?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Curtiss JN-4 — учебно-тренировочный биплан. Выпускался компанией Curtiss Aeroplane and Motor Co.. Всего было построено свыше 6 тысяч самолётов Кертисс JN-4.
Curtiss JN-4 — это самый известный американский учебный самолет 20-х — 30-х годов. Многие американцы начали свой путь в небо на этих Jenny. Собственно в Америке он также известен как и De Havilland DH 82 Tiger Moth в Великобритании. Достаточно большое количество этих самолетов сохранилось в музеях: больше 30 включая реплики...
из музея в Пенсаколе

из Cradle of aviation museum

Naval museum, Pensacola Fl
Cradle of Aviation Museum
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет Curtiss JN-4D Jenny с заводским номером MSN 490 и бортовым 995.
Немного истории:
Построен как JN-4D с заводским номером 490
Поступил на службу в United States Navy с BuNo A0995.
После списания в частные руки c/r N75234 (JN4D, 490).
15 октября 1974 новый владелец c/r N75234 (JN4D, 490).
В 1977 попал в National Naval Aviation Museum, Pensacola NAS, Pensacola, FL.


JN-2 представлял собой биплан с крыльями равного размаха, с элеронами на обоих крыльях и хвостовым оперением с большим рулем направления. Впрочем, самолет оказался неудачным, и на его базе были разработаны новые модификации - JN-3 и, наконец, знаменитый JN-4, двухместный биплан, получивший вскоре прозвище "Jenny" и активно эксплуатировавшийся в межвоенный период. С апреля 1917 года, когда США вступили в Первую мировую войну, данный самолет стал строиться большой серией - именно на таких машинах прошли подготовку почти 95% всех американских и канадских пилотов. Чуть позже, в 1919-1920 годах, тысячи таких аэропланов заполонили небо Америки - самолеты можно было видеть на различных ярмарках, авиа шоу и прочих мероприятиях.


В первоначальной конфигурации JN-4 во многом напоминал JN-3. Первые образцы появились в июле 1916 года, когда 105 машин закупила Великобритания и 21 - Армия США. Еще часть самолетов была приобретена частными заказчиками, а значительное количество таких машин осталось в распоряжении летных школ компании Curtiss. По результатам эксплуатации британскими летчиками моделей JN-3 и JN-4 Curtiss разработала модификацию JN-4A, получившую впоследствии обозначение Model 1 в соответствии с введенной Curtiss в 1935 году новой системой присвоения обозначений и отличавшуюся рядом новых конструктивных элементов - например, увеличенным хвостовым оперением. Всего был выпущен 781 самолет, в том числе 87 машин на канадском предприятии. Армия США приобрела 601 самолет, а ВМС США - пять машин, остальные были экспортированы в Великобританию.


В конце 1916 года появилась модификация JN-4B (Model 1А), которая отличалась от JN-4A наличием еще большего хвостового оперения и двигателем OX-2. Среди заказчиков данной модификации оказалось множество частных покупателей и летных школ, а Армия США приобрела 76 самолетов, ВМС - девять машин.
После двух экспериментальных самолетов модели JN-4C были созданы очень удачные модификации JN-4 Can и JN-4D (Model 1С). Первый из них был спроектирован на базе модели JN-3, принадлежавшей компании Curtiss "Canadian Aeroplanes Ltd", и вскоре стал известен под обозначением "Canuck". Всего были выпущены 1260 машин, из которых 680 закупила Армия США, а основная часть оставшихся использовалась в качестве основного учебного самолета в Канаде.


JN-4 Can использовался в канадских ВВС до 1924 года, а самолеты, находившиеся в частном владении, продолжали эксплуатироваться еще и в 1930 годах. Джон Эриксон, главный инженер компании "Canadian Aeroplanes Ltd", в 1927 году собрал 127 самолетов, большей частью с использованием запчастей, оставшихся на складах. Некоторые самолеты были оборудованы третьей кабиной - такие машины получили название "Ericson Special Three".
JN-4D появился в июне 1917 года и был почти сразу запущен в крупносерийное производство - в период с ноября 1917 года по январь 1919 года были собраны 2812 машин. Причем к программе были привлечены еще шесть других американских компаний - настолько высока была потребность военных в данном самолете. Кроме некоторых новых черт, самолет объединял в себе самые успешные элементы самолетов JN-4 Can и JN-4A (управление с помощью ручки вместо Y-образного штурвала системы Депердюссена - от первого, а также двигатель - от второго аэроплана).


Окончание Первой мировой войны привело к расторжению контракта на 1100 самолетов модели JN-4D-2 - военные получили только прототип, а еще несколько самолетов были в 1919 году проданы частным владельцам.
В соответствии с распоряжением о массовом выпуске тренировочного самолета для продвинутой летной подготовки на самолет JN-4D был установлен новый, более мощный двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 л.с., строившийся компанией "Wright" по лицензии. Получившаяся в результате модель JN-4H (Модель 1Е) находилась в серийном выпуске с конца 1917 года и до заключения мира в 1918 году. Армии США были поставлены 929 таких машин. Кроме этого, существовали варианты самолета JN-4H с дублированной системой управления (JN-4HT) для подготовки бомбардиров (JN-4HB) и стрелков (JN-4HG).


Еще один тренировочный самолет для продвинутой летной подготовки, JN-5H, был построен по требованию Армии США, но военные в итоге выбрали самолет Vought VE-7. После этого JN-5H был переделан в модификацию JN-6H (Model 1F) с усиленной системой управления элеронами.
Армия США приобрела 1035 самолетов JN-6H в нескольких вариантах: JN-6HB - самолет с одинарной системой управления для тренировки в бомбометании, JN-6HG-1 - тренировочный самолет с дублированной системой управления, JN-6HG-2 - самолет с одинарной системой управления для тренировки стрелков, JN-6HO - самолет с одинарной системой управления для тренировки наблюдателей и JN-6HP - самолет с одинарной системой управления для тренировки летчиков-истребителей.
В условиях послевоенной экономии средств, Армия США была вынуждена больше модернизировать уже имеющиеся самолеты, чем закупать новые.


Эта задача была возложена на обслуживающее подразделение Армии США, которое до 1926 года усовершенствовало много ранних моделей. Все модернизированные самолеты использовали двигатели Hispano-Suiza компании "Wright" мощностью 180 л.с. и были переименованы в JNS (JN Standardised). Всего было изготовлено 200-300 тренировочных самолетов JNS. Армия США использовала самолеты JN-4A, JN-4D и JN-4 Can для начальной подготовки вплоть до 1919 года. Имевшие большую мощность силовой установки JN-4H и JN-6H продолжали эксплуатироваться до середины 1920 годов, а последние "Jenny" были списаны Армией США в 1927 году.
Между тем с 1919 года все больше самолетов "Jenny" поставлялось частным владельцам, многие из которых использовали их для зарабатывания себе на жизнь, демонстрируя различные трюки на авиашоу и ярмарках. Самолеты "Jenny" стали хорошо известны целому поколению граждан во всех уголках Соединенных Штатов.



Еще один самолет с неизвестным номером – JN-4 в экспозиции Cradle of Aviation Museum в Garden City, New York. Этот самолет принадлежал Charles Lindbergh на нем он летал задолго до своего трансатлантического перелета. Lindbergh купил этот самолте в Americus, Georgia,за $500 в мае 1923 года, и продал его своему курсанту из Iowa в следующем октябре. Самолет был восстановлен покойным George Dade в 1970 годах и находится на хранении от Long Island Early Fliers Club.

Модификации:
Хотя первые серии JN-4 были почти идентичны JN-3,серии JN-4 основывались на заказах 1915–1919 годов.

JN-4A — серийная версия JN-4, 781 построено
JN-4B — эта версия была оснащена поршневым двигателем OX-2; 76 было построено для U.S. Army, и 9 для U.S. Navy.
JN-4C — экспериментальная версия, только 2 было построено
JN-4 (Canadian) Canuck — версия строившаяся канадцами, 1,260 построено Canadian Aeroplanes Ltd. для RFC в Canada/RAF и USAAC: независимо от JN-3, он имел более легкий планер, элероны на обоих крыльях, больший и закругленный руль направления, крылья различной формы. Они использовались в USAAC ограниченно.
JN-4D — улучшенная версия, использует ручку управления как на JN-4 (Canadian) 2,812 построено
JN-4D-2 — только один прототип, измененное крепление двигателя.
JN-4H — двухместный продвинутый учебный биплан с элеронами на обоих крыльях, 929 построено для U.S. Army,использовал построенный Wright Aeronautical по лицензии двигатель Hispano-Suiza 8 V-8
JN-4HT — двухместный продвинутый учебный биплан
JN-4HB — учебная бомбардировочная версия
JN-4HG — учебная стрелковая версия
JN-4HM — связная модификация JN-4HT, оснащенная Wright-Hisso E 150-hp (112-kW), 6 конвертировали,использовались для полетов первых US Air Mail (май-август, 1918)
JN-5H — продвинутый учебный биплан, только один построен
JN-6 — улучшенная версия учебного биплана JN-5, использовала 4 элерона, 1,035 построено для US Army и 5 для U.S. Navy
JN-6H — улучшенная версия JN-6
JN-6BH — учебная бомбардировочная версия
JN-6HG-1 — двухместный, учебная версия со сдвоенным управлением, 560 построено из JN-6, 34 для US Navy
JN-6HG-2 — стрелковый учебный самолет с одним управлением самолетом. 90 поставлено
JN-6HO — наблюдательный учебный самолет с одним управлением самолетом, 106 поставлено
JN-6HP — учебный истребитель-перехватчик
JNS ("standardized") — в послевоенные годы начала 1920 от 200 до 300 самолетов U.S. Army были приведены к общему стандарту.

"Specials" версии:

Allison Monoplane — конверсия JN-4 (Can) G-CAJL компанией Allison, Kansas, которая установила крыло parasol вместо бипланной коробки, сделан лишь один самолет
Curtiss Special (1918) — уменьшенный,построенный под заказ, одноместный вариант для Katherine Stinson, оснащенный 100 сильным (74.5-kW) OXX-6
Ericson Special Three — некоторые восстановленные самолеты,построенные Canadian Aeroplanes Ltd. были оснащены третьей кабиной.
Hennessey Monoplane — конверсия в моноплан 1926 года от James R. Hennessey, трехместный транспорт,с 90-hp Curtiss OX-5, размах: 36 ft (11 m) длина: 25 ft (7.6 m)
Severski 1926 biplane — это JN-4 с шасси в виде лыж на колесиках, один экспериментальный самолет конвертированный компанией Seversky
Sperry Monoplane — конверсия предложенная Sperry Company,которая смонтировала крыло parasol вместо бипланной коробки
Twin JN — увеличенный двухмоторный вариант JN-4, оснащенный двумя двигателями OXX-2, построен в 1916 как JN-5 в качестве наблюдательного самолета; увеличенный размах крыльев,новый руль направления от Curtiss Model R-4.Всего было построено 8 Twin JN, из них два для службы в US Navy.


Лётно-технические характеристики (JN-4D)
Экипаж: 2 человека
Длина: 8,33 м
Размах крыла: 13,3 м
Высота: 3,01 м
Площадь крыла: 32,7 м²
Масса пустого: 630 кг
Максимальная взлётная масса: 871 кг
Масса полезной нагрузки: 241 кг
Запас топлива: 946 л (до 3х 568 л ПТБ)
Двигатели: 1× поршневой Curtiss OX-5
Мощность: 1× 90 л.с. (67 кВт)
Максимальная скорость: 121 км/ч
Крейсерская скорость: 97 км/ч
Практический потолок: 2 000 м

Comments

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow