?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Fairey Battle — британский одномоторный цельнометаллический лёгкий бомбардировщик. Спроектирован в конце 1930 годов фирмой Fairey Aviation. Всего построено 2185 самолетов различных модификаций. Отдельные самолеты несли службу вплоть до 1949 года.

Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

тут полная история нашего самолета

В июне 1933 года для участия в конкурсе на новый бомбардировщик пригласили 12 самолетостроительных компаний. Восемь ответили согласием. К 26 сентября требовалось представить предварительные проекты. В итоге к сроку семь фирм подготовили 11 проектов - Fairey представила три, а Hawker и Vickers - по два варианта. Как и предусматривалось заданием, все самолеты являлись монопланами, но они сильно отличались друг от друга. Так, оба бомбардировщика фирмы Hawker имели открытые кабины, а один из проектов Vickers предусматривал паровое (испарительное) охлаждение двигателя.


В феврале 1934 года все предложения рассмотрела специальная комиссия. Она выбрала проект фирмы Armstrong Whitworth и один из вариантов Fairey, обозначенный как type B. 11 июня 1934 года каждой из этих фирм заказали постройку опытного образца. Но реализация проекта Armstrong Whitworth сильно затянулась, надолго отстав от конкурента. А разработка Fairey тем временм вылилась во фронтовой бомбардировщик Fairey Battle, строившийся серийно и в больших количествах.


Конструкторам Fairey, которых возглавил выходец из Бельгии инженер Marcel Lobelle, предстояло сильно поработать, чтобы удовлетворить все заложенные в задание требования. Первоначально для самолета выбрали экспериментальный 12-цилиндровый двигатель Р.12 Fairey Prince , который моторное отделение фирмы пыталось довести до ума с начала 1930 годов. Он должен был развивать 850 л.с, что с точки зрения самолетостроителей являлось минимумом для задания Р.27/32. Недостаточную тяговооруженность собирались компенсировать малым весом планера и его аэродинамикой.


Конструктивно проект Lobelle соответствовал новейшим тенденциям самолетостроения. Новый бомбардировщик с самого начала создавался как свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. Машина была цельнометаллической,только рули и элероны были обтянуты тканью . Металлическая обшивка выполнялась несущей, частично разгружавшей силовой набор. Чтобы облегчить фюзеляж, отказались от традиционных стрингеров, заменив их фигурной отбортовкой панелей обшивки. Каждый из двух членов экипажа имел отдельную кабину со своим полностью закрытым фонарем. В передней располагался пилот, а в задней - стрелок-радист, он же бомбардир.


Основные стойки шасси гидроприводом убирались назад в крыло. В убранном положении колеса наполовину выступали из плоскости, обеспечивая защиту центроплана в случае посадки на брюхо. За колесами поставили небольшие обтекатели, задние секции которых отклонялись вместе со щитками. В хвостовой части стояло небольшое поворотное хвостовое колесо, не убираемое в полете.


Стрелковое вооружение согласно заданию состояло из двух пулеметов калибра 7,69 мм. Один, Vickers K, монтировался в задней кабине на шкворневой установке. Последняя секция фонаря в боевом положении сдвигалась вперед по полету и поворачивалась, прикрывая стрелка от набегающего потока воздуха. Второй пулемет - синхронный Browning - установили в корневой части правого крыла. Из него стрелял пилот, пользуясь прицелом под ветровым козырьком.


Вся предписанная заданием бомбовая нагрузка, 454 кг, находилась внутри самолета - в четырех бомбоотсеках в крыле. Бомбы подвешивались на специальных телескопических держателях, позволявших сбрасывать их и на пикировании. Вариантов загрузки существовало всего два: четыре бомбы по 113,5 кг или две по 227 кг (в ближних к фюзеляжу отсеках). При небольшой дальности полета за счет неполной заправки бензином можно было взять еще две бомбы по 113,5 кг. Они подвешивались на наружных держателях под плоскостями. Для учебных целей на этих же замках крепили мосты (с четырьмя балками каждый) для практических бомб мелкого калибра.


Так выглядел полноразмерный макет, изготовленный в 1934 году и предъявленный заказчику. Но впоследствии конструкцию самолета пришлось значительно переработать. Английские ВВС потребовали увеличить экипаж до трех человек, введя в его состав штурмана-бомбардира. Между стрелком и пилотом поместили штурмана, который работал с бомбовым прицелом лежа. Мотор Prince так и не достиг нужной степени надежности. Lobelle решил заменить его новым двигателем Rolls-Royce PV.12, который тоже находился в стадии испытаний. PV.12 в дальнейшем превратился в Merlin.
Доводка Merlin затянулась и это задержало постройку опытного образца машины. Он совершил свой первый полет 10 марта 1936 года. Пилотировал машину К. Стэнилэнд.


В ходе испытаний самолет с двигателем Merlin F и трехлопастным винтом фиксированного шага достиг скорости 414 км/ч, что было чуть лучше требований заказчика. Дальность полета оценили в 1580 км при требуемой 1650 км. В общем,даже для 1936 года данные были не слишком высокими.
Но с 1935 года английская военная авиация начала бурно расширяться. Самолеты запускали в производство не потому, что они были лучшие , а лишь потому, что их можно быстро поставить на конвейер. Повезло и достаточно отработанный с точки зрения технологии нашему бомбардировщику Fairey Battle. Первый заказ на 155 машин разместили еще в середине 1935 года, то есть до завершения постройки опытного образца.


В начале 1936 года самолет стал официально называться Battle. Одновременно стали понятны отличия серийных самолетов от прототипа. Кроме введения в состав экипажа штурмана,установили винт изменяемого шага и новые выхлопные патрубки. Некоторые изменения внесли в заднюю кабину. Чтобы удобнее разместить штурмана, ее сдвинули к хвосту, а фонарь продолжили небольшим гаргротом. При подготовке к бою коническая секция гаргрота поворачивалась вокруг своей оси, открывая вырез, через который пулемет переводился в боевое положение.
Втулка нового ВИШ de Havilland была больше,чем у старого ВИШ Fairey Reed. Попытка закрыть ее коком не удалась - кок не вписывался в обводы капота без их существенного изменения. Поэтому от кока отказались совсем. Все первые серии самолетов оснащались двигателями RR Merlin I в 1030 л.с.
Серийные бомбардировщики оказались существенно тяжелее и тихоходнее опытного. Головной серийный Battle на испытаниях в июне 1937 года показал всего 388 км/ч. А с бомбами скорость была еще ниже.

Серию начал выпускать в апреле новый завод Fairey в Стокпорте. К концу мая 1936 года предприятие уже получило заказы на 655 бомбардировщиков. 17 августа министерство авиации подписало контракт с фирмой Austin motors. Она должна была изготовить по лицензии 400 Battle на своем заводе в Лонгбридже.


Выпуск последних модификаций Battle прекратили в сентябре 1940 года. Всего построили 2185 самолетов, из них 1156 на заводе Fairey и 1029 - на Austin. При этом аннулировали заказы еще примерно на 100 машин. Далее шла только переделка ранее выпущенных самолетов для учебных целей. В качестве учебно-тренировочных машин Battle служили всю войну.
В 1949 году изношенные самолеты быстро пустили на слом. Когда спохватились, что нужно сохранить образцы для музеев, уже ничего не осталось. Лишь в 1960 годах из двух найденных в разных местах машин собрали одну для английского музея авиации в Хендоне. Есть еще четыре экземпляра в других странах,но в Англии он один.


Модификации:
Fairey Day Bomber прототип (K4303).
Battle Mk I трехместный легкий бомбардировщик. Это первая серийная версия,которая была оснащена 1,030 hp (770 kW) Rolls-Royce Merlin I рядным поршневым двигателем.
Battle Mk II трехместный легкий бомбардировщик. Оснащена 1,030 hp (770 kW) Rolls-Royce Merlin II рядным поршневым двигателем.
Battle Mk V трехместный легкий бомбардировщик. Оснащена Rolls-Royce Merlin V рядным поршневым двигателем.
Battle T После мая 1940, некоторое количество Battle Mk I, II и V были конвертированы в учебные самолеты.
Battle IT После мая 1940, некоторое количество Battle Mk I, II и V были конвертированы в учебные самолеты с турелью установленной сзади.
Battle IIT В октябре 1940, один RCAF Battle Mk I был конвертирован в прототип для будущей серии,оснащен 840 hp Wright Cyclone R-1820-G38. Battle IIT был задуман как временная мера,пока были недоступны RR Merlin.
Battle TT После мая 1940, некоторое количество Battle Mk I, II и V были конвертированы в буксировщик мишеней; 100 построено.
Battle TT.Mk I Буксировщик мишеней. Это последняя серийная версия; 226 построено.

ЛТХ Battle Mk.III:
Экипаж: 3 человека
Длина: 12,85 м
Размах крыла: 16,46 м
Высота: 4,72 м
Площадь крыла: 39,2 м²
Масса пустого: 3 015 кг
Масса снаряжённого: 4 895 кг
Двигатели: 1× Rolls-Royce Merlin II V-образный 12-цилиндровый жидкостного охлаждения
Мощность: 1× 1030 л.с. (770 кВт)
Максимальная скорость:
у земли: 338 км/ч
на высоте: 412 км/ч на 4 570 м
Крейсерская скорость: 338 км/ч
Практическая дальность: 1 600 км
Практический потолок: 7 600 м
Скороподъёмность: 4,7 м/с
Нагрузка на крыло: 125 кг/м²
Тяговооружённость: 157 Вт/кг
Пулемётное:
1× 7,7 мм Browning .303 Mk.II в правом крыле
1× 7,7 мм пулемёт Vickers K
Бомбовая нагрузка:
4× 110 кг бомб в бомбоотсеке
230 кг бомб на внешней подвеске

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
pkk_avia
Jan. 26th, 2016 07:39 pm (UTC)
Даа, мегасамолётище! А его модельку ты собирал в детстве?
igor113
Jan. 26th, 2016 07:49 pm (UTC)
Я вообще не собирал модельки в детстве!! Во первых их у нас в деревне не было,а во вторых времени не было:я учился:-)))
pkk_avia
Jan. 26th, 2016 09:06 pm (UTC)
Бедный. Деревянные игрушки у тебя хотя бы были?
lazy_flyer
Jan. 27th, 2016 07:23 am (UTC)
Интересный самолёт, но судьба у него была печальная. :)
( 4 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow