?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый полет с Дмитрием Евгеньевичем это возможность научиться чему то новому или по другому,критично взглянуть на свои умения. Вот и вчера 30 октября 2016 года мы вылетели с ним из Мячково на Северку на Мушкетере.





Beechcraft Musketeer и все около него
Beechcraft Musketeer и все около него ч.2
Падал небольшой снег,но видимость горизонтальная и тем более вертикальная были вполне себе приемлемыми. В общем небольшой и до боли знакомый и простой перелет из точки А в точку Б начался вполне традиционно. Но дальше Дмитрий Евгеньевич поднял вот какой вопрос: а ну как мы теряем возможность управлять самолетом с помощью штурвала? Наши действия? Вообще все это я пишу тут для того,чтобы самому получше закрепить все навыки и знания,которые получил в этот день и чтобы всегда была возможность их вспомнить прочитав это,ну и может кому нибудь польза будет. Чуть позже привинчу видео всякие.

По дороге заскочили на короткую полосу:






А погоды стояли такие:






Ну так вот,что вы будете делать в том случае,если вдруг поняли,что самолет не реагирует на действия штурвалом,при этом вы не падаете и самолет летит. У вас в арсенале остались еще управление двигателем,триммер руля высоты и педали с рулем направления.... По практике Дмитрия Евгеньевича большинство курсантов начинают рассказывать о мгновенном подборе площадки для посадки.... Хм,вы когда нибудь пытались посадить самолет без штурвала на огромный аэродром? Нет,ну тогда попробуйте,занимательное действо. Исходя из такого опыта вывод один: если самолет не падает,а летит,то вы первым делом смотрите на остаток топлива,понимаете сколько у вас есть времени на тренировку и возможность добраться до как можно большего аэродрома.... Тут же свои слова Дмитрий Евгеньевич начал иллюстрировать полетом на Северку без штурвала. До сих пор я проделывал такие штуки на Хаски и должен сказать,что в воздухе,да и до определенной высоты и скорости это вполне управляемая ситуация,но ....

Но вот когда вы начинаете уже подходить к высоте выравнивания вас подстерегает фантастическое раскачивание по поперечой оси,при этом в какой то момент триммера может не хватить и в общем первая ваша попытка может завершиться морковкой или же сваливанием с приличной высоты. Мы подойдя к Северке проделали несколько заходов в таком режиме. При этом почти все не особо успешных в этот раз.
Дмитрий Евгеньевич пытался подобрать степень выпуска закрылков,скорость,при которых у вас хватало триммера для управления самолетом. Чтобы посадить самолет с такой проблемой вы должны заводить его как можно более полого иначе попытка выравнивания его с помощью триммера и РУДа превращается то в пикирование,то в взмывание вверх при которых вам может не хватить ни времени ни хода руда или триммера.... В общем занятное дело. Понимаю,что вероятность того,что такое произойдет маловероятно и скорее всего все будет выглядеть по другому,с какими нибудь попутными багами... Но как возможность понять свой самолет,просто потренировать навыки пилотирования и психологическую устойчивость, это очень даже. В процессе тренировки порой приходилось выхватывать самолет у самой земли из пикирования, у меня разок нервы не выдержали и я схватился за штурвал в чем был неправ:-))))
Первый заход на Северку без штурвала:





И еще несколько подобных заходов:







После нескольких заходов мы зашли и сели по нормальному,а через некоторое время Дмитрий Евгеньевич меня допинал на очередную тренировку в воздухе:-))) Я хоть и летаю много и на разных бортах,но так или иначе в каких то стандартных ситуациях с внутренним самоуспокоением,что я уже ого го и могу многое хотя надо себе отдавать отчет,что без постоянных тренировок и познания чего то нового дальше двинуться нельза...
А чем круче ты себя считаешь,тем страшнее психологически тебе показать другим какие то свои косяки или просчеты(с высокого дерева падать больнее),поэтому я всячески пытался соскочить,понимая,что косячить буду сильно:-))) Но интерес все же пересилил и вот мы вновь в воздухе на Мушкетере. Взлетели по короткому с курсом 50 уже были у первой РД в воздухе. Для этого вначале разгоняемся,потом довыпускаем закрылки на троечку и чуть подождав подрываем.... Но тут я тоже накосячил: на полосе снег и поэтому разумнее было сразу выпустить закрылки на максимум,чтобы вырвать самолет из снежной каши,а потом уже над землей его разгонять и потихоньку убирать закрылки.... Хотя в общем это все я понимал,но вот спешка и боязнь показать свое ошибки играет нехорошую роль...


Взлетели и пошли сразу во вторую зону. Дмитрий Евгеньевич попросил меня сделать вираж влево с креном 15 градусов. Я сразу же начал косячить: не посмотрел на точку входа,а значит непонятно как мне точно выйти из виража,далее в стремлении сделать все круто,я впилился в приборы лишь изредка выглядывая за окно. А правильно я должен был лишь тридцать процентов времени смотреть на приборы и семьдесят за окно. Мне нужно было создать нужный крен,при этом сохраняя высоту,отметить при этом положение капота относительно горизонта и далее контролировать именно его. Да,я конечно приблизительно справился,но... Потом делали 30 вправо,потом 45. И вот практика показывает,что точно выдержать вираж с большим креном проще,чем с малым и если вам закрывают приборы,то визуально вы делаете вираж лучше,чем если приборы вам доступны. Надо тренироваться.

Следом мы обсудили вопрос с действиями в случае отказа двигателя. Я традиционно дал штурвал от себя и начал искать место для посадки на что получил по рукам... И заслуженно. Обычно при отказе двигателя в горизонте у нас скорость существенно выше,чем лучшая скорость для планирования,поэтому если вы не совсем начинающий пилот,то при такой ситуации у вас есть возможность конвертировать этот избыток скорости в дополнительную высоту,с которой вы уже будете планировать с наиболее выгодной для этого скоростью.... Все это иллюстрировалось на опыте.

Следом Мушкетер был загнан в кабрирование с большим углом,прибран газ и я должен был вывести самолет из этого положения,я естественно как лох отдал штурвал от себя:-((( В такой ситуации есть большой риск получить остановку двигателя. При наличии высоты более разумным является крен вплоть до 90 градусов в любую сторону. Это делается быстрее,без побочных эффектов...И вы смело переводите самолет в нормальное положение....


Так слегка выяснив мою закостенелость и зашоренность мы пошли к ВПП тренироваться дальше....

Первым делом я тоже попробовал заход без штурвала. На Мушкетере я этого еще не делал и скажу вам непростое это дело:-))) Буду тренироваться дальше.

Далее Дмитрий Евгеньевич заставил меня сделать конвейер визуально со всеми закрытыми приборами как то скорость и тд и тп. Это к моему счастью оказалось достаточно просто. В общем когда много летаешь,то начинаешь чувствовать на какие углы выходит самолет и где летишь быстро,а где надо поддержать.Но в общем полезная штука. Знаю Игорь Львович Хомутов из Челавиа своих курсантов в Мячково так тренирует....
Видео захода без приборов:







Потом Дмитрий Евгеньевич усложнил мне задачу. Он закрыл мне полностью видимость своей курткой оставив возможность смотреть только в левое боковое окно. Такая ситуация у нас с Сашей Хотяшовым была на заре нашей летной карьеры,когда мы попали в обледенение и садились на Волжанке. Вроде как понятно,что делать: заходишь в скольжении и дальше перед посадкой выравниваешь и садишься... Ну в общем летая на Питтце и Хаски,где вперед все равно ничего не видишь думаешь,что все легко,но.... Это если вы можете смотреть в оба боковых стекла,а вот если в одно? На курсе захода 50 на Северке самолет делает правый разворот при этом это не разворот на 90 градусов,а плавная такая окружность,чтобы не задеть деревню. А смотреть то вы можете лишь в левое окно!!! Ну в общем выйти на полосу и почти сесть удалось,но... А но то следующее: когда вы смотрите в боковое окно и при этом одно,то у вас возникают непонятки или иллюзии,что край полосы то идет на вас,то от вас и вы начинаете исправлять это,чем раскачиваете самолет и в итоге уход на второй круг. А с каждой новой попыткой риск того,что ваше нервное напряжение будет вам мешать лишь выше....
Видео моего кривого захода с видом в левое окно:






После этого Дмитрий Евгеньевич поднял самолет повыше,прибрал двигатель и попросил не трогая руд посадить самолет. В общем такие тренировки с отказом я не делал наверное никогда. Сел в торец без проблем,но правильнее наверное было оставить себе запас и коснуться подальше от торца. После этого Дмитрий Евгеньевич показал свою версию захода и при этом возможности самолета по уменьшению скорости с помощью скольжения. Если у вас крепкий самолет и риска оторвать ему хвост нет,то очень глубокое скольжение,у нас оно доходило до срывной тряски(при этом чуть штурвал от себя и ослабить давление на педаль и все возвращается в норму) дает вам возможность эффективно сбрасывать скорость при крутой глиссаде. А если вы будете переходить от скольжения в одну сторону на скольжение в другую,то торможение будет эффективнее тк так раскачивая самолет вы его можете вогнать в более глубокое скольжение,которое одними педалями не достигнешь. Но тут тоже надо знать свой самолет иначе....
Имитация отказа двигателя:








После этого мы забрались на 300 метров и меня попросили зайти по максимально крутой глиссаде. тут то я и попытался применить увиденное,но не очень удачно тк просквозил над полосой,но навык полезный....
Видео захода с 300 метров:






Плюс еще Дмитрий Евгеньевич показал мне как на Мушкетере можно ехать по полосе на одном колесе. На сухой полосе есть риск скольжения и вероятность разуть самолет при не очень умелых действиях,но тут полоса скользкая и снег. Вопрос в скорости.У меня не очень получалось,периодически носовая стойка касалась земли. Мушкетер вообще такой самолет,который не очень любит держать носовую стойку. сразу после касания он ее опускает,как бы вы не тянули штурвал на себя. Продолжим тренировки:-))
Посадка на одно колесо,несколько попыток:







Ну и наконец просто короткая посадка на полосу. Все хорошо,правда коснулся я видимо за метр до торца и остановился до первой РД несмотря на то,что тормоза почти не работают на такой поверхности. В общем мне очень понравился такой курс повышения мастерства. Буду теперь понемногу все эти упражнения применять при своих маршруточных полетах:-)))
Видео короткой посадки на Мушкетере:






Ну и под закат путь домой с Северки на Мячково,где Дмитрий Евгеньевич все же посадил Мушкетера без штурвала. Правда при этом мы слегка грюкнулись,по его оценкам где то на 1,4 g. Но сели и это было круто!!!У нас сзади сидел Женя Овсянников,что сильно осложняло ситуацию:-)))
Видео посадки в Мячково без штурвала:







Все на самолеты,а кто на самолетах на тренировки...:-))) Большое спасибо Дмитрию Евгеньевичу Сухареву за школу....

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow