You are viewing igor113

Previous Entry | Next Entry


Как же я давно пытался попасть внутрь этого уникального самолета. На текущий момент только три державы способны содержать такие самолеты на службе в армии: это мы,сша и япония. Боюсь как бы таких держав не стало меньше. И вот благодаря ребятам волонтерам,которые восстанавливают самолеты в Центральном музее ВВС в Монино, я попал в Бе-12. Экскурсию нам проводили как и по Ту-4 Евгений Сологубов и Матвей Домченков.Пока еще есть летающие борта в Севастополе,но их все меньше и меньше. Говорят на них стоят очень ценные нынче двигатели и поэтому так просто такой самолет с движками не заполучить. Но ведь корабль!!! В первой части мы побродим внутри самолета. Попытаюсь разобраться в хитросплетениях переходов. А во второй части погуляем вокруг самолета и сверху. Художественной красоты от меня не ждите. И вновь выступает объектив 8-15:-)))

Центральный музей ВВС в монино
Бе-12 на Гидроавиасалон 2010 и в Сафоново
Киевский авиамузей часть 2:Бе-12.
очень классный пост о Бе-12 от Марата Гизатулина
как должен выглядеть летающий борт Бе-12 от Сергея Доли

Побывал в субботу еще раз в музее и увидел как четко поставлена работа,как за самолеты отвечают конкретные люди и что работа не затихает ни на миг. Постепенно в орбиту восстановления вовлекаются все новые и новые борта. Глядишь и до Бе-12 дойдет очередь. Главное бы как повсюду в нашей стране не мешали...
Кто же наш подопечный? Самолет Бе-12, заводской номер 5600302, бортовой номер 25 жёлтый, эксплуатант 555 плап,аэродром Очаков,а сейчас находится в экспозиции Центрального музея ВВС (Монино). Прогуляемся по самолету. многого я не знаю,поэтому если сможете подсказать по отсекам,оборудованию и прочему прочему прочему,то буду очень признателен. Итак:
В передней части фюзеляжа расположены кабины штурмана и летчиков, для входа которых в самолет предусмотрена открываемая внутрь дверь на правом борту перед отсеком шасси.Именно через нее мы и попали внутрь.

Из отсека со входным люком двигаемся вперед.Тут еще один отсек перед отсеком команды.
Сверху видна тросовая проводка к управляющим поверхностям,качалки и противовесы.Все брутально,все на виду.Все кабины экипажа негерметичны, в связи с чем высота полета самолета ограничен 8000 м. Для поддержания необходимого микроклимата они отапливаются и вентилируются воздухом, отбираемым от последних ступеней компрессоров маршевых двигателей.

Лодка состоит из 10 отсеков, из которых восемь водонепроницаемы.
красочка немного облезла


осматриваемся. Что за оборудование здесь стояло и стоит?


двигаемся вперед


еще раз оглядываем отсек,куда вошли


Идем в кабину экипажа. Экипаж самолета состоит из четырех человек - командира корабля, его помощника, штурмана и воздушного радиста.Впереди у нас рабочее место штурмана,пилоты наверху. Радист в среднем отсеке.


За кабиной штурмана располагалась кабина летчиков. Она была двухуровневая. На первом уровне по бокам центрального прохода располагались этажерки с оборудованием. На высоте 100-130 см от пола располагался второй уровень. Это были рабочие места летчиков. Чтобы пробраться на «второй этаж» необходимо было пролезть в нишу на первом уровне справа и слева от центрального прохода и через проем в арматуре подняться по ступенькам наверх. После этого сесть в кресло. Кресло летчика имело два положения: рабочее и нерабочее.


Когда вы попадаете наверх, кресло находится в нерабочем, т.е в заднем положении. При этом вы оказываетесь примерно на расстоянии метра от штурвальной колонки и педалей управления. Для приведения кресла в рабочее положение необходимо было переместить красный рычаг приличных размеров на кресле. При этом кресло перемещалось вперед до упоров и закрывало нишу через которую вы поднялись на второй уровень. В этом положении кресла летчик и управлял самолетом.


а мы двигаемся на рабочее место штурмана


общий вид с рабочего места штурмана вперед .Для прицельного сбрасывания бомб, торпед, буев и спасательных средств предназначены ночной коллиматорный прицел НКПБ-7 и прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С-1 (Сирень-2М), работающее в связи с бортовой РЛС И-2Б в качестве визира при использовании по радиовидимым целям.А где все это располагается?На полу в передней части кабины располагался вычислитель бомбового прицела.


взгляд назад,видны педали КВСа


Часть приборов сохранилось. Вандалы здесь не куралесили,но солнышко выжигает все нещадно.Заднее рабочее место штурмана укомплектовано навигационной аппаратурой, которая располагается по левому борту. На рабочем месте расположен столик. На этом рабочем месте кресло штурмана фиксировалось правым боком по полету (штурман сидел лицом к левому борту). Напротив этого места в правом борту был иллюминатор, рядом с которым было дополнительное откидное сиденье.


Пилотажно-навигационное оборудование. На самолетах первых серий устанавливалась пилотажно-навигационная система "Путь-1 М", позже - "Привод-Е", предназначенная для полуавтоматического пилотирования по заданному курсу и захода на посадку с использованием наземного комплекта аппаратуры РСБН-2С.


Сверху в передней части имеются эксплуатационно-аварийный палубный и якорный люки, используемые при базировании на воде для постановки самолета на бочку или якорь, взятия на буксир и заправки топливом на плаву. Там же, а также в зонах входных дверей на правом борту установлены причальные утки для удержания плавсредств, причаливаемых к самолету.


Снизу в передней части фюзеляжа (район форштевня) размещен открываемый поворотом вниз-вперед на угол 73,5° аварийный люк штурмана.

Штурман располагался на некатапультируемом кресле, которое перемещалось между двумя рабочими местами по рельсам. В случае аварийного покидания самолета в полете штурман должен был проделать поистине цирковой трюк.

Если штурман находился на переднем рабочем месте, то после поступления команды на покидание самолета он должен был выполнить следующие операции:

1. Расфиксировать кресло и отвести его в крайнее заднее положение.
2. Кран управления нижним аварийным люком установить в положение открывания. После этого должен был открыться люк который находился в полу кабины перед вычислителем бомбового прицела и откидывался вниз-вперед как одно целое с носовой частью редана.
3. При отказе гидросистемы было необходимо вооружиться ручным гидронасосом (ручка к нему укреплена рядом) и открыть люк, сделав несколько десятков качаний ручкой.
4. После того как люк удалось открыть штурман должен был покинуть через него самолет (если хватит высоты).

При аварийном покидании самолета на воде штурман мог воспользоваться верхним аварийным люком,который находился над задним рабочим местом.


окошечко и держатель


Кабины летчиков и штурмана имели традиционную для средины 60-х годов черную окраску и ультрафиолетовое освещение.


морское оборудование самолета, в основном, размещается в кабине штурмана и позволяет выполнять операции по взятию самолета на буксир, постановке на бочку, заправке топливом на плаву и т.п. Для базирования на необорудованной акватории имеется якорное устройство (донный якорь адмиралтейского типа массой 19 кг, лебедка с тросом, якорный ус с замком для крепления за бортовой уток), а также лине-метатель с тросом длиной 200м. Помимо этого, в отсеках самолета размещаются сигнальные флажки, мегафон, ручные водооткачивающие насосы, пластыри и др. оборудование для устранения последствий пробоин.


взгляд назад на нижнюю часть рабочих мест пилотов. Там сидит Андрей Иванов:-)))


Вид чуть ниже,тут тоже авиаторы:Ольга Олехник


Справа располагались блоки авиационного поискового магнитометра АПМ-73 (в начале эксплуатации был установлен АПМ-60). Здесь же размещались блоки систем связи и передачи данных с гидроакустическими средствами. Это переднее рабочее место штурмана. На этом рабочем месте кресло штурмана фиксировалось по оси самолета. В этом положении штурман находился в районе разведки (боевых действий).


общий вид назад с креслом штурмана


еще больший вид


снова выглянем вперед. Белые это ручки? Здесь же располагался фотоаппарат АФА-27Т-49 и электросекстант из системы ДАК-ДБ (дистанционный астрокомпас дальнего бомбардировщика). Фотоаппарат с шириной кадра 270 мм позволял делать съемку с рук через иллюминатор, а с помощью электросекстанта можно было вносить координаты светил непосредственно в вычислитель системы. Кроме этого иллюминатора штурманская кабина была остеклена справа и слева на переднем рабочем месте штурмана.

Поисково-прицельная система самолета ППС-12 включает: радиогидроакустическую систему "Баку", авиационный поисковый магнитометр АПМ-60Е, радиолокационную станцию "Инициатива-2Б", автоматический навигационный прибор АНП-1 В-1, прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С "Сирень-2", автопилот АП-бЕ, некоторые элементы пилотажно-навигационного оборудования. Основным источником информации о подводной обстановке являются радиогидроакустические буи, для получения сигналов от которых на самолете имеется приемное устройство СПАРУ-55 (не имеющее электрических связей с элементами ППС-12). На модернизированных Бе-12Н установлены: магнитометр АПМ-73С и доработанная РЛС "Инициатива-2БН", многоканальное унифицированное приемное устройство "Нара" и прицельно-вычислительное устройство "Нарцисс" с анализатором цели.
как сюда дотягивался штурман?


кресло под парашют,при взлетах и посадках на воду остекление было так близко от бурунов воды, что штурманы окрестили свою кабину «аквариумом».


что это за аварийный сброс троса? лине-метатель с тросом длиной 200м? или для якоря?


потолок штурманского кабинета


аварийный люк


а мы выходим из кабины пилотов и штурмана ,вновь смотрим на отсек за ней. Дима Олехник стоит напротив входа.Входные двери, как это принято на кораблях, сделаны открывающимися вовнутрь, что облегчает покидание лодки в случае ее затопления.Это отсек оборудования,он имел большой внутренний объем, но оборудование в нем располагалось лишь по правому борту на невысоких этажерках. Тут просто напрашивалась комната отдыха экипажа, но об этом подумали только недавно, при проектировании амфибии А-40. Снаружи отсека располагались ниши основного шасси. По правому борту перед нишей шасси располагался входной люк.


двигаемся в хвост. Вот отсек со входом около колесных ниш. Что это за труба сверху?


двигаемся дальше в хвост между колесных ниш. Поэтому проход здесь узенький,деревянное покрытие прохода немножко сгнило


следующий отсек за колесными нишами. Тут находим ЦРУ,левое и правое:-))) Под синими емкостями(баллоны Ш-20) порой вывешивали гамак .Кислородная система поддерживает жизнедеятельность членов экипажа при полетах на высотах свыше 4000 м. Запас кислорода хранится в 20 баллонах Ш-20 (емкость - 4 л). Имеются парашютные кислородные приборы КП-27М у летчиков, КП-23 - у штурмана и радиста.


рассмотрим отсек внимательнее


общий взгляд на люк откуда мы пришли: вид с хвоста


видны оба ЦРУ:-))) Для обнаружения подводных лодок самолёт использует гидроакустическую систему "Баку" (сбрасываемые радиогидроакустические буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС "Инициатива-2Б". Где магнитометр знаю,а где остальное? У радиста и штурмана?


синие баллоны это кислород?


двигаемся дальше:грузовой отсек длиной 6 м, над которым находится одностворчатый люк для загрузки средств поиска и поражения на плаву, а снизу - днищевый двустворчатый люк с разъемом по килевой плоскости. Створки днищевого грузолюка в закрытом положении запираются штангово-штырьевыми замками. На правом борту имеется задняя входная дверь, служащая также аварийным выходом для радиста при покидании самолета в воздухе. Дверь открывается внутрь, снабжена пневмоприводом и защитным щитком. За ней расположен контейнер с аварийной надувной спасательной лодкой.


осматриваем этот отсек,при повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта сохраняется.В грузовом отсеке предусмотрена установка дополнительного бака на 1800 л.


вид с хвоста в нос,тут тебе и сирена и свет


держатели боеприпасов и оборудования и верхний люк,для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 "Скальп").


далее проход сбоку (справа по движению),идем в отсек радиста


Кабина радиста расположена сразу за центропланом. Над его рабочим местом установлен открываемый блистер.


а зачем радисту блистер? штурману понятно,а радисту?Стрелок-радист сидел в прозрачной полусфере блистера и управлял включением магнитной системы регистрации параметров полета МСРП-12 (то, чьи накопители информации досужие журналисты всего мира называют черными ящиками) и связной радиостанцией. Кресло его располагалось на «насесте» - кожухе, закрывающем хвостовую часть бомбоотсека.


вид с рабочего места радиста .Радиооборудование обеспечивает беспоисковую и бесподстроечную радиосвязь с наземными радиостанциями и другими самолетами, выход самолета на аварийную радиостанцию и связь с потерпевшими бедствие. Состав радиооборудования типовой для подобного класса машин: радиостанция дальней связи Р-807 (РСБ-70), командная УКВ -радиостанция Р-802Б (РСИУ-5), самолетное переговорное устройство СПУ-7, магнитофон МС-61, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, радиовысотомер малых высот РВ-УМ, автоматический радиокомпас АРК-11, УКВ -радиокомпас АРК-У2 и др.


общий вид,а попали мы сюда через тот люк внизу справа. Смотрим в сторону носа


внизу слева аварийный люк


Так как на борту самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования, к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых источников питания со 100% резервом.


отсюда мы пришли


следующий отсек с ВСУ АИ-8


здесь люков нет,солнышко не добралось и с краской все хорошо


АИ-8


а я продвигаюсь в тот маленький люк внизу


тут еще отсек,это пожарная система?


видны тяги и троса управления хвостовым оперением


а нам еще дальше,в этот лючок


тут уже ничего большого: хвостовая стойка


Управляемое хвостовое колесо - как утверждают, предложенное летчиком-испытателем Ю. Куприяновым, существенно упрощало маневрирование на рулении и уменьшало необходимость частого применения тормозов во избежание их перегрева. В первоначальном варианте для управления служил штурвальчик. впоследствии хвостовое колесо стало управляться от педалей, и это оказалось значительно удобнее. Но случаи перегрева тормозов все же не удалось исключить полностью.


боковинка и приводы


другая сторона,это ниша уборки хвостового колеса


начинаем двигаться в обратном направлении


отсек перед отсеком с всу


особого оборудования здесь нет


система пожаротушения?Для заполнения свободного пространства топливных баков и исключения их возгорания при боевых повреждениях применяется система нейтрального газа. Запасы углекислоты ОСУ-5 хранятся в пяти баллонах и поступают в систему через фильтр.Они ли это?


отсек с ВСУ,оно над нами


такие вот предохранители,амперметр,ручная работа,восемнадцатый век:-))) Зато никакие ЭМИ им не страшны!!


особенно радуют соединения


отсек радиста,вид снизу


рабочее место радиста,высоко сижу далеко гляжу


Фото 73.


Фото 74.


Фото 75.


а это аварийный выход для радиста,есть куда бежать.Стрелок-радист располагался в своем отсеке спиной по полету. По команде на покидание он аварийно сбрасывал входной люк по правому борту. Затем он «нырял» в него, т.к. верхний срез люка находился примерно на уровне коленей.




вид от аварийного люка


ящички сохранились


снова грузовой отсек и отсек вооружения .Для подвески и прицельного сбрасывания буев, бомб и торпед на самолете предусмотрено соответствующее торпедо-бомбардировочное вооружение: кассетные и балочные держатели с замками, обеспечивающие дистанционное сбрасывание грузов и сигнализацию об их наличии на держателях; управление створками грузолкжов, взрывателями; подъемные приспособления; транспортировочные средства для доставки грузов к самолету.


отсек ЦРУ:-)))


Проход между колесных ниш,Дима так никуда отсюда и не ушел


а я пробираюсь в кабину пилотов. Рабочее место КВСа,приборная панель на удивление сохранилась


штурвал пострадал от солнца


правая боковина рабочего места КВСа


штурвальная колонка


педали и ниша для попадания на рабочее место пилота


центральный пульт между креслами пилотов


общий вид кабины,Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск подводных лодок.


приборная панель


приборная панель КВСа


2 го пилота


сдвижная форточка КВСа


РУДы.Режим работы двигателя устанавливается рычагом управления двигателя (РУД) и контролируется по указателю положения рычага топлива (УПРТ), измеряемого в градусах. Взлетному режиму соответствуют: положение 98-104 град., обороты (в процентах) - 95,5-96,2; малому газу: положение - 0 град., обороты - 79,5-82,5. Кроме того, по соответствующим приборам контролируются давление топлива, масла, тепловой режим.Все как на Ил-18


Система управления самолетом - штурвальная безбустерная со смешанной проводкой (в продольном канале дублированной). В кабине летчиков установлены 2 рулевые колонки (на стоянке, при застопоренных рулях могут для удобства отбрасываться в переднее положение) и двойные педали управления. Усилия на командных рычагах снижаются с помощью триммеров, а также сервокомпенсаторов (в каналах крена и курса). Парирование разворачивающего момента при отказе одного из двигателей - автоматическим отклонением триммеров рулей направления. Стопорение рулей механическое, с помощью тросовой системы. Полет в автоматическом режиме обеспечивает автопилот АП-6Е, рулевые машинки которого подключены к проводке тросовой системы управления по параллельной схеме.


Андрей Иванов в рабочем кресле второго пилота


штурвал второго пилота.При аварийном покидании самолета летчиками колонки штурвалов с помощью пневмосистемы автоматически отбрасываются в переднее положение.


Аварийно-спасательное оборудование включает: средства катапультирования летчиков (телескопический стреляющий механизм ТСМ-1880 и систему принудительного отделения их от сидений), парашюты С-4Б, индивидуальные морские спасательные костюмы членов экипажа МСК-3, надувную лодку ЛАС-5М с аварийной радиостанцией Р-850. В ранцах парашютов всех членов экипажа имеются надувные лодки МЛАС-1, кислородные приборы КП-27 и аварийный продовольственный запас.Летчики имели катапультируемые сиденья. Катапультирование производилось вверх через аварийные люки.
Перед катапультированием кресло необходимо было перевести в заднее нерабочее положение.


автоматы защиты


потолок


вид из форточки


Для выхода летчиков на палубу при базировании на воде, а также для их катапультирования служат два люка в потолке пилотской кабины, которые закрываются сдвижными крышками. Крышки могут сдвигаться назад на 650 мм, а при катапультировании - на 1250 мм.


место для термоса ,аптечки и тому подобных вещей


Экипаж Бе-12 носил защитные шлемы ЗШ-3 и спасательные жилеты. Из-за сильных шумов от двигателей в ЗШ-3 были установлены специальные подушки наполненные маслянистой жидкостью (возможно лигроин), защищавшие от шума уши. Морские спасательные комплекты МСК-64 в этой эскадрилье не использовались.


вид на рабочее место пилота сверху


вид из люка над вторым пилотом,остекление фонаря было оборудовано белыми шторками для снижения воздействия светового импульса в случае применения ядерного оружия. Задние боковые окна могли открываться. Над креслами летчиков находились аварийные люки весьма внушительных размеров. Они не сбрасывались, а под действием мощных пружин сдвигались назад по рельсам. Проемы этих люков использовали при регламентных работах для выхода на верхнюю поверхность фюзеляжа.


столь ценный АИ-20


Фото 108.


нос


общий вид на кабину пилотов


левая боковина второго пилота


она же


лаз для второго пилота


общий вид


Мой мозг вскипает,но мы двигаемся дальше.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
alcm_b
Jun. 1st, 2013 03:46 pm (UTC)
Спасибо. Самолет впечатляет.
livejournal
Jun. 2nd, 2013 06:40 pm (UTC)
Авиационный вечер
Пользователь russos сослался на вашу запись в записи «Авиационный вечер» в контексте: [...] и Бе-12 [...]
aramis7
Jun. 2nd, 2013 08:02 pm (UTC)
интересно)
evilhotaru
Jun. 3rd, 2013 07:43 am (UTC)
МиГ под крылом так уютненько поместился.
( 4 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow