiller для демонстрации в Hiller Aviation Museum в San Carlos, Калифорния.


ХН-44 стал одной из наиболее удачных винтокрылых машин созданных в США на заре вертолетостроения. Интерес Stan Hiller к вертолетам возник в 1941 году в возрасте шестнадцати лет. В то время у этого молодого человека уже было успешное предприятие, производящее автомобили-модельки с малыми бензиновыми двигателями. После того, как Соединенные Штаты объявили войну Германии и Японии, Hiller перевел свое производство на строительство иллюминаторов для транспортных самолетов Douglas C-47 Dakota, но мысли о вертолетах его при этом не покидали. К 1942 году его идеи оформились настолько, что он был готов к строительству вертолета, и он создал компанию Hiller Aircraft Company. Работая с небольшой группой опытных инженеров и мастеров, он начал строительство компактного вертолета с фюзеляжем из стальных труб, покрытых тканью в декабре 1942 года. Стенли Хиллеру в то время было всего 17 лет. Война вызвала нехватку материалов и оборудования. Сотрудники компании рыскали где возможно в поисках необходимого, многое строили сами, но вот двигатель построить самостоятельно они не могли...Hiller выбрал по минимуму двигатель Franklin мощностью 90 лс, дефорсиованный до 65 лс. Возможностей купить такой двигатель у него не было и он обратился к нескольким правительственным организациям. Энтузиазм 18 летнего конструктора заразил Grover Loening, который был главным авиационным экспертом в War Production Board, верой, что его вертолет заслуживает поддержки в виде маленького поршневого двигателя. Двигатель был получен и установлен на вертолет в конце 1943 года. Испытания Hiller XH-44 начались немедленно. Так возникла четвертая американская вертолетостроительная компания..., которая уже в 1948 году начала строить серийные вертолеты. В 1944 году начались летные тесты на привязи...


Летные испытания начинались очень медленно, с ползаний по земле. Дело в том, что летчиком-испытателем выступил сам Стенли Хиллер, который не имел вообще никакого летного опыта. Но он сам себя научил потихоньку летать. Учились с помощью привязи, но и тут дело не обходилось без происшествий. Как минимум один раз вертолет опрокинулся с минимальными повреждениями. После этого испытания проходили на футбольном стадионе в Калифорнийском университете в Беркли.


4 июля 1944 года Хиллер впервые поднялся в воздух без привязи. Общественная демонстрация прошла менее чем через два месяца 30 августа 1944 года в Сан-Франциско. Это был первый американский вертолет коаксиальной схемы с цельнометаллическими лопастями несущих винтов. Лопасти в такой схеме должны быть очень жесткими, чтобы избежать их соприкосновений... Невозможно было изготовить деревянные лопасти, достаточно жесткие. Да и деревянные лопасти требовали больше времени для сборки, было труднее их отбалансировать и страдали от серьезных проблем контроля качества. Так или иначе, но это были первые в мире цельнометаллические лопасти несущего винта вертолета...


Демонстрация вертолета привлекла инвестиции в проект, в основном от Henry Kaiser, богатого кораблестроителя из Seattle. Kaiser вложил в предприятие Hiller достаточно средств, чтобы модернизировать XH-44. Самым важным улучшением стала новая конструкция лопастей винта и мачты, которая позволила каждому из двух винтов свободно раскачиваться... XH-44 теперь летал гораздо более плавно в спокойном воздухе и в турбулентности.
Конструкция вертолета оказалась настолько удачной, что сам Хиллер часто демонстрировал его устойчивость, отпуская рычаги управления и высовывая руки из окон. Для управления таким вертолетом пилот использовал тот же набор элементов управления, что и в классической схеме.


Вертолет имел настолько небольшой и компактный корпус, особенно в сравнении с неуклюжими конструкциями того времени, что некоторые шутники окрестили его "летающей ванной". Минусами такой схемы было слабая устойчивость по направлению в режимах прямого полета и рысканье во время авторотации.


К концу 1945 года Хиллер решил, что этот испытательный вертолет уже полностью исчерпал свой потенциал. Поэтому в декабре 1945 года Хиллер построил новую модель на базе ХН-44 установив на нее более мощный двигатель Lycoming O-290СР (125 л.с.) вместо старого Franklin (90 л.с.), ее назвали Х2-235. Конструктор надеялся, что это наконец приведет к устойчивым заказам, но когда этого не произошло, он приготовил еще одну версию: UH-44, как персональное средство передвижения, но и она не имела интереса извне...


В том же году был построен ещё один фюзеляж для испытаний в аэродинамической трубе NACA в интересах US Navy.


ЛТХ:
Модификация XH-44
Диаметр несущего винта, м 7.60
Длина,м 4.10
Высота ,м 2.70
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 546
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-290CP
Мощность, кВт 1 х 125
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow