?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Lockheed Model 10 Electra — двухмоторный легкий транспортный и пассажирский самолёт. Всего было построено 149 самолетов. Сохранилось порядка 13 самолетов в различных музеях. летающих не встречал... Наш борт несет маркировку R20-1,хотя является просто L-10A. Но видимо для аутентичности в музее морской авиации был нужен самолет морского министра:-)))
XR20-1 обозначение одного самолета для штаба ВМС США, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-985-48 мощностью 450 л.с. Персональный самолет морского министра.

Naval museum, Pensacola Fl
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Lockheed R2O-1(он же L10 A Electra) 1938 года выпуска cn 1130 N19HL(бывшие номера VH-MMD и VH-ABV).
в 1938 был построен как L-10A.
17 октября 1938 перевезен на корабле SS *Tolken* в Adelaide Австралия.
21 декабря 1938 получил гражданскую регистрацию: VH-ABV
31 октября 1948 новая регистрация: VH-MMD
7 февраля 1954 перегоночный полет. Прибыл в Perth.
1954 продан Phelan Aircraft Materials, CO.
25 февраля 1954 гражданская регистрация, VH-MMD,прекращена.
25 февраля 1954 перевезен на корабле SS *Sonomia* из Сиднея в США.
1954 продан Mountain Airlines/Jerome Eddy с c/r N4886V.
12 августа 1969 получил летную годность как N19HL (ELECTRA 10-A, 1130).
неизвестный собственник c/r N19HL.
19 августа 1999 гражданская регистрация, N19HL, прекращена.
новый владелец в NAS Pensacola, FL.
передан в National Naval Aviation Museum, Pensacola NAS, Pensacola, FL.
Несет маркировку: U.S.NAVY R2O-1 1130


В июне 1932-го конструкторское бюро компании Lockheed выяснило,что рынок толкает к созданию двухмоторных машин.
Все силы бросили на создание самолета под названием Model 10 или Electra. Работами руководил Х.Хиббэрд. Он избрал компоновку моноплана с нижним расположением крыла. Конструкция должна была полностью выполняться из легких сплавов. В качестве двигателей выбрали два Pratt & Whitney R-1340-S1H1 Wasp Junior по 550 л.с.
Лайнер рассчитывался на экипаж из двух человек и десять пассажиров. Пассажирский салон разделялся центральным проходом - пять кресел слева и пять - справа. Первоначально оперение сконструировали классическим однокилевым, а крыло снабдили большими зализами. Но продувка в аэродинамической трубе заставила отказаться и от того, и от другого. Новое двухкилевое оперение использовалось затем на многих последующих пассажирских самолетах Lockheed.


Зализы крыла на опытном образце Electra, построенном в феврале 1934 года, еще сохранялись, также как и козырек пилотской кабины с обратным наклоном (считалось, что он улучшает обзор на посадке). В феврале 1934 года М.Хэдл впервые поднял Model 10 в воздух с заводского аэродрома в Бэрбенке. В ходе испытаний выяснилось, что зализы, существенно увеличивая массу, почти не улучшили аэродинамику. И их сняли. Забраковали и козырек с обратным наклоном. На опытной машине его заменили новым, с плавным переходом от носовой части к верхней поверхности фюзеляжа. Но и он не удовлетворил: блики ухудшали обзор ночью и при плохой видимости. В конце концов пришли к вполне традиционному V-образному ветровому стеклу.
Весной 1934 года Electra прошла сертификационные испытания. При возвращении с них в Бэрбенк у самолета не выпустилась одна стойка шасси. Хэдл слил в воздухе большую часть горючего и приказал выбросить за борт балласт, имитировавший на испытаниях вес пассажиров и груза. После этого самолет благополучно приземлился на одно колесо на взлетную полосу. Поломки были невелики, фактически пришлось сменить только ось колеса. Машину быстро вновь ввели в строй. С августа разрешили эксплуатацию Electra на авиалиниях.


Первую серийную машину выпустили в августе 1934 года. Это был самолет модификации L-10A, в целом соответствовавший опытному образцу. Из-за того, что чертежи в производство передали еще до окончания доводки опытного самолета, первые пять лайнеров получили козырек кабины с обратным наклоном. Заказчиком всей первой партии являлась компания Northwest Airlines. Она так торопилась выпустить их на линии, что не стала ждать государственного сертификата. В августе 1934 года, за четыре дня до подписания этого документа, вторая серийная Electra разбилась! Northwest это вышло боком - ведь формально она не имела права выпускать L-10А на линию.
Тем не менее, на коммерческом успехе Electra это не сказалось. Заказов поступило много. Руководство Lockheed поняло, что решение сделать ставку на двухмоторную машину себя оправдало. Electra разных модификаций стали летать в цветах компаний Chicago and Southern, Continent, Delta, Eastern, Hanford, National Airways и Pan-American.
Большая часть самолетов (около двух третей) строилась в модификации L-10A. Их в общей сложности выпустили 101, не только для заказчиков в США, но и экспортировали в Венесуэлу и Чили. Не все они были одинаковы - по усмотрению покупателя машины комплектовались винтами различных типов, а при необходимости - пневматическими антиобледенителями. В придачу к стандартным бакам в центроплане можно было установить дополнительные в крыле или фюзеляже.


В значительно меньших количествах изготовлялись другие модификации. L-10В отличались двигателями Wright R-975-E3 Whirlwind (440 л.с.). Их строили с сентября 1935 по июль 1937 года, выпустив всего 18 штук. Основным владельцем машин этой модели стала компания Eastern airlines.
L-10C делались по заказу Pan-American. На складах компании залежались двигатели Wasp SC1 мощностью по 450 л.с. Lockheed предложили спроектировать вариант с этими двигателями для периферийных отделений Pan-American. Выпустили всего восемь таких самолетов. Первым из восьми машин стала четвертая серийная Electra, сданная заказчику в сентябре 1934 года.
L-10С летали в аляскинском отделении Pan-American и в дочерних компаниях Aerovis centrales и Cubana. Машины, эксплуатировавшиеся на Аляске, оснащались капотами двигателей с лобовыми управляемыми жалюзи и лыжным неубирающимся шасси.
После того, как у Pan-American кончился запас двигателей SC1, она для операций в Центральной Америке заказала партию самолетов L-10E с двигателями S3H1 в 600 л.с. Эта модификация также нашла спрос там, где требовались более высокие летные данные. Но построили их тоже немного -15 штук.


Electra имела свои плюсы. Хорошая аэродинамика позволяла ей при меньшей мощности двигателей достигать той же скорости, что и DC-3. Расход горючего у L-10A тоже был меньше. На тех линиях, где эксплуатация больших лайнеров себя не оправдывала, Electra нашла свое место.
Существовало и несколько военных модификаций L-10. Первой из них стала XR2O-1(вроде как наш борт?), в 1935 году заказанная американским ВМФ. Это был обычный пассажирский самолет с двигателями R-985-48. Изготовили только одну такую машину, сданную в феврале 1936 года. Она стала персональным самолетом морского министра. Месяцем позже флот получил второй самолет, XR3O-1. Он отличался двигателями модификации R-985-E3 (как L-10В) и возможностью быстрого конвертирования салона из пассажирского в санитарный.
Авиационный корпус армии тоже покупал Electra" у Lockheed. Самым интересным из армейских вариантов следует считать ХС-35 - летающую лабораторию для высотных полетов. Ее называли "субстратосферным самолетом". По заданию требовалось создать экспериментальную машину, оснащенную герметизированным фюзеляжем и турбонагнетателями на моторах. И то, и другое тогда являлось новинкой. Проект разрабатывался под руководством Ф.Смита.
Самолет получил совершенно новый фюзеляж круглого сечения. Заклепочные швы первоначально собирались герметизировать лентами ткани, вымоченными в клее, но испытания на образцах показали, что такое уплотнение недостаточно надежно. Выход нашли в применении нового синтетического материала фирмы "Дюпон".


Еще армия купила три обычных L-10А с моторами R-985-13, обозначенные военными Y1C-36. Один из них разбили в феврале 1938 года, а два других служили до начала Второй мировой войны. Почти идентичен им был единственный Y1С-37 для национальной гвардии.
В июле 1936 года специальный L-10E изготовили для знаменитой летчицы Амелии Эрхарт. Он имел дополнительные фюзеляжные бензобаки, увеличивавшие запас топлива вшестеро против стандартного, и радиополукомпас. Большую часть окон в пассажирском салоне за ненадобностью зашили металлом.
Electra непрерывно строились до февраля 1940 года, параллельно с более поздними самолетами L-14 Super Electra и L-18 Loadstar. Затем последовал перерыв в заказах до января 1941 года, когда производство возобновили, изготовив еще десять машин. Последнюю Electra сдали "LAN-Чили" 18 июля 1941 года, построив всего 148 самолетов.


Когда началась Вторая мировая война, многие L-10 попали в военно-транспортную авиацию. В США реквизировали 15 L-10A, получивших в ВВС обозначение С-36А, пять L-10E (С-36В) и семь L-10B (С-36С). В январе 1943 года их переименовали соответственно в UC-36A, UC-36B и UC-36C. Они эксплуатировались только в тылу, на территории США. С 1944 года те машины, которые еще могли летать, стали возвращать в гражданскую авиацию. Два старых Y1C-36 передали по программе военной помощи в Бразилию.
Мобилизовали и часть машин British Airways. Самый первый самолет реквизировали в день объявления войны Германии, 3 сентября 1939 года, еще три - в апреле 1940 года. Все они служили в 24-й эскадрилье в Англии. Последний из них списали в июле 1942 года. Еще четыре-пять Electra (в том числе один L-10B) вошли в Королевские ВВС в 1940 году. Они работали на Ближнем Востоке и в Африке, а один самолет летал в Индии до июля 1946 года.
В канадские ВВС вошли 12 L-10A и три L-10B. Там они применялись не только как транспортные, но и как учебные. У бразильской армии в итоге оказались, кроме двух Y1С-36, четыре L-10А и один L-10B. Один L-10A под конец своей жизни попал в крошечные ВВС Гондураса.


После войны довольно много Electra числилось в гражданской авиации Бразилии, Эквадора, Коста-Рики и других стран Центральной и Южной Америки. Там они дожили до 1970 годов. Немало машин летало до этого времени и в других государствах. В середине 1960 годов в США имелось девять пригодных к полетам самолетов, шесть - в Канаде и один - в Австралии. В Штатах последняя машина этого типа закончила свою карьеру приводнением в Массачусетской бухте в августе 1967 года. Это был бывший XR3O-1. На 32 году жизни заслуженный ветеран все еще продолжал летать в цветах небольшой компании Provincetown-Boston Airlines.

Electra не обошли стороной и нашу страну. Всего в нашу страну различными путями попало 4 или 5 подобных самолетов...


Модификации :
Electra 10-А основной серийный вариант с двигателями Pratt & Whitney Wasp Junior SB; построен 101 самолет.
Electra 10-В аналог модели Electra 10-А, но оснащенный двигателями Wright R-975-E3 Whirlwind мощностью 440 л.с.
Electra 10-С вариант для компании Пан Америкэн Эйруэйз, оснащенный двигателями Wasp SC1 мощностью 450 л.с.; построено 8 самолетов.
Electra 10-D планировавшийся военный вариант; не был построен.
Electra 10-Е аналог модели Electra 10-А, но оснащенный двигателями Wasp S3H1 мощностью 600 л.с.; построено 15 самолетов; наиболее известным из них был NR16020, на котором во время попытки совершения кругосветного полета 2 июля 1937 года пропали без вести Амелия Ирхарт и штурман Фрэд Нунан.
XR20-1 обозначение одного самолета для штаба ВМС США, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-985-48 мощностью 450 л.с.
XR30-1 обозначение одного санитарно-транспортного самолета для Береговой охраны США, оснащенного двигателями Wright R-975-E3 мощностью 440 л.с.
XC-35 вариант стандартной модели Электра с герметичной кабиной, оснащенный двигателями с турбонагнетателем Pratt & Whitney XR-1340-43 мощностью 550 л.с.; использовался для изучения герметизации и использования двигателей с турбонагнетателем.
Y1C-36 вариант Electra 10-А, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-985-13 мощностью 450 л.с.; использовался в качестве транспортного самолета.
С-36А (позднее UC-36A) обозначение 15 самолетов Electra10-А, реквизированных для военной службы в ВВС США (USAAF) во время Второй мировой войны.
С-36В (позднее UC-36B) обозначение пяти самолетов Electra 10-Е, реквизированных для службы в ВВС США.
С-36C (позднее UC-36C) обозначение семи самолетов Electra 10-В, реквизированных для службы в ВВС США.
Y1C-37 обозначение самолета, в целом похожего на модель Y1C-36.

ЛТХ:
Модификация Model 10-A
Размах крыла, м 16.76
Длина, м 11.76
Высота, м 3.07
Площадь крыла, м2 42.58
Масса, кг
пустого самолета 3221
нормальная взлетная 4763
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-985-13 Wasp Junior
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость , км/ч 323
Крейсерская скорость , км/ч 312
Практическая дальность, км 1072
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7315
Экипаж 3
Полезная нагрузка: до 10 пассажиров
Вооружение: 2 12.7-мм пулемета.
Иногда до 907 кг легких бомб

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow