?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Sopwith Camel Scout — британский одноместный истребитель времён Первой мировой войны, известен отличной манёвренностью среди самолётов тех лет. Разработан компанией Sopwith Aviation Company. Построено 5490 самолетов. На данное время сохранилось восемь оригинальных самолетов в разных музеях.
из музея в Пенсаколе

из музея РАФ

Naval museum, Pensacola Fl
Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Sopwith F.1 Camel C/N C8228 1917 года выпуска с бортовым номером A5658.
Построен как Camel F.1 компанией Boulton and Paul Ltd из Norwich.
Поступил на службу в Royal Air Force с s/n C8228.
Поступил на службу в United States Navy с BuNo A5658.
Передан на USS Texas.
1 декабря 1921 года списан со службы в United States Navy.
И теперь хранится в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.


Развитием удачного легкого истребителя Sopwith PUP стал истребитель Camel - одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции со смешанной обшивкой фюзеляжа (передняя часть - дюраль, борта кабины и гаргрот - фанера, остальное - полотно). Отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду. Крылья и оперение обшиты полотном. Несмотря на то, что верхнее крыло самолета было трехсекционным, оно не имело V-образности, способствующей увеличению поперечной устойчивости. Переход к односекционной конструкции крыла обычно мотивировался повышением производительности. Широкое верхнее крыло затрудняло обзор вверх-вперед. Для частичного устранения этого недостатка в центроплане были сделаны два выреза, закрытых целлулоидом - посередине и по задней кромке. Нижнее крыло имело поперечное V большее, чем у Sopwith PUP. Фюзеляж и оперение имели незначительные отличия.


Хвостовая часть фюзеляжа несколько опущена по сравнению с самолетом PUP. Вооружение более мощное, чем у истребителей PUP. Казенные части сдвоенных синхронных пулеметов частично закрыты обтекателем, придававшим самолету характерную "горбатую" форму, за что он и получил свое название, начиная с третьего прототипа (англ, "camel" - "верблюд"). Прототипы были оснащены ротативным 9-цилиндровым, воздушного охлаждения, двигателем Clerget 9Z (100 л. с). На большинстве серийных экземпляров стояли 130-сильные двигатели Clerget 9B или еще более мощные 150-сильные Bently BR. 1 или 180 л. с. (на Camel Е.1). Некоторые оснащались 110-сильными Le Rhone, такие машины, преимущественно, служили в ПВО.


Вооружение самолета было достаточно мощным: два синхронных пулемета "Виккерс и (при необходимости) четыре авиабомбы по 18 кг.
Как и предыдущие истребители Sopwith, самолет разработан инженером Гербертом Смитом по заказу Адмиралтейства для оснащения истребительных дивизионов английской морской авиации. Первый полет прототипа состоялся в декабре 1916 года. После успешного завершения испытаний в мае 1917-го Camel запустили в крупносерийное производство. Первый серийный экземпляр закончен в постройке 7 мая 1917 года.


Sopwith Camel отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики самолета были асимметричны, то есть левая "бочка" и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270 быстрее, чем правый на 90 . По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого самолет пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо. На малых скоростях полета Camel имел тенденцию входить в штопор. Насколько опасным для молодых летчиков был этот самолет, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях - 415. Один из пилотов даже назвал Camel "маленьким жестоким животным". Известный ас Эллиот Спрингс, выражая чувства многих летчиков, говорил: "Я не хочу летать на Camel, уж во всяком случае - с двигателем Clerget".


В мае 1917 года Camel стал поступать на вооружение фронтовых авиачастей. Первой новым истребителем была укомплектована 70-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) и 4-я эскадрилья RNAS. Война в воздухе к этому времени приняла жесткий характер, поэтому британские летчики сразу оценили новую боевую машину, способную переломить ситуацию. Именно с помощью этого истребителя англичанам удалось исправить положение в воздухе и ликвидировать качественное и количественное превосходство Германии. Во время боевых действий, в которых участвовал Camel, было сбито 1294 самолета противника - это самый высокий показатель среди истребителей. По маневренности и скорости на высотах до 4000 м самолет не имел себе равных почти до конца войны.
Благодаря малой нагрузке на крыло в сочетании с довольно высокой энерговооруженностью и плотной компоновкой машины вокруг центра масс истребитель обладал исключительной горизонтальной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 метров! (Правый, из-за гироскопического момента ротативного мотора был несколько шире). Английские летчики шутили, что Camel способен "вертеться на месте вокруг своего хвоста". Максимальная скорость и скороподъемность, особенно - с двигателем Bently, также не вызывали претензий.


На основании высоких оценок пилотов и командиров строевых частей руководство RFC и RNAS уже в 1917 году заказало 3450 экземпляров истребителя (до конца года построено 1325), а в дальнейшем последовали дополнительные заказы. Общий итог серийного выпуска Camel составил 5695 штук, что делает его самым массовым английским истребителем Первой мировой войны. Но он был не только наиболее многочисленным, но и самым результативным. Согласно официальным английским данным, Camel одержали в общем счете 2790 воздушных побед, то есть больше, чем любой другой тип истребителя из стран Антанты.
В 1916-1917 годах участились налеты немецких дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков на Великобританию. Бомбардировка проводилась с высот более 4000 м, на которых маневренность существовавших истребителей была недостаточной для ведения маневренного боя. К тому же радиус их действия был невелик. Для организации перехвата над Ла Маншем германских бомбардировщиков и цеппелинов проводились опыты с подвеской истребителей Camel на дирижабли. Доставленный таким образом в район Ла Манша самолет при обнаружении самолета и дирижабля противника отцеплялся от трапеции и, атаковав врага, возвращался на свой аэродром.


Camel активно применялись в качестве ночных истребителей (летчики называли их "Сопвич-Комик") для обороны Метрополии и французских городов. Благодаря им прекратились налеты на британские города. Над Францией ночные истребители сбили 26 германских бомбардировщиков без собственных потерь. На машинах Camel летали такие асы, как Коллишоу, Мак-Ларен, Баркер и др.
Самолет производился в нескольких вариантах. Так, 2F.1 представлял модернизированный палубный истребитель. F.1/3 - ночной истребитель для борьбы с германскими дирижаблями - отличался вооружением: вместо синхронных "Виккерсов", выстрелы которых ночью ослепляли пилота, на центроплан верхнего крыла устанавливали один-два пулемета "Льюис" (произведено 377 таких самолетов). Проходила испытания система подцепки Camel под дирижабль, а также штурмовая версия TF.1 с бронированием основных мест и двумя пулеметами, установленными под углом вниз. Camel Е.1 - кроме двух синхронных, установлен надкрыльевый пулемет, стреляющий вне диска вращения винта. Усилено бомбовое вооружение (четыре 9-кг бомбы). Отличался увеличенным на 0,22 м размахом крыльев и удлиненным на 0,2 м фюзеляжем. Кабина смещена назад для удобства стрельбы из надкрыльевого пулемета.

из музея РАФ у нас
Sopwith Camel F.1 с номером F6314 – F.1 полную историю этого самолета можно посмотреть здесь.


Camel выпускались и активно применялись до конца войны. К моменту заключения перемирия на вооружении RAF числилось 2549 самолетов этого типа в составе более чем 30 истребительных авиадивизионов. Кроме того, на Camel в 1918 году воевали четыре американских дивизиона и две бельгийских эскадрильи, а после войны эти самолеты состояли на вооружении в Канаде, Греции и Польше. Они применялись в советско-польской и греко-турецкой войнах.
По нескольку экземпляров машины входило в 47-й английский дивизион и так называемый "Славяно-британский авиакорпус", воевавшие в 1918-19 годах на стороне генерала Деникина в России. 47-й дивизион действовал в Поволжье, а "Славяно-британский авиакорпус" - на севере, в районе Архангельска. В 1920-м несколько машин передали белой армии. По крайней мере, два Camel из их состава в ходе боев были захвачены Красной армией.


Модификации:
Camels оснащались несколькими ротативными двигателями:
130 hp Clerget 9B rotary (стандартный двигатель)
140 hp Clerget 9Bf rotary
110 hp Le Rhône 9J rotary
150 hp Bentley BR1 rotary (лучшие характеристики – стандарт для самолетов R.N.A.S.)
100 hp Gnome Monosoupape 9B-2 rotary
150 hp Gnome Monosoupape 9N rotary
Sopwith Camel F.1 это основная серийная версия. Он был вооружен двумя синхронизированными пулеметами Vickers.
Sopwith Camel 2F.1 палубный вариант, летал с HMS Furious. Он имел немного более короткий размах крыла и двигатель Bentley BR1. Дополнительно,один пулемет Vickers был заменен на пулемет Lewis над крылом.
Sopwith Camel "Comic" Night fighter "Comic" был вариантом Camel разработанным специально для ночной деятельности. Два пулемета Vickers были заменены на два пулемета Lewis на креплениях Foster. Чтобы можно было их перезарядить, кабина пилота была перенесена на 30 cm назад,а для центровки топливный бак переместили вперед. Они служили в Home Defence Squadrons и боролись с немецкими ночными налетами. Имя "Comic" неофициальное, и позже перешло к ночной версии Sopwith 1½ Strutter.
F.1/1 F1/1 это версия с конусообразными крыльями.
T.F.1 T.F.1 это был экспериментальный истребитель,использовавшийся для разработки Sopwith Salamander. Его пулеметы были повернуты вниз для более эффективного обстрела и он имел защитное покрытие.
Trainer учебный вариант имел вторую кабину позади кабины пилота. Вооружение было снято.

ЛТХ(F.1 Camel)
Экипаж: 1
Длина: 5,71 м
Размах крыла: 8,53 м
Высота: 2,59 м
Площадь крыла: 21,46 м²
Коэффициент удлинения крыла: 4,11
Масса пустого: 420 кг
Масса снаряженного: 660 кг
Двигатель: 1 × 9-цилиндровый ротативный двигатель Clerget 9B, мощностью 130 л. с. (97 кВт)
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0378
Эквивалентная площадь сопротивления: 0,81 м²
Максимальная скорость: 199 км/ч
Минимальная скорость: 77 км/ч
Дальность полёта: 485 км
Практический потолок: 6400 м
Скороподъёмность: 5,5 м/с
Нагрузка на крыло: 30,8 кг/м²
Энерговооружённость: 150 Вт/кг
Аэродинамическое качество самолёта: 7,7
Вооружение
Стрелковое: 2 × 7,7-мм пулемёта «Виккерс».

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow