?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

МиГ-21СМ (изд. 95М или тип 15) (1968) — МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300, обладавший, к тому же, увеличенным запасом газодинамической устойчивости и широким диапазоном режимов форсажа с плавным изменением тяги. Тяга без форсажа — 4070 кгс, на форсаже — 6490 кгс. По сравнению с самолётами предыдущих модификаций, имеет лучшие разгонные характеристики и скороподъёмность. Максимальная эксплуатационная перегрузка увеличена до 8,5 g.
Предыдущие модификации могли нести двухствольную пушку ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9, который крепился на центральном пилоне. Однако, таким образом, контейнер занимал центральный пилон, на котором мог бы быть подвесной топливный бак, бомба или контейнер с разведывательной аппаратурой. Кроме того, Вьетнамская война ясно показала, что пушка нужна истребителю не иногда, в особых случаях, а всегда — при каждом боевом вылёте. Учитывая всё это, МиГ-21СМ получил встроенную в фюзеляж пушку ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов. С внедрением встроенной пушки оптический прицел АСП-ПФ был заменен прицелом АСП-ПФД.
Из-за встроенной пушки пришлось немного уменьшить запас топлива — до 2650 литров. Чтобы компенсировать это, был разработан новый подвесной бак объёмом 800 литров, причём расстояние от него до земли осталось прежнее. Этот бак можно было подвешивать только на центральном пилоне, подкрыльевые могли нести только 490-литровые баки.
На четырёх подкрыльевых пилонах в различных сочетаниях могли подвешиваться ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-16-57 или УБ-32-57 (первые несут 16, вторые — 32 неуправляемые ракеты С-5), неуправляемые ракеты С-24, бомбы и зажигательные баки калибром до 500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки — 1300 кг. Самолёт также может оснащаться аэрофотоаппаратом АФА-39. Кроме того, в 1968 на вооружение МиГ-21 поступила управляемая ракета «воздух-земля» Х-66.
Истребители МиГ-21СМ строились в 1968—1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.

Istra park. Паневежис.
все,что у меня есть по МиГ-21
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это МиГ-21СМ с бортовым номером 35 и заводским 150CO01.


Вслед за МиГ-21С появился МиГ-21СМ с двухвальным двигателем Р13-300 и встроенной двухствольной пушкой ГШ-23Л (по типу экспортного МиГ-21М) с газовым компенсатором для снижения пикирующего момента при стрельбе.


На Р13-300 впервые для повышения устойчивости компрессора низкого давления применили щелевую проставку над первой ступенью и форсажную камеру с радиально-кольцевым стабилизатором и теплозащитный экран с отверстиями малого диаметра.


В состав БРЭО МиГ-21С входят : РЛС "Сапфир-21", оптический прицел АСП-ПФД, радиоприцел С-21, система предупреждения об облучении СПО-10, пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) "Полет-ОИ" (включает систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидерную систему "Пион-Н"); помехозащищенная линия связи "Лазурь", обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления "Воздух-1"; катапультное кресло КМ-1.


На внутренних подвесках допускалось крепление многозамковых балочных держателей для бомб калибра 100 кг и блоков УБ-32 со снарядами С-5.В связи с установкой ГШ-23Л изменили конфигурацию второго топливного бака, а под фюзеляжем допускалась подвеска бака объемом 800 литров, причем расстояние от него до земли осталось прежнее. В кабине сохранились зеркала бокового обзора, а на законцовках крыла - обтекатели антенн станции СПО-10, оповещавшей и предупреждавшей об облучении радарами других самолетов.


Летные испытания МиГ-21СМ начались в 1967 году, и в следующем же году Горьковский авиационный завод выпустил первые 30 серийных машин (тип "15").


В 1975 году на одном МиГ-21СМ модифицировали профиль крыла, заменив скругленный носок передней кромки острым. Исследования показали заметное улучшение летных характеристик, но внедрить это новшество в серийное производство по ряду причин не удалось.


Тормозные щитки.


Табличка с описанием самолета.


Самолет представляет собой одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом малого удлинения и цельноповоротным горизонтальным оперением. Планер самолета цельнометаллической конструкции, выполнен с применением алюминиевых (в основном, Д16 и В95) и магниевых сплавов, а также сталей (ЗОХГСНА, ЭИ-643 и др.) в наиболее нагруженных элементах.


Вид снизу


Фюзеляж полумонококовой конструкции. Толщина обшивки - 1,2 мм. Эксплуатационным разъемом фюзеляж делится на две части - переднюю (до шп.28) и хвостовую (от шп.28А). Носок передней части представляет собой сверхзвуковой многорежимный лобовой воздухозаборник диаметром 870 мм, оснащенный центральным телом, внутри которого установлена бортовая РЛС. Антенна РЛС закрыта ориентированным под углом -3 нпадуса к продольной оси самолета подвижным конусом трехступенчатого типа. Управление воздухозаборником осуществляется путем продольного перемещения этого конуса, его ход - 200 мм.


По бортам фюзеляжа расположены две пары створок: в носовой части - противопомпажные, под кабиной летчика - дополнительного забора воздуха.


Внутри фюзеляжа, между шп. 3 и 6, находятся: под воздушным каналом - ниша убранного положения передней опоры шасси, над каналом - отсек БРЭО. Огибая кабину летчика, воздушный канал в районе шп. 5 разделяется на два рукава, которые за шп. 22 вновь соединяются в единый канал круглого сечения.


Кабина занимает гермоотсек между шп. 6 и 11, под ней находится отсек БРЭО. Кабина закрыта фонарем, состоящим из неподвижного козырька и откидывающейся вправо крышки. Фонарь выполнен из оргстекла толщиной 10 мм, кроме лобового плоского стекла козырька, изготовленного из силикатного триплекса толщиной 14 мм. Козырек защищен спиртовой ПОС с бачком на 4,5 л. На крышке установлен перископ ТС-27АМШ. Крышка фонаря открывается вручную, а аварийный сброс ее производится пиротехнической системой.


За кабиной летчика в гаргроте (между шп. 14 и 22) находится металлический топливный бак, еще 5 мягких баков размещаются за кабиной в фюзеляже (до шп. 28) над воздушными каналами и двигателем.


На нижней поверхности фюзеляжа закреплены три тормозных щитка: на шп. 11 - два передних суммарной площадью 0,88 м2, на шп. 22 -задний площадью 0,47 м2. Углы отклонения щитков, соответственно - 25градусов и 40градусов. Между передними щитками установлена встроенная пушка ГШ-23Л. За ней в плоскости симметрии самолета располагается пилон для крепления подвесного топливного бака. Слева и справа от этого пилона находятся ниши убранного положения основных колес шасси.


Хвостовая часть фюзеляжа совместно с оперением в процессе эксплуатации может быть демонтирована с целью снятия-установки двигателя. Ее поперечный силовой набор состоит из 13 шпангоутов. На нижней поверхности хвостовой части закреплен подфюзеляжный гребень. Носок гребня выполнен радиопрозрачным, в нем смонтирована антенна телеметрической системы.


Крыло самолета набрано из скоростных симметричных профилей ЦАГИ-11, толщина которых меняется от 4,2 % у корня до 5 % на концах. Угол стреловидности крыла по передней кромке - 57е; удлинение - 2,22; сужение - 12,9; САХ - 4,0 м. Оно установлено под углом 0 градусов, а угол его поперечного "V" равен -2 градуса. На верхней поверхности каждой консоли крыла перед элероном установлен аэродинамический гребень высотой 7 % САХ. Продольный силовой набор консоли крыла состоит из главной балки, переднего и заднего лонжеронов. Поперечный набор переднего отсека консоли (до переднего лонжерона) - 25 нервюр, ориентированных перпендикулярно передней кромке крыла. Между передним лонжероном и главной балкой находится ниша убранного положения основной стойки шасси. Далее, в заднем отсеке консоли, поперечный набор состоит из 12 нервюр параллельных плоскости симметрии самолета. Толщина обшивки крыла 1,5-2,5 мм. Внутри каждой консоли, примерно до половины ее размаха, располагаются два топливных бака-кессона: передний (между нервюрами 1 и 13) и задний (между нервюрами 1 и 6). На передней кромке крыла механизация отсутствует. Механизация задней кромки - простой выдвижной закрылок, оснащенный системой сдува пограничного слоя (СПС). Размах закрылка консоли - 1,24 м, площадь - 0,94 м2. Углы отклонения - 25 градусов (на взлете) и 45 градусов (на посадке). Воздух для системы СПС отбирается за компрессором ТРДФ. Элероны выполнены с осевой аэродинамической компенсацией (24,8%). Размах одного элерона - 1,21 м, площадь - 0,59 м2. Углы отклонения +/-20 градусов. На нижней поверхности крыла на 55 % и 73 % его размаха установлены 4 пилона навески вооружения.


Оперение состоит из киля с рулем направления и цельноповоротного стабилизатора. Площадь вертикального оперения - 5,3 м2, угол стреловидности по 1/4 хорд - 61,5 градуса, профиль - ЦАГИ С-ПС (мод.) толщиной 4,4 %, симметричный. Руль направления выполнен с осевой аэродинамической компенсацией (26,8%). Площадь РН - 0,97 м2, углы отклонения +/-25 градусов. В законцовке и между лонжеронами киля размещаются блоки РЭО.


Площадь горизонтального оперения - 6,69 м2, размах - 3,74 м, угол стреловидности по 1/4 хорд - 55 градусов. Профиль стабилизатора - NACA-M толщиной 6 %, симметричный. Углы отклонения +7,5 градуса/ -16,5 градуса. На законцовках стабилизатора установлены противофлаттерные грузы.


На верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа (под рулем направления) - контейнер тормозного парашюта ПТ-21УК. Площадь парашюта - 16 м2, подфюзеляжного гребня - 0,8 м2.


И так


Шасси - трехопорное с носовым колесом, убираемое в полете. Колея шасси - 2,79 м, база - 4,71 м. Опоры одноколесные, оснащены азотно-масляными амортизаторами с торможением на прямом и обратном ходах. Все колеса имеют воздушно-дисковые тормоза. Основная опора крепится к крылу в зоне стыка главной балки с передним лонжероном. Она состоит из стойки телескопического типа и колеса КТ-92 размером 800x200 мм с давлением в пневматике 8 кгс/см2. Основная опора убирается в крыло и фюзеляж по направлению к оси самолета, при этом колесо поворачивается относительно стойки на 87 градусов. Верхние полости основных стоек шасси используются в качестве баллонов основной воздушной системы самолета.



Носовая опора закреплена на шп.6 и убирается в фюзеляж против полета. Она состоит из стойки полурычажного типа и колеса КТ-102 размером 500x180 мм с давлением в пневматике 7 кгс/см2. Помимо установленной в кабине летчика световой сигнализации положения шасси, самолет оснащен механическим сигнализатором выпуска носовой опоры и лампами внешней световой сигнализации на всех стойках. В случае отказа гидравлической и воздушной систем самолета носовая опора может выпускаться под действием собственного веса и набегающего воздушного потока. При этом замок, удерживающий ее в убранном положении, открывается летчиком посредством рукоятки и тросовой проводки.


На самолете установлен турбореактивный двигатель Р-13Ф-300 с максимальной тягой на бесфорсажном режиме 4070 кгс, на форсаже - 6490 кгс. Удельный расход топлива - 0,93 и 2,04 кг/кгс"ч, соответственно. Двигатель - двухвальный, с осевым шестиступенчатым двухроторным компрессором, трубчато-кольцевой камерой сгорания и двухступенчатой турбиной. Запуск двигателя - электрический. Имеется система кислородной подпитки двигателя для запуска в полете на большой высоте.


Топливная система самолета включает 10 баков общей емкостью 2800 л, в т. ч. 1880 л - суммарный объем 5 мягких фюзеляжных баков, 340 л - бака в гаргроте, 360 л - двух передних крыльевых баков и 220 л - двух задних крыльевых баков. Заправка внутренних топливных баков - централизованная, осуществляется через заливную горловину бака в гаргроте. Кроме того, могут использоваться подвесные топливные баки - фюзеляжный на 800 л и два крыльевых по 490 л. Применяемое топливо - керосин марок Т-1, Т-2 или ТС-1.


Общий вид на самолеты в музее.


Тут же еще немного прочих артефактов.


Все самолеты со снятыми двигателями и ничем не защищены,никаких заглушек.


Противопожарная система обеспечивает тушение пожара в двигательном отсеке фюзеляжа. Она состоит из системы сигнализации о пожаре ИС-2МС, которая подает световой сигнал летчику, и системы пожаротушения, включающей огнетушитель и стальной коллектор-распылитель. Электродатчики сигнализации о пожаре установлены на шп. 29.


Немного всяких надписей на брюшке.


Крупнее


И еще


Ниша уборки основной стойки.


Табличка


и видимо крик души механика самому себе?:-))


Каких то трубок уже не хватает.


И ниша в консоле крыла.


А что за колечко на антенне?


Общий вид слева.


Общий вид спереди.


Управление самолетом в продольном и поперечном каналах - бустерное, в путевом - механическое, без гидроусилителей. Проводки управления по трем каналам жесткие, образованы трубчатыми тягами и качалками. Самолет оснащен двухканальным автопилотом АП-155 с жесткой обратной связью, который осуществляет управление по трем осям. Ручка управления самолетом (РУС) состоит из алюминиевой трубы и рукоятки, закрепленной на трубе при помощи карданного устройства. При "переламывании" РУС на углы малой величины происходит выключение автопилота и переход на ручное управление. Механизм разворота носовой опоры шасси управляется педалями.


Красивый самолет,но долго он так не протянет:-(((
Система кондиционирования воздуха служит для поддержания в кабине летчика оптимальной температуры и давления. Параметры воздуха в кабине регулируются автоматически посредством регулятора давления АРД-57В и терморегулятора ТРТВК-45М. Для питания летчика кислородом на больших высотах и в случае разгерметизации кабины имеется комплект кислородного оборудования ККО-5 с кислородной маской КМ-32М. В полетах на больших высотах летчик использует высотно-компенсирующий костюм ВКК-6 и гермошлем ГШ-6. Система аварийного покидания самолета включает катапультное кресло КМ-1, обеспечивающее спасение летчика на скоростях свыше 130 км/ч во всем диапазоне высот полета. Система катапультирования сблокирована с пиросистемой аварийного сброса крышки фонаря кабины и срабатывает только после отстрела этой крышки.


Фонарь кабины пилота.
Радиоэлектронное оборудование самолета обеспечивает решение задач навигации, поиска и уничтожения целей, автоматического самолетовождения, радиосвязи. Прицельное РЭО включает радиолокационный прицел РП-22 (РЛС "Сапфир-21"), сопряженный с оптическим прицелом АСП-ПФД. Станция имеет параболическую антенну с углом сканирования по азимуту 60 градусов, по углу места 20 градусов. Максимальная дальность обнаружения цели, имеющей ЭПР 16 м2, составляет 30 км; дальность ее сопровождения - не более 15 км. Перехват воздушных целей обеспечивается в диапазоне высот от 1000 до 20000 м. На самолете установлена помехозащищенная аппаратура радиокомандной линии наведения на цель - станция "Лазурь-М", предназначенная для работы с наземной автоматизированной системой управления "Воздух-1". Радиосвязное оборудование - УКВ радиостанция РСИУ-5 (Р-802).
Кроме этого, в состав БРЭО входят: автопилот АП-155; автоматический радиокомпас АРК-10; радиовысотомер малых высот РВ-УМ (диапазон высот от 0 до 600 м); маркерный радиоприемник МРП-56П; курсовая система КСИ-2; самолетный ответчик СОД-57М; аппаратура госопознавания СРЗО-21; станция предупреждения об облучении "Сирена-ЗМ"; аппаратура регистрации параметров полета САРПП.


ЛТХ:
Модификация МиГ-21СМ
Размах крыла, м 7.15
Длина, м 14.90
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 5250
нормальная взлетная 8300
максимальная взлетная 9400
топлива 2200
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-13-300
Тяга кгс 1 х 6490
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2230
у земли 1300
Практическая дальность, км
с ПТБ 1420
без ПТБ 1050
Максимальная скороподъемность, м/мин 12240
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1
Вооружение:
встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг на 4 узлах подвески:
до 4 УР К-13М, К-13, К-13Р, Р-60, Р-60М, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow