?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ki-100 — одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции, разработан на базе истребителя Kawasaki Ki-61 Hien, с заменой двигателя жидкостного охлаждения на двигатель воздушного охлаждения. Замена двигателя была вызвана разрушением моторостроительного завода в городе Акаси, выпускавшего двигатели для Ki-61, при налёте американской авиации 19 января 1945 года.
Разработан под руководством Такэо Дои. Первый полет прототипа состоялся 1 февраля 1945 года.
Принят на вооружение в феврале 1945 года под наименованием истребитель армейский тип 5.
Правильно ли я понимаю,что это последний сохранившийся Ki-100?

Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет собран на заводе Kawasaki в Kagamigahara в последнюю неделю июня 1945 года как KI-100 Otsu (Ki-100-1b BAPC.83/8476M ); произведен для Imperial Japanese Army Air Force. Заводской номер 16336.
Вся история нашего самолета тут


Проблемы с поставками двигателей Ha.40 и Ha.140 заставили фирму Kawasaki искать альтернативные пути решения. Планерами без двигателей были заполнены заводские стоянки, дороги, дворы и поляны в лесу в районе завода в Гифу. А Kawasaki продолжала упорно работать над развитием модели 2. Направление работ в Kawasaki было ориентировано на модернизацию модели 2 к мировым стандартам в части введения каплевидного фонаря кабины на Ki-61-II-Каi-c, намеченного в производстве как Ki-61-III "типа 3, модель 3". Несколько экземпляров Ki-61-III были даже завершены в виде прототипов и направлены для боевой оценки в 56-й сентай в район Осака-Кобе.


Однако 24 октября 1944 года, на совещании руководства фирмы Kawasaki с армейским командованием Koku Hombu было сказано, что армия не намерена более терпеть лоббирование производства "своих" двигателей, после чего Kawasaki был дан жесткий срок три месяца на переработку конструкции Ki-61 под любой из выпускаемых двигателей воздушного охлаждения. Причем фирма Kawasaki была проинформирована, о настойчивом желании Koku Hombu переделать существующие планеры модели 2 под новые и более надежные радиальные двигатели Mitsubishi Ha.112-11 Kinsei мощностью 1500 л.с., которые были вполне доступны. Koku Hombu был присвоен временный индекс Ki-100 для данного проекта, который так и остался за этой версией "Hien".
Однако все оказалось не так просто. Радиальный двигатель Kinsei был почти в два раза шире существующего фюзеляжа "Hien", и требовалось в кратчайшие сроки решить задачу сопряжения широкого двигателя с узким фюзеляжем, не меняя конструкции планера. В авральном порядке, на завод в Гифу был переправлен немецкий истребитель Фокке-Вульф Fw-190А-5,отправленный в Японию в конце 1943 года. С него был демонтирован двигатель BMW-801, чтобы изучить его крепление к фюзеляжу, чтобы успеть уложиться в данные девяносто дней. Фюзеляж Фокке-Вульфа был почти таким же узким, как "Hien", и конструктивные элементы монтажа немецкого двигателя были почти в точности скопированы на "Hien". 1 февраля 1945 года прототип Ki-100 впервые поднялся в воздух, поставив тем самым рекорд в скорости разработки нового самолета, срок от начала разработки до первого полета занял 99 дней.


Еще два прототипа были завершены в феврале и марте и первые же испытательные полеты полностью удовлетворили заказчика, после чего Ki-100 немедленно был принят на вооружение как "тип 5". После полного уничтожения очередным рейдом В-29 моторостроительного завода в Акаси, производившего двигатели Ha-40\140, в январе 1945 года, новая версия "Hien" стала единственным решением для продолжения производства истребителей Kawasaki. Технологический тупик, продолжавшийся несколько месяцев с принятием "тип 5" завершился, существующие планеры Ki-61 начали быстро оснащаться новыми моторами. К концу марта более тридцати новых истребителей были завершены как Ki-100-Ia "модель 1A", за исключением нового двигателя, полностью идентичных Ki-61-II-Каi-а "модель 2А". К концу мая существующие планеры были использованы и производство истребителей тип 5 продолжалось в оригинальном исполнении, как Ki-100-Ib "Модель IB" с каплевидным фонарем, как на последних Ki-61 "модель 3". Из задела планеров Ki-61 собрали 271 Ki-100-Ia,и еще 118 Ki-100-Ib были собраны до конца войны.


Новый истребитель оказался, существенно лучше по сравнению со всеми предыдущими моделями "Hien". Хотя максимальная скорость Ki-100-Ia был немного ниже, чем Ki.61-II-Каi-с не смотря на равную мощность двигателей, новый истребитель весил значительно меньше, что давало более высокую скороподъемность и значительное улучшение маневренности на высоте, на которой старый "Hien" реагировал вяло. К концу марта первые Ki-100-Ia были направлены для обучения экипажей в летную школу в Акено, а в дальнейшем и на Hitachi. После летных школ Ki-100 начал поступать и в истребительные сентаи. С апреля 1945 года новый истребитель появился в 5, 59, 200 и 244 сентаях, плюс в 81-м Независимом истребительном чутае. В мае и до конца июля, с появлением модели Ib, новые истребители поступили на вооружение 17, 18, 25, 111 и 112 сентаев. Истребитель Тип 5 появился как раз в то время, когда был крайне необходим. Несмотря на ухудшение обзора и снижения эффективности оперения из-за большого диаметра радиального двигателя, летные характеристики его были наилучшими из всех существующих армейских самолетов. Высоко эргономичные кабины, легкость и простота пилотирования, сделали процесс обучения на новом истребителе легким и быстрым.


В марте-апреле 1945 года опытные инструкторы из армейской летной школы Акено проводили сравнительные испытания Кi-100 и Кi-84, который считался лучшим истребителем в японской армии на тот момент. Они пришли к заключению, что Кi-100 с опытным пилотом всегда побеждает в воздушном бою. С середины апреля специальное подразделение с трофейными самолетами, среди которых был и захваченный в Китае P-51 Mustang, облетело многие базы ВВС Японии с целью подготовки пилотов к воздушным боям с американскими самолетами. В этом подразделении, именуемом "Летаюшим цирком" был и выдающийся боевой летчик майор Yasuhiko Kuroe.
Первый воздушный бой с участием Кi-100 произошел ночью 9 марта 1945 года. Первый же сбитый Кi-100 был отмечен 7 апреля 1945 года. В тот день самолет старшего сержанта Yasuo Hiema был сбит огнем с бомбардировщика В-29.


Использование нового истребителя вынужденно пришлось против В-29, перешедших к тому времени на налеты на города Японии с малых высот зажигательными бомбами, а рейды по промышленным районам осколочно-фугасными с больших высот. Для Ki-100 оптимальным было применение до высоты около 6000 м, здесь он был самым маневренным. Однако на высоте свыше 10 000 м, куда забирались В-29, новый истребитель был почти бесполезен. Некоторые подразделения, такие как 111-й сентай, защищавший Осаку, снимали 12,7-мм. пулеметы для того, чтоб оперировать на большой высоте.
Большая часть выпущенных истребителей Тип 5 - около 150 штук была поставлена в 111 сентай, почти половина из них была бесполезно потеряна из-за неопытности своих пилотов.


Наиболее опытные пилоты успешно воевали на Ki-100 даже в условиях господства в воздухе авиации союзников, потому что в их руках "Тип 5", значительно превосходил F6F Hellcat и был не хуже, чем Corsair, Thunderbolt или Mustang. Лучшие летчики-истребители были отозваны со всей империи, чтобы помочь в защите родных островов. Капитан Hidea Inayama, пилот Ki-44, который защищал Палембанг в Голландской Ост-Индии, получил Ki-100 и стал командиром чутая в 111-й сентае. Он закончил войну с двадцатью двумя победами. Лейтенант Morikichi Kanae, ветеран Халхин Гола и Бирмы, пережил войну, имея в своем активе 32 победы, старший сержант Goro Miyamoto, также ветеран Бирмы, пережил войну с двадцатью шестью победами, Все они были пилотами Ki-100 в 25-м сентае. Капитан Akira Onozaki, летая на Ki-100 как командир чутая в 59-м сентае, претендовал на 28 побед в Новой Гвинее и в Японии до конца войны.


Пилоты 111-го сентая научились атаковать В-29 на больших высотах, по одному в лобовой атаке. Опытные пилоты постоянно меняли курс, прежде чем подходили на дистанцию открытия огня. А вот неопытные пилоты шли в атаку по прямой, и почти всегда погибали под шквальным огнем американских стрелков. В боях же против истребителей все решала квалификация пилота, которых, к сожалению в японской армии уже почти не осталось. В одном из боев над Осакой 18 июля 1945 года 25 истребителей Ki-100 111-го сентая схватились с 18 Мустангами. Хотя было сбито 5 P-51D, только четыре японских истребителя вернулись на свою базу к югу от Осаки, с капитаном Inayama среди них. Хотя несколько пилотов спаслись на парашюте, большинство из них погибло. В другом случае в бою у Окинавы, как сообщало Радио Токио 12 апреля 1945 года, группа из восьми истребителей Ki-100 сбила двадцать два Hellcat без потерь для себя, хотя скорее всего это сообщение было не более, чем военной пропагандой. 25 июля 1945 года произошел воздушный бой, в котором участвовало 18 истребителей Кi-100 из 244-го сентая и 10 палубных истребителей Hellcat 31-й истребительной эскадрильи с легкого авианосца USS Belleau Wood. Каждый из противников потерял по два самолета в этом бою. Среди сбитых японских летчиков оказался майор Tsutae. Последний сбитый Кi-100 был отмечен 14 августа 1945 года. В этот день старший сержант Fumihiko Таmagaki из 244-го сентая был сбит истребителем Mustang.


Независимо от результатов, истребители "Тип 5" показали себя достаточно хорошо весной и летом 1945 года, чтобы получить звание лучшего истребителя JAAF(ВВС Японии) 2-й мировой войны.
Производство Ki-100 продолжалось до середины июня 1945 года, когда очередной налет В-29 на завод Kagamigahara не поставил точку в производстве истребителя. Впервые в войне Kawasaki организовала параллельное производство на бывшей мебельной фабрике в Tsutki в префектуры Мияги из поставляемых комплектующих, но производство набирало обороты медленно. С мая по конец июля только двенадцать истребителей Ki-100 вышло из цехов, пока В-29 не превратили эту фабрику в кучу щебня, тем не менее еще 3 самолета удалось собрать из задела в лесном массиве рядом с фабрикой.


Выдающиеся характеристики истребителей Тип 5 послужили причиной выбора этого самолета для дальнейшего развития в марте 1945 года. Проект, обозначенный как Ki-100-II представлял собой высотный истребитель, оснащенный двигателем Mitsubishi Ha.112-II-ru с турбокомпрессором Ru.102, оборудованный кроме того и системой впрыска метанола для форсажа. Масса Ki-100-II возросла при этом почти на 300 кг. Первый прототип был построен в мае, испытания показали, что максимальная скорость на малых высотах снизилась, но зато рабочая высота поднялась до 8 км, выше мощность двигателя падала, но до высоты 11 км все же обеспечивала истребителю приемлемые данные. Три прототипа были построены к августу 1945 года, сборка четвертого была почти закончена, когда война закончилась. Прототипы были испытаны в летно-исследовательском центре в Fussa, по крайней мере один из них поступил в распоряжение 3 отдельного оперативного чутая в Yokota, входившего в состав 10 авиационной дивизии, хотя маловероятно, что прототипы Ki-100-II когда-либо участвовали в атаках на американские бомбардировщики.


Испытания хоть и выявили некоторые проблемы, были признаны удовлетворительными и новая модель истребителя была принята к производству на заводе Kawasaki, как Ki-100-IIа "Тип 5 Модель 2 А". Испытательные полеты показали, что рабочий потолок Ki-100-IIа будет составлять 11800 м, а максимальный достигает при необходимости 14000 м. Производство модели 2А было запланировано на Kawasaki на сентябрь 1945 года. Планировалось производить до 120 истребителей в месяц. Планировался также выпуск Ki-100-IIа на заводах фирмы Nakajima. По понятным причинам этим планам сбыться не удалось.
Ki-100 не признавался союзниками как отдельный тип истребителя в последние месяцы войны. Обычно его опознавали как Nakajima Ki-84 Frank, или просто неопознанный японский истребитель.


"Тип 5" заработал почти уникальное место в истории, когда некоторые из них были собраны в составе 5-го сентая через два дня после капитуляции Японии для самоубийственных атак на американские корабли, которые приближались к Японии к югу от залива Исэ. Мудрые головы в императорской штаб-квартире в Токио вовремя узнали об этих планах и отменили их. Только несколько штук истребителей "Тип 5" пережили войну, четыре из них из 111-го сентая перелетели в Йокосуку в ноябре 1945 года для отправки в Соединенные Штаты для оценки. Другие попали в музеи по всему миру.

Список терминов и названий частей и соединений Армейской авиации Сухопутных войск Японии
Воздушная армия Сухопутных войск (яп. 航空軍 ко:ку:-гун?))
Корпус АА - ( (яп. 飛行集団 хико-сюдан?)
Дивизия АА - (яп. 飛行団 хико:-дан?)
Полк армейской авиации (АА) (до 1937 г.) - (яп. 航空大隊 ко:ку:-дайтай?)
Отдельный полк АА (до 1937 г.) - (яп. 独立飛行大隊 докурицу хико:-дайтай?)
Полк армейской авиации (АА) смешанного состава - (яп. 飛行連隊 хико:-рэнтай?)
Боевая авиагруппа (авиаполк) АА (после 1937 г.) - (яп. 飛行戦隊 хико:-сэнтай?)
Отдельная авиаэскадрилья АА - (яп. 独立飛行中隊 докурицу хико:-тю:тай?)
Эскадрилья АА - (яп. 航空中隊 ко:ку:-тю:тай?)
Ударная авиаэскадрилья АА (( (яп. 攻撃隊 когэки-тай?))
Батальон МТО АА — (яп. 整備隊 сэйби-тай?)
Звено АА - (яп. 飛行小隊 хико:-сё:тай?)
Ударные спецчасти АА (части Камикадзэ) — ( (яп. 特別攻撃隊・特攻隊 токубэцу-ко:гэки тай, токко:тай?))

Модификации :
Ki-100 (прототипы): одна партия Kawasaki Ki-61 II KAI с радиальным двигателем. 3 построено.
Ki-100-Ia (Ki-100-I-Ko) они же Fighter Type 5 of Army (Mark Ia) это 271 серийных самолетов, построенных из незавершенных планеров Ki-61-II-KAIa с двигателями Mitsubishi Ha.112-11 Kinsei мощностью 1500 л.с., вооружение идентично Ki-61-II-KAIa.
Ki-100-Ib (Ki-100-I Otsu) он же (Mark Ib) серийная модель, построено 118 штук. От прыдыдущей модели отличался каплевидным фонарем кабины от варианта Ki-61-III.
Ki-100-II прототип высотного истребителя, оснащенного двигателем Mitsubishi Ha.112-II-ru мощностью 1,120 kW (1,500 hp) с турбокомпрессором Ru.102, оборудованный кроме того и системой впрыска метанола. Построено 3 прототипа+1 некомплектный.
Ki-119 (проект) истребитель-болмбардировщик, дизайн на основе фюзеляжа Ki-100. Один незавершенный прототип.

ЛТХ:
Модификация Ki-100-I
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 8.82
Высота, м 3.75
Площадь крыла, м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 2525
нормальная взлетная 3495
Тип двигателя 1 ПД Мицубиси Hа-62 (Hа-112-II "аpмейский тип 4")
Мощность, л.с. 1 х 1500
Максимальная скорость , км/ч 580
Крейсерская скорость , км/ч 400
Практическая дальность, км 2200
Боевая дальность, км 1400
Максимальная скороподъемность, м/мин 835
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел 1
Вооружение: две фюзеляжных 20-мм пушки Hа-5 и
два крыльевых 12,7-мм пулемета "тип 1"

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow