igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Aviodrome в Lelystad :прототип учебного самолета Fokker S.14 Machtrainer.

Fokker S-14 Machtrainer — нидерландский двухместный учебный реактивный самолёт, цельнометаллический низкоплан, разработанный и выпускавшийся авиастроительной компанией Fokker для королевских военно-воздушных сил Нидерландов. Это был первый реактивный самолёт, выпущенный компанией Fokker, так же это был один из первых реактивных учебных самолётов в мире. Первый полет прототипа состоялся 19 мая 1951 года, а в 1955 году модель была запущена в серийное производство. Всего был построен 21 самолет.

Aviodrome в Lelystad.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это прототип Fokker S-14 Machtrainer K-1 с регистрационным номером PH-XIV,заводской номер 6289. Первый прототип, оборудованный двигателем Derwent V, с регистрационным номером PH-NDY совершил свой первый полет 19 мая 1951 года. И, несмотря на поломку, второй полет он совершил в тот же день. В следующем году прототип был представлен в международном авиасалоне Ле Бурже.


Проект Fokker S.14 Mach-Trainer занял свое место в истории авиации, став первым реактивным самолетом компании "Fokker" и первым серийным учебным реактивным самолетом. Наш прототип K-1 хотя и имел военную KLu маркировку, но никогда не принадлежал Dutch air force. Он принадлежал компании Fokker и использовался ею как демонстрационный самолет. 24 октября 1960 года он получил гражданскую регистрацию PH-XIV и 21 августа 1961 года он был передан National Aviation Laboratory N.L.L. (позже известной как N.L.R. когда она занялась еще и космосом) в качестве самолета для калибровочных испытательных полетов. В этой роли он использовался вплоть до 1966 года,когда его заменил бывший-KLu(Dutch air force) двухместный Hawker Hunter T-7.
Rijksluchtvaartdienst наконец выдал Certificate of Airworthiness для PH-XIV ,но строго для некоммерческих рейсов. Также ему было запрещено летать над жилыми районами. Максимальный взлетный вес ограничили 5800 кг и VNE в 490 knots (882 km/h) ,а число Маха в 0.85. Все маневры в воздухе были разрешены. После окончательного списания он попал в музей.


Цельнометаллический низкоплан S.14 оснащался турбореактивным двигателем Rolls-Royce Derwent с носовым воздухозаборником. Сопло находилось в задней части фюзеляжа, за смещенным назад относительно киля стабилизатором. Носовая стойка трехстоечного шасси убиралась вперед по полету в фюзеляж, а главные стойки убирались в ниши крыла. Курсант и инструктор сидели бок о бок в катапультных креслах Martin-Baker под широким и выпуклым фонарем кабины, установленным перед крылом.


Летчик-испытатель Гербен Зондерман(Gerben Sonderman) совершил первый испытательный полет на S.14 19 мая 1951 года. Во втором полете стойка шасси подломилась, и прототип получил повреждения. Однако самолет восстановили и показали на авиасалоне в Париже в июне 1951 года.


Королевские ВВС Нидерландов заказали серию из 20 машин S.14. Первый самолет впервые взлетел 15 января 1955 года. Прототип имел серийный номер K-1 и оснащался двигателем Derwent V. Серийным машинам с двигателями Derwent VIII присвоили серийные номера от L-1 до L-20.


В 1955 году S.14 с кодом L-4 демонстрировался в США, но 20 октября 1955 года он разбился в Хейгерстауне, Мэриленд. Самолет L-8 принял участие в авиагонках Лондон - Париж, известных под названием "От арки до арки", так как они начинались у Мраморной арки Лондона и заканчивались у парижской Триумфальной арки. Последние два самолета S.14 были списаны 29 марта 1965 года и сданы в голландские авиамузеи. Обозначенные как L-17 и L-19, они сохранены соответственно в музеях в Шипхоле и Соэстерберге.


В 1953 году на прототипе K-1 двигатель заменили на Rolls-Royce Nene 3 тягой 22,68 кН. 24 октября 1960 года этот самолет получил гражданскую регистрацию PH-XIV и в дальнейшем использовался в голландской национальной лаборатории аэронавтики и космических исследований вплоть до списания 4 марта 1966 года.


Более общий вид кабины.


Фото 83.


Короткое,широкое крыло. Из за него он получил прозвище ‘the Plank’.


В кабине пилоты сидели плечом к плечу,в принципе за ними было достаточно места для третьего члена экипажа,но на практике этого никогда не делали.


Воздухозаборник разделялся на две части,обходил кабину и вновь соединялся за ней.


Самолет был очень удобен для обслуживания,основные места имели доступ через большие люки,в которые мог залезть механик.


Самолет был спроектирован так,что двигатель можно было быстро и легко заменить.


Хвостовое оперение и видны на фюзеляже воздушные тормоза,которых было три.


Крупнее


Общий вид сверху.


Фонарь с большим количеством переплетов.


На фоне Локхида.


Фото 242.

ЛТХ:
Модификация S.14
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 13.30
Высота, м 4.70
Площадь крыла, м2 31.80
Масса, кг
пустого 3765
максимальная взлетная 5350
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce Derwent VIII
Тяга, кгс 1 х 1575
Максимальная скорость, км/ч 730
Крейсерская скорость, км/ч 620
Практическая дальность, км 965
Практический потолок, м 11200
Экипаж, чел 2

Tags: 2018, aviodrome, fokker, fokker s14, lelystad, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments